Севжелдорлаг (Севжелдорстрой) — Северный железнодорожный исправительно-трудовой лагерь НКВД, который функционировал с 10 мая 1938 по 24 июля 1950. Подчинялся Главному управлению лагерей НКВД (до января 1940), Главному управлению лагерей железнодорожного строительства НКВД (январь 1940 — апрель 1947), затем Северному управлению лагерей железнодорожного строительства, с 1948 — снова Главному управлению лагерей железнодорожного строительства НКВД.
После завершения основных работ по строительству Северо-Печорской железной дороги он был объединен с Севпечлаг с образованием Печорлага.
Участки Севжелдорлага располагались на территории Архангельской области (на станции Котлас) и Коми АССР (в посёлке Княж-Погост Усть-Вымского района и посёлке Железнодорожный — ныне это город Емва).
Выполняемые работы
- строительство железной дороги Котлас — Воркута, с 1940 на участке Котлас — Кожва.
- строительство Северо-Печорской железнодорожной магистрали,
- окончание работ на участке железной дороги Коноша — Котлас ликвидированного Севдвинлага, с 04.09.1946
- работы по увеличению пропускной способности участка Вельск - Котлас -Кожва Печорской ж.д.
- обслуживание мех.завода в Княж-Погосте (с 30.09.1948)
- обслуживание Котласскгоо мостозавода
- производственное и жилищное строительство,
- производство извести на Сырочаевском заводе,
- производство кирпича,
- подсобные сельскохозяйственные работы,
- лесозаготовки.
Численность
На 1 октября 1938 года из 25 199 содержащихся в Севжелдорлаге заключённых 13 906 являлись осуждёнными по 58 статье, 3 158 как СОЭ и СВЭ. На 1 января 1943 из 29 741 заключенных 2 709 были женщины, а осуждённые по 58 статье составляли 17 114. С 1942 по 1947 в Севежлдорлаге были рабоиче коллоны ссыльных немцев в июле 1942 - 4954 человек, в ноябре 1942 - 5411 человек, и в январе 1947 1130 человек, в августе 1948 - 95 человек.
Начальники
- Шемена С. И., капитан ГБ, с 10.05.1938 по не ранее 07.101.1944.
- Ключкин И. И., полковник, с 04.04.1945 по 24.07.1950