Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




20.02.2021


20.02.2021


20.02.2021


20.02.2021


19.02.2021





Яндекс.Метрика

Як-44

28.01.2021

Як-44 — Палубный самолёт радиолокационного дозора, наведения и управления (РЛДНУ/ДРЛОиУ) и радиоэлектронного противодействия (РЭБ).

Разработан в ОКБ им. А. С. Яковлева в середине 70-х годов. Прообразом самолёта Як-44 (Як-44РЛД) был выбран американский E-2 «Хокай». Базирование самолёта предполагалось на атомном авианосце проекта 1143.7 «Ульяновск».

Из-за трудностей в разработке бортовой аппаратуры был построен только макет Як-44.
В 1993 году работы были заморожены из-за отсутствия финансирования.

История

Для создания отечественных авианесущих кораблей необходимо было информационное обеспечивание боевых действий корабельной авиации, особенно на большом удалении от береговых аэродромов. Все это требовало необходимость создания корабельного самолета радиолокационного дозора и наведения. Проблема информационного обеспечения боевых действий корабельных группировок решается путем установки специального радиотехнического комплекса на вертолеты, самолеты, беспилотники, азростаты и корабли. Наиболее эффективными платформами являются самолеты.

В 1979 году ОКБ А.С. Яковлева подготовило техническое предложение по самолету РЛДН Як-44 с базированием на сухопутных аэродромах и на авианесущих кораблях. На авианесущих кораблях планировалось осуществлять взлет с трамплина и посадка на аэрофинишер. Проект самолета Як-44Э был самым удачным из проектов разрабатываемых в этой области.

За время проектирования самолёта конструктивно-компоновочная схема неоднократно менялась. В сентябре 1988 года был подготовлен аванпроект нового варианта Як-44Э, который был утвержден СМ СССР. Новый вариант должен был оснащаться радиотехническим комплексом с радиолокационной антенной в грибовидном корпусе над фюзеляжем, двигатели турбовинтовентиляторные (ТВВД) Д-27 со взлётной мощностью 14000 л.с.

Постройка опытных образцов Як-44Э и его серийное производство планировалось на Ташкентском авиационном заводе. Был изготовлен полноразмерный конструктивно-технологический макет самолета. Однако, из-за сокращения финансирования, дальнейшие работы по самолету Як-44Э в 1992 году были остановлены на этапе подготовки к постройке опытных самолётов для лётных испытаний.

Несмотря на то, что с момента прекращения работ по самолёту Як-44 прошло уже много лет, он до сих пор не потерял своей актуальности и остаётся единственным в мире самолётом РЛДН, способным действовать с авианесущих кораблей, оборудованных взлетными трамплинами. Поэтому самолёт Як-44Э и его варианты до сих пор являются конкурентноспособными в своем классе как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Конструкция

Самолёт радиолокационного дозора и наведения Як-44 - универсальная информационно-разведовательная машина, представлена выносным радиолокационным постом, который соединялся с воздушным пунктом наведения и управления авиацией против обнаружения воздушных, наземных и надводных целей. Основное назначение самолёта: контроль наземного, надводного и воздушного пространства; наведение ударных самолётов на обнаруженные цели.

Як-44 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана с двухкилевым оперением. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения. Фюзеляж большого диаметра позволял свободно разместить аппаратуру и операторов наведения, а также обеспечивал экипажу комфортабельные условия для работы и отдыха. Кроме рабочей кабины операторов наведения был предусмотрен отсек для отдыха одного человека, санузел и буфет. Это позволяло сохранить в течение длительного полета работоспособность экипажа на высоком уровне.

Крыло прямое трапециевидное в плане, с механизацией вдоль всей задней кромки. Крыло оснащено предкрылками, двухщелевыми закрылками с дефлекторами, спойлерами и интерцепторами. Консоли крыла складывающиеся. Для уменьшения индуктивного сопротивления установлены концевые крылышки.

Хвостовое оперение разнесенное двухкилевое.

Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой управляемой стойкой.Основные опоры убираются в гондолы двигателей.

Под крылом размещались два турбовинтовентиляторных двигателя.

Топливо размещается кессон-баках в корневой части крыла и в стабилизаторе.

Силовая установка состоит из 2 винтовентиляторных двигателей (единственных в мире в таком классе) Д-27. Применение таких двигателей с повышенной тягой на режиме взлета, а также учитывая обдув крыла, дало возможность обеспечить трамплинный бескатапультный старт Як-44Э с авианесущих кораблей. Обдув поверхности крыла повышало подъемную силу. Двигатель Д-27 на высоких дозвуковых скоростях имеет лучшую экономичность по сравнению с современными турбореактивными двухконтурными двигателями.

На двигателе установлен винтовентилятор СВ-27. Винтовентилятор это высоконагруженный сверхзвуковой воздушный винт с саблевидными лопастями большой ширины. СВ-27 двухрядный, с противоположным направлением вращения лопастей, флюгерной-реверсный. Лопасти выполнены из современных полимерных композиционных материалов и оборудованы электротепловой противообледенительной защитой.

Автономный запуск двигателей на земле обеспечивается вспомогательгной силовой установкой (ВСУ). Установка представляет собой газотурбинный двигатель, расположенный под полом отсека оборудования. Система аварийного пожаротушения защищает отсеки двигателей и ВСУ. Система ручного пожаротушения установлены в кабине экипажа.

Антенна РЛС расположена на пилоне над фюзеляжем, во вращающемся обтекателе. Радиолокационный комплекс Як-44 должен был одновременно отслеживать до 1300 целей, наводить на 120 наземных и 160 воздушных целей и обеспечивать обнаружение воздушных целей на дальности 150-200 км и надводных целей на дальности более 300 км.

На двигателях установлены четыре привод-генератора системы электроснабжения самолета общей мощностью 300 кВт.

Система управления электродистанционная - комплексная аналого-цифровая система управления самолетом и механизацией крыла, обеспечивает полет при различных центровках самолета, связанных с различными вариантами оборудования и заправки.

Самолет оснащен радиотехническим и пилотажно-навигационным комплексами, комплексной системой управления, метеонавигационной, радиолокационной станцией, совокупностью управления общесамолетным оборудованием, бортовой автоматизированной системой контроля, бортовой системой регистрации, электрической системой, устройством выкидывания фальшивых тепловых дипольных отражателей и целей, ответчиком госопознавания, маркерным радиоприемником, ответчиком УВД, светотехническим оборудованием.

Модификации

Тактико-технические характеристики

Приведены расчётные данные.

Источник данных: Абидин В. Б., 2008.

Технические характеристики
  • Экипаж: 6 (2 пилота, 4 оператора РЛС)
  • Длина: 20,5 м
  • Размах крыла: 25,7 м
    • со сложенным крылом: 12,5 м
  • Высота: 5,8 м
  • Площадь крыла: 88,0 м²
  • Максимальная взлётная масса: 40 000 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 10 500 кг
  • Силовая установка: 2 × ТВВД Д-27
  • Мощность двигателей: 2 × 14 000 л. с.

(2 × 10 297 кВт)

  • Диаметр винта: 4,5 м
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 740 км/ч
  • Крейсерская скорость: 700 км/ч
  • Посадочная скорость: 185 км/ч
  • Скорость патрулирования: 500-650 км/ч
  • Перегоночная дальность: >4000 км
  • Практический потолок: 13 000 м
  • Высота патрулирования: 3000-11000 м
  • Продолжительность патрулирования: 3,6-6,5 ч
  • Нагрузка на крыло: 455 кг/м²
  • Длина ВПП: <1350 м

Радиотехнический комплекс Э-700

  • Диапазон волн: B
  • Средняя мощность излучения: 5 кВт
  • Дальность обнаружения:
    • воздушная цель с ЭПР 3 м²: 250 км
    • крылатая ракета AGM-86: 220 км
    • крылатая ракета AGM-84: 165 км
  • Диапазон высот обнаружения воздушных целей: 5-30 000 м
  • Диапазон скоростей обнаруживаемых воздушных целей: 40-3500 м
  • Количество одновременно сопровождаемых целей: 150
  • Количество наводимых на цели истребителей: 40