Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Алданов, Марк Александрович

Марк Алданов (урождённый Марк Александрович Ландау; Алданов — анаграмма, ставшая затем из псевдонима настоящей фамилией; 26 октября (7 ноября) 1886, Киев, Российская империя — 25 февраля 1957, Ницца, Франция) — русский прозаик, публицист, автор очерков на исторические темы, философ и химик. Был тринадцать раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1938, 1939, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957).

Доэмигрантский период

Родился в интеллигентной и состоятельной еврейской семье. Отец — сахарозаводчик Александр Маркович Ландау, мать — Шифра Ионовна (Софья Ивановна) Зайцева (ум. 1928, дочь известного киевского сахарозаводчика Ионы Мордковича (Марковича) Зайцева, 1828—1907).

Среднее образование получил в Киево-Печерской гимназии, по окончании которой в 1904 году поступил в Университет Св. Владимира, где окончил два факультета, физико-математический и юридический. Затем много учился и работал в Западной Европе; увлёкся европейской историей, познакомился с некоторыми свидетелями эпохи (в частности, императрицей Евгенией) и политиками. Посетил также Северную Африку и Ближний Восток.

Начало Первой мировой войны встретил в Париже, затем вернулся в Россию. В России работал в основном по специальности химика, автор многих публикаций в области химии. В 1915 году издан первый том критико-литературного сочинения «Толстой и Роллан». По замыслу автора, работа должна была быть посвящена сопоставлению двух писателей, но в первом томе речь шла в основном о Толстом, а рукопись второго, посвящённого Роллану, во время революции и гражданской войны пропала; поэтому Алданов впоследствии переработал в эмиграции первый том и переиздал его под названием «Загадка Толстого». Начало деятельности с работы о Льве Толстом не случайно — несмотря на существенные философские разногласия, Алданов на всю жизнь остался поклонником творчества и личности Толстого, под влиянием которого во многом создавались его исторические романы. Российское издание осталось мало замеченным критиками.

В 1917 и 1918 годах Алданов выпустил «Армагеддон» — две книги диалогов между «Химиком» и «Писателем» на общественно-политические и философские темы. Здесь уже вполне обозначились основные черты его творчества: основанная на огромном историческом опыте скептическая ирония по отношению к государственной деятельности, войнам, нравственному прогрессу человечества, признание огромной значимости роли простого случая в истории; вместе с тем вера в высшие ценности — «Красоту-добро».

Первый эмигрантский период (1918—1940)

После вступления в Партию народных социалистов в 1919 году был командирован этой партией за границу, с тех пор в Россию больше не возвращался. Жил сначала в Париже, затем в Берлине (с 1922 по 1924 годы), потом снова в Париже.

В эмиграции он с большим успехом дебютировал как исторический романист, выпустив тетралогию «Мыслитель» из истории Французской революции и наполеоновских войн — «Девятое термидора» (1923), «Чёртов мост» (1925), «Заговор» (1927), «Святая Елена, маленький остров» (1921), а затем и трилогию из недавнего времени, периода Первой мировой войны и русской революции и эмиграции — «Ключ» (1929), «Бегство» (1932) и «Пещера» (1934—1936). Его исторические романы переведены на 24 языка. В романах Алданова, помимо сложно построенного сюжета и ярких характеристик исторических лиц, присутствуют обычно историко-философские рассуждения, вложенные в уста вымышленных персонажей-резонёров. Помимо умудрённых опытом резонёров, везде фигурируют наивные персонажи, столкнувшиеся с великими историческими событиями и воспринимающие их с «простой» точки зрения (этим «толстовским» приёмом Алданов пользуется неоднократно). Большую известность Алданов получил благодаря историческим очеркам, печатавшимися в газете «Последние новости» и посвященным как деятелям и событиям Французской революции и близких эпох, так и современникам-политикам. В его очерках, написанных хорошим языком, с большим количеством подробностей, извлечённых автором из работ во французских архивах или собственных воспоминаний, читатели видели аллюзию на современные события; однако Алданов утверждал, что «не несёт ответственности за повторения и длинноты истории». Им также опубликованы небольшие повести о Микеланджело, Ломоносове, Бетховене, Байроне, пьеса «Линия Брунгильды», шедшая в эмигрантских театрах. Постоянный автор журнала «Современные записки».

Об Алданове-писателе положительно отзывались Владислав Ходасевич, Георгий Адамович, Владимир Набоков, Иван Бунин; отрицательные его характеристики принадлежат Георгию Иванову (после того, как Алданов обвинил его в коллаборантстве) и Марине Цветаевой («малость — не героев, а автора… сплетник-резонёр — вот в энциклопедическом словаре будущего — аттестация Алданова»).

Второй эмигрантский период (1940—1957)

После падения Парижа в 1940 году Алданов переезжает в США, пишет в газете «Новое русское слово» и «Новом журнале», одним из основателей которого был сам писатель, переходит от очерков к «политическим рассказам» на современные темы, связанные прежде всего со Второй мировой войной. В рассказе «Фельдмаршал» он предсказал Заговор 20 июля. Вернувшись после войны во Францию, Алданов написал два больших романа в своём прежнем стиле: «Истоки» (1950) — о революционном движении конца 1870-х годов и убийстве Александра II и «Самоубийство» — о русской революции, — примыкающих к довоенным повестям; «Повесть о смерти», действие которой происходит в 1848 году, а также ряд художественных произведений в не свойственной ему прежде остросюжетной манере, однако с неизменной философски-исторической проблематикой («Ночь в терминале», «Павлинье перо», «Бред», «Каид»).

Среди крупных работ позднего периода Алданова — его философский opus magnum «Ульмская ночь. Философия случая» (1953), построенный, как и ранние работы, в виде диалога двух альтер эго автора. Там ставятся, помимо давно занимавшей его проблемы решающего влияния случая на историю, вопросы нравственности, «вечных ценностей», общественного контроля за действием политиков, принципов философии Декарта, некоторые политические вопросы (так, ещё при жизни Сталина он сделал весьма интересные предсказания об исходе холодной войны и о стратегии будущего распада СССР; несмотря на неприятие тоталитаризма и большевизма, к такой перспективе он относился отрицательно).

В эмиграции Алданов продолжал работать и как химик; его книга 1936 года «Actinochimie» получила высокую оценку европейских коллег. В 1951 году он издал книгу «К вопросу о возможности новых концепций в химии».

В 1952—1956 годах участвовал в работе нью-йоркского «Издательства имени Чехова», для которого подготовил программу деятельности.

Алданов пользовался расположением практически всей русской эмиграции во Франции и США (самых разных взглядов и убеждений), имел репутацию «совершенного джентльмена». Алданов и его жена много занимались благотворительностью. Среди его друзей и корреспондентов — Бунин, Набоков, Керенский, Сабанеев.

В 1957 году Алданова номинировали на соискание Нобелевской премии по литературе.

С конца 1920-х годов состоял во Франции и США в нескольких масонских ложах и группах лож, был членом-основателем нескольких из них. Был посвящён в 1919—1921 годах в ложу «Братство» ВВФ. Член-основатель ложи «Северная звезда» ВВФ. Возведён в 3-ю степень 4 марта 1925 года. Заместитель оратора с 1925 по 1927 годы. Юридический делегат в 1931—1932 годах. Отсутствовал на заседаниях в 1936—1937 годах. Член ложи до кончины. Член Державного капитула «Северная Звезда». Возведён в 18-ю степень 15 декабря 1931 года.

Похоронен на русском кладбище Кокад.

С 1987 года произведения Алданова активно издаются в СССР и в России.

В начале 2006 года «Новый журнал» учредил Литературную премию им. Марка Алданова, присуждаемую за лучшую повесть года, которая написана русскоязычным писателем, живущим за пределами Российской Федерации.

Семья

Племянники — поэт и библиограф Гизелла Лахман, переводчик Рауль Сигизмундович Рабинерсон (1892—1944), библиограф Александр Яковлевич Полонский (1925—1990), внучатый племянник — филолог-романист Яков Львович Малкиель.

Библиография

  • Собрание сочинений в 6-ти томах. М., «Правда», 1991. — 760 000 экз.
  • Сочинения в 6-ти томах. М., «Новости», 1994—1996. — 15 000 экз., т. 6 — 10 200 экз.
  • «Армагеддон». СПб., 1918
  • «Мыслитель: Тетралогия о Французской революции и наполеоновской эпохе».
  • «Девятое Термидора» (1921)
  • «Чёртов мост» (1924)
  • «Заговор» (1926)
  • «Святая Елена, маленький остров» (1921)
  • «Ключ» — «Бегство» — «Пещера» (Трилогия о событиях кануна и времени революции 1917 года, а также первых пореволюционных годов)
  • «Ключ» (1929)
  • «Бегство» (1931)
  • «Пещера» (1936)
Романы и повести
  • «Десятая симфония» (1931)
  • «Бельведерский торс» (1936)
  • «Пуншевая водка: Сказка о всех пяти счастьях» (1938)
  • «Могила воина: Сказка о мудрости» (1938)
  • «Начало конца» (1943)
  • «Истоки» (Исторический роман об эпохе Александра Второго и народовольцах) (1950)
  • «Живи как хочешь» (1952)
  • «Повесть о смерти» (1952)
  • «Бред» (1955)
  • «Самоубийство» (1956)
  • «Линия Брунгильды» (Пьеса)
Портреты Другие произведения
  • «Письма к И. А. и В. Н. Буниным» (1965)
  • «Мир после Гитлера. Из записных книжек» (1984)

Монографии

  • The Effects of the War on the Chemical Industry in Russia. Серия «Economic and Social History of the World War». Clarendon Press, 1922.
  • Actinochimie: les prolégomènes, les postulats. Париж: Hermann, 1936.
  • De la possibilité de nouvelles conceptions en chimie. Париж: Hermann, 1950.

Экранизации

  • «Ключ» — Россия/Франция, 1992, режиссёр Павел Чухрай, в ролях: Анатолий Кузнецов, Анатолий Ромашин, Вениамин Смехов, Александр Калягин, Марьяна Полтева, Алексей Серебряков.