Охрана окружающей среды при применении пестицидов

 08.07.2014

Объективная неизбежность антропической нагрузки на природную среду в ходе общественного производства и в связи с этим необходимость активных мер по предотвращению отрицательных последствий обусловили формирование современного подхода к проблеме охраны биосферы, который получил наименование управления качеством окружающей среды. Суть его состоит в переходе от констатации опасности к ее прогнозированию и соответственно от мер по устранению или уменьшению опасности к ее предотвращению.
Применительно к условиям интенсивной химизации сельского хозяйства управление качеством окружающей среды заключается в определении оптимального соотношения между удовлетворением общественных потребностей в производстве продуктов питания и гигиеническими требованиями к чистоте воздуха, воды и почвы, и осуществлении соответствующих мер по охране природных объектов и здоровья населения. Такой подход к оценке последствий применения пестицидов обоснован академиком АМН России Л. И. Медведем.
Принципиальные различия между выбросами отходов промышленности и использованием пестицидов состоят в том, что в отношении промышленных отходов необходимы меры, не допускающие их циркуляции в биосфере, а пестициды специально диспергируются в пространстве, и задачи охраны природных объектов заключаются в регуляции их распространения и концентрации на относительно безопасном уровне.
Управление во всех сферах человеческой деятельности включает: получение необходимой информации, ее анализ, принятие решений и их осуществление.
Охрана окружающей среды от опасного загрязнения пестицидами осуществляется на различных уровнях управления: локальном, региональном, общегосударственном и глобальном. Локальный уровень управления ограничивается хозяйством, районом; региональный включает область, республику, географическую зону, общегосударственный — в целом страну; глобальный охватывает вопросы международной регламентации, что и входит в компетенцию ООН, ВОЗ.
На разном уровне управления в зависимости от поставленной задачи будут различными и элементы системы управления и взаимодействия между ними. К общегосударственному уровню управления относятся:
1. Организация рационального использования пестицидов:
- совершенствование ассортимента препаратов;
- недопущение к применению препаратов, обладающих отрицательными свойствами при воздействии на человека и окружающую среду;
- отбор препаратов, разрешенных для применения в сельском хозяйстве;
- отбор препаратов, разрешенных для продажи населению;
- изъятие препаратов, отрицательные свойства которых выявлены в процессе применения;
- апробация и внедрение методов и способов применения пестицидов, обеспечивающих уменьшение распространения их за пределы обрабатываемой территории.
2. Гигиеническое нормирование, регламентация и контроль за применением пестицидов:
- обоснование ПДК в воздухе рабочей зоны;
- комплексное гигиеническое нормирование в продуктах питания, воде, почве и атмосферном воздухе;
- обоснование ПДК в почве;
- регламентация условий применения препаратов (сроков выхода, сроков ожидания, кратностей обработки, санитарно-защитных зон и др.);
- организация службы контроля за применением пестицидов.
На региональном и локальном уровнях осуществляются следующие формы управления:
1. Обеспечение природоохранной технологии химической защиты растений:
- в каждом конкретном случае строго обоснованное применение пестицидов с учетом прогноза численности вредителей, а также экономических порогов вредоносности;
- внедрение интегрированных систем защиты растений, предусматривающих использование альтернативных химическому методов борьбы с вредителями.
2. Контроль за безопасностью использования пестицидов:
- надзор за условиями их хранения и транспортировки;
- контроль за соблюдением регламентов применения;
- контроль загрязнения продуктов питания остаточными количествами токсичных веществ.
Начальным этапом управления качеством окружающей среды в хозяйстве, районе является планирование мероприятий по химической борьбе с вредителями. Исходя из прогноза распространения вредных объектов и экономических требований к уровню ликвидности потенциальных потерь урожая с учетом внедрения интенсивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, определяется ассортимент препаратов, сроки и кратность их применения, площади обработок, необходимое количество препаратов каждого наименования. На основании этих данных составляется расчетный прогноз уровня потенциального загрязнения окружающей среды пестицидами. Он не должен выходить за пределы среднего агроэкотоксикологического индекса. Если запланированная система мер не будет соответствовать этому требованию, необходимо внести соответствующие коррективы с целью снижения пестицидной нагрузки на сельскохозяйственную территорию и природные ландшафты. В тех случаях, когда интенсивность химических обработок уменьшить нельзя в связи с угрозой экономических потерь, необходимо предусматривать выборочный или сплошной производственный контроль за содержанием остатков пестицидов в природных объектах и продуктах урожая.
Информативной базой для принятия решений в процессе проведения работ являются данные системы наблюдений — мониторинга. Термин мониторинг был предложен на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде и теперь является общепризнанным. На основании мониторингового контроля природных объектов определяется величина фактической суточной дозы пестицидов, поступающей в организм. Сопоставление ее с нормативной допустимой суточной дозой позволяет дать гигиеническую оценку качества окружающей среды и принять решение о возможности продолжения запланированных работ по химической защите растений или необходимости внесения изменений в ассортименте используемых препаратов, кратности обработок и осуществления других мер, направленных на снижение уровня концентрации загрязнителей в контролируемых объектах.