Московский электробус — вид московского автобуса с электродвигателем, использующий в качестве питания аккумуляторные батареи, а в зимнее время — дополнительно дизельный отопитель. В Москве используются электробусы с ультрабыстрой зарядкой, их особенность в литий-титанатных батареях, которые обеспечивают зарядку за 10-18 минут и дают возможность эксплуатировать электробус на городских маршрутах любой протяженности. Машины заряжаются от специальных станций, расположенных на конечных.
По состоянию на январь 2021 года на балансе города 600 машин моделей КАМАЗ-6282 и ЛиАЗ-6274. Все электробусы оформлены в бренд «Московский транспорт», дизайн внешнего вида разработан студией Артемия Лебедева. На бортах машин нанесена надпись «Это электробус». Также есть 4 машины модели Next electro 7720, 1 проектируемая модель КамАЗ-6292 и 1 опытная модель СВАРЗ-МАЗ-6262.
История
История Московского электробуса начинается с 2015 года, когда на выставке был показан самый первый электробус ЛиАЗ-6274 08106, однако он вышел из строя, так и не пройдя испытания с пассажирами. В 2017 году на испытания прибыл второй электробус ЛиАЗ-6274 08729. Он успешно прошёл как парковые испытания, так и испытания с пассажирами на маршруте М2 с конца января по конец апреля 2017 года, после чего, проведя несколько месяцев на различных выставках, в октябре 2017 года возвратился на завод. Также в Москве в разные периоды тестировались электробусы Linker финского производства, Yutong китайского и белорусский «Белкоммунмаш».
30 октября 2017 года в офисе компании «РИА Новости» прошли публичные слушания с участием главы департамента транспорта М. С. Ликсутова. На них впервые были представлены планы по ежегодной закупке 300 электробусов в год, отказ от закупки автобусов с 2021 года, а также названы первые маршруты, попадающие под перевод на электробусы. При этом стоимость планировавшейся закупки названа не была — её планировали объявить позже.
В мае 2018 года Правительство Москвы провело 2 аукциона на поставку электробусов. Победителями стали КамАЗ и «Группа ГАЗ» (филиал ЛиАЗ). Каждый из них по контракту должен поставить 100 электробусов, предоставить 15-летнее сервисное обслуживание и установить 62 зарядные станции.
Открытие движения было запланировано на 1 сентября 2018 года на 73 маршруте троллейбуса. На этот день планировались официальные мероприятия и торжества с участием первых лиц города. Однако оба завода не успели к этому моменту выпустить нужное количество машин даже для одного маршрута. Несколько собранных и доставленных в парк машин не успели должным образом обкатать и подготовить к работе на линии. В итоге, на 1 сентября к торжественному открытию удалось выкатить из парка лишь два электробуса. Один из них, отправившись в первый рейс с мэром Москвы Сергеем Собяниным на борту, сломался, проехав чуть больше километра.
Первые месяцы электробусы регулярно выбывали из строя и сходили с линии. Фонд «Городские проекты» Ильи Варламова и Максима Каца организовал наблюдение за работой электробусов на 73 маршруте, которое показало, что значительное число выходов происходит с задержками разной длительности, а большая часть прерывается поломками и сходами с линии.
На конец 2018 года электробусы появились ещё на трёх маршрутах: двух троллейбусных (80, 83) и одном автобусном (649). Однако весь выпуск они покрывали только на маршруте 649 — троллейбусные маршруты Дептранс не решался переводить на электробусы полностью. Там электробусы работали совместно с троллейбусами до весны 2019 года.
По состоянию на 1 августа 2019 года Филиал «Северо-восточный» ГУП «Мосгортранс» закрыл основной контракт в полном объёме, туда было поставлено 200 электробусов. С осени 2019 года электробусы поступают в филиал «Центральный» ГУП «Мосгортранс», на площадку бывшего Филёвского автобусно-троллейбусного парка. В ноябре объявлены новые конкурсы на закупку 300 электробусов для обеих площадок филиала Центральный: Филёвской и Ленинградской. Стоимость одного электробуса по данным закупкам составила 56 млн рублей. 24 декабря 2019 года торжественно был запущен 300-й электробус.
В связи с унификацией ПС было решено в филиале Северо-Восточный эксплуатировать только электробусы ЛиАЗ-6274, к тем ста электробусам будет добавлено еще сто новых, изначально планировавшихся для Филиала «Центральный». В самом филиале Центральный будут эксплуатироваться только электробусы КамАЗ-6282, как свои, так и переданные из филиала Северо-Восточный на Филёвской и Ленинградской площадках.
С 24 июня на территории ВДНХ по полукольцевому маршруту запустили бесплатный электробус модели Next electro 7720.
С 2021 года планируется эксплуатация сочленённых электробусов КамАЗ-6292.
История развития сети
2018
- 1 сентября — начало курсирования электробусов по маршруту троллейбуса № 73: 6-й микрорайон Бибирева — ВДНХ (южн.). Проезд был бесплатным с сентября по октябрь 2018 года;
- 4 декабря — начало курсирования электробусов по маршруту троллейбуса № 80;
- 11 декабря — начало курсирования электробусов по маршруту троллейбуса № 76;
- 30 декабря — начало курсирования электробусов по маршруту автобуса № 649.
2019
- 14 января:
- начало курсирования электробусов по маршруту троллейбуса № 83;
- маршрут автобуса № 649 переведён на электробусы;
- 12 марта — маршрут троллейбуса № 36 переведён на электробусы;
- 30 марта — маршрут троллейбуса № 73 переведён на электробусы;
- 8 мая — маршрут троллейбуса № 80 полностью переведён на электробусы;
- 3 июня:
- маршрут автобуса № т25 переведён на электробусы;
- начало курсирования электробусов по маршруту троллейбуса № 42;
- 17 июня — начало курсирования электробусов по маршруту автобуса № т47;
- 15 июля:
- маршруты автобуса № 778 и троллейбуса № 76 переведены на электробусы;
- начало курсирования электробусов в Сколкове по новому маршруту № Sk: Сколтех — Хаб. Проезд на маршруте бесплатный;
- 1 августа — маршрут троллейбуса № 83 переведён на электробусы;
- 5 августа:
- маршрут автобуса № т47 по будням переведён на электробусы;
- начало курсирования электробусов по будням по маршруту автобуса № т56;
- 10 августа — маршрут автобуса № 107 переведён на электробусы;
- 9 сентября:
- маршрут троллейбуса № 42 переведён на электробусы;
- начало курсирования электробусов по маршруту троллейбуса № 14. Бывший 6-й троллейбусный парк переведён на обслуживание электробусами;
- 28 сентября — маршруты автобусов № т47 и т56 переведены на электробусы;
- 5 ноября — маршруты автобусов № т34к и 791 переведены на электробусы;
- 18 ноября — маршрут автобуса № 205к переведён на электробусы;
- 2 декабря — маршрут автобуса № т17 переведён на электробусы.
2020
- 13/14 января — начало курсирования электробусов по маршруту автобуса № н3;
- 20 января — маршрут № Sk перенумерован в № Sk1;
- 22/23 января — маршрут автобуса № н3 переведён на электробусы;
- 25 января — маршрут автобуса № 832 переведён на электробусы;
- 22 февраля — маршрут автобуса № 810 переведён на электробусы;
- 25 марта — маршруты автобусов № 93 и 622 переведены на электробусы;
- 27 апреля — маршрут автобуса № 76 переведён на электробусы;
- 6 мая — маршрут автобуса № т7 переведён на электробусы;
- 3 июня — маршрут автобуса № т34 переведён на электробусы;
- 8 июня — маршрут автобуса № т88 переведён на электробусы;
- 15 июня — маршрут автобуса № 231 переведён на электробусы;
- 23 июня — маршрут автобуса № т21 переведён на электробусы;
- 25 июля — маршруты автобусов № т61, 31, 393 и 733 переведены на электробусы;
- 3 августа — маршрут автобуса № 789 переведён на электробусы;
- 10 августа — маршрут автобуса № 38 переведён на электробусы;
- 25 августа — маршрут троллейбуса № м4 переведён на электробусы;
- 17 октября:
- маршруты № т17, т34к и 205к перенумерованы в № м17, 266 и 91к;
- маршрут автобуса № 205 переведён на электробусы;
- 26 октября — маршрут автобуса № К переведён на электробусы.
- 21 ноября — маршрут автобуса № т18 переведён на электробусы;
- 28 ноября — маршрут автобуса № т13 переведён на электробусы;
- 26 декабря — маршруты автобусов № 167 и 170 переведены на электробусы.
Маршруты
По состоянию на 26 декабря 2020 года в Москве электробусы работают на 42 маршрутах:
Планируемые маршруты
Подвижной состав
По состоянию на январь 2021 года в Москве всего числится 605 электробусов, из которых 600 принадлежат ГУП «Мосгортранс», 4 принадлежат ВДНХ и ещё один электробус является опытным. В 2021 году начнётся эксплуатация сочленённого электробуса КамАЗ-6292.
Распределение по моделям
Распределение по филиалам
Пассажиропоток
По состоянию на 8 сентября 2019 года за год работы электробусы перевезли более 11 млн человек. К концу 2019 года общее число пассажиров превысило 20 млн, а суточный пассажиропоток составил 150 тысяч человек.
Критика
Ещё до начала запуска проект московского электробуса подвергался критике экспертов и пассажиров. С пуском движения претензии к электробусам никуда не исчезли. Основные из них следующие:
- Высокая стоимость (цена одного электробуса составляет от 30 до 56 млн рублей, что в 3-4 раза дороже троллейбуса).
- Потери времени на зарядках. Электробус должен проводить от 8 до 20 минут на конечной станции для восстановления батареи — время, в которое он мог бы перевозить пассажиров. В итоге для обеспечения аналогичного выпуска требуется больше машин и водителей, чем у троллейбуса и автобуса.
- Дизельный отопитель батареи. Для поддержания эффективной работы батареи в московских электробусах используется специальный обогреватель на дизельном топливе. Специалисты ГУП «Мосгортранс» заявляют, что такой обогреватель используется только при температурах ниже 5 °С.
- Привязка к зарядным станциям и невозможность изменить конечные точки маршрута. Представители Департамента транспорта Москвы отмечали, что переход на электробус удобен тем, что он не привязан к контактной сети, что даёт возможность менять маршруты и пускать их по тем улицам, где нет проводов. Однако привязанность к зарядным станциям лишает возможности оперативного продления маршрута на несколько остановок (требуется перенос зарядной инфраструктуры) или сокращения маршрута в случае каких-либо дорожных работ.
- Недолговечность батарей, а также отсутствие действующей технологии их утилизации.
- Восприимчивость к низким температурам. В случае сильных холодов наблюдаются массовые невыходы электробусов на линию.
Определённые серьёзные нарекания вызывают также соответствие такого вида транспорта действующим требованиям пожарной безопасности, так как электробус использует в качестве тяги электрохимические элементы, которые размещаются вдоль основной части крыши и занимают до половины свободного пространства. До настоящего времени в мире не зафикисировано ни одного случая ДТП со смертельным исходом у пассажиров такого вида транспорта, но случались аналогичные им с их легковыми аналогами (см. также Tesla). Одна из первых аварий с участием электробуса в Москве произошла в июле 2019 года на проспекте Будённого, в результате которой от столкновения с легковым авто и маршрутным трамваем пострадало 12 человек. Отмечается, что всякое ударное воздействие на аккумуляторы, как правило, в дальнейшем негативно отражается на их остаточном сроке службы, а потенциальное использование предельно изношенных или повреждённых аккумуляторных ячеек может нести в себе фатальные риски их разгерметизации с последующей детонацией всех элементов на крыше.
Сторонники сохранения московского троллейбуса считают, что внедрение электробусов имеет одну цель — прикрыть ликвидацию троллейбуса. В пользу этой версии говорит тот факт, что большинство действующих маршрутов электробуса (12 из 21) в прошлом было именно троллейбусными, а также и то, что всерьёз про проект заговорили только после возмущений общественности по поводу замены троллейбусных маршрутов автобусными.
Эксперты также полагают, что перевод на электробусы именно троллейбусов нецелесообразен как с технической, так и с экономической точки зрения, а выбор типа зарядки не оптимален для Москвы. Расчёты специалистов неоднократно показывали, что использование электробусов на маршрутах с имеющейся контактной сетью невыгодно и неэффективно. Последующая предполагаемая массовая замена электробусами автобусов с двигателем внутреннего сгорания, по мере исчерпания срока эксплуатации последних, в дальнейшем может повлиять на существование маршрутной сети в устоявшемся виде и привести к сокращению ряда важных направлений, компенсировать которые будет возможно только в результате объединения одних маршрутов с другими либо путём кардинальной перемены всей маршрутной сети в пределах округа с привязкой к терминальным транспортно-пересадочным узлам возле станций метро.
В то же время департамент транспорта так и не смог предоставить каких-либо экономических обоснований эффективности электробусов с ультрабыстрой зарядкой по сравнению с троллейбусами с увеличенным автономным ходом. Единственная презентация проекта от 2017 года содержит цифры, в которых итоговое обслуживание электробусов обходится дешевле на 10 %. Однако детальные расчёты, подтверждающие достоверность данных показателей, в презентации не представлены. Более того, в декабре 2019 года изданием «База» было опубликовано письмо Максима Ликсутова в Министерство транспорта, в котором Департамент транспорта признаёт, что эксплуатация электробуса с ультрабыстрой зарядкой выходит дороже автобуса или троллейбуса примерно на миллион рублей в год.
С момента запуска проекта Департамент транспорта неоднократно отчитывался о его успешности.
26 декабря 2019 года в Мосгордуме депутатом от партии «Яблоко» Дарьей Бесединой был проведён круглый стол по теме «Перспективы развития электробусов и опасность ликвидации троллейбусов», на котором участники, в число которых входили производители электротранспорта, представители эксплуатирующих предприятий, транспортные эксперты, признали неэффективность выбранной технологии зарядки электробусов для Москвы. Представители Департамента транспорта на мероприятие не явились.
Фотогалерея
-
Электробус ЛиАЗ-6274 на территории Филёвского автобусно-троллейбусного парка
-
Электробус КамАЗ-6282 на маршруте № 73
-
Вид сбоку на электробус КамАЗ-6282 на маршруте № т25