Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Руденко, Бэла Андреевна

Бэла Андреевна Руденко (укр. Бела Андріївна Руденко; род. 18 августа 1933, Боково-Антрацит, УССР, СССР) — советская, украинская и российская оперная певица (сопрано), педагог. Народная артистка СССР (1960). Лауреат Государственной премии СССР (1971).

Биография

Бэла Руденко родилась 18 августа 1933 года в посёлке Боково-Антрацит (ныне город Антрацит Луганской области Украины).

В 1956 году окончила с отличием Одесскую консерваторию им. А. В. Неждановой (ныне Одесская национальная музыкальная академия имени А. В. Неждановой) по классу пения О. Н. Благовидовой.

В 1955 году дебютировала на сцене Одесского театра оперы и балета.

С 1956 года — солистка Киевского театра оперы и балета им. Т. Шевченко.

В 1960 году после блистательного выступления на Декаде украинского искусства в Москве певице в возрасте 27 лет было присвоено звание «народной артистки СССР».

В 1972 году дебютировала на сцене Большого театра в Москве в партии Людмилы в опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. Постановщик спектакля Б. Покровский специально пригласил Бэлу из Киева для исполнения этой партии.

В 1973—1988 годах — солистка Большого театра.

Вела концертно-исполнительскую деятельность, выступала с тематическими программами: «Моцарт», «Французская музыка», «Классический и советский романс», «Рахманинов», «Гречанинов», «Римский-Корсаков – Аренский», «Глинка – Даргомыжский», «Украинские композиторы на стихи русских поэтов» и др. В камерном репертуаре Концерты для голоса с оркестром Р. Глиэра и Г. Майбороды (последний был написан композитором специально для певицы и посвящён ей).

С 1957 года много гастролировала по городам СССР и за рубежом (Франция, Япония, США, Канада, Великобритания, Мексика, Бразилия, Норвегия, Швеция, Польша, Венгрия, Чехословакия, Филиппины), выступала на сценах оперных театров Италии (в том числе «Ла Скала»), Германии, Югославии и др.

В 1992 году возглавила Фонд развития Большого театра.

Закончила певческую деятельность в 1995 году. Прощальным спектаклем певицы в Большом театре была опера П. Чайковского «Иоланта».

В 1995—1999 годах — художественный руководитель оперной труппы Большого театра.

Педагогическую деятельность начала в Киевской консерватории (ныне Национальная музыкальная академия Украины имени П. И. Чайковского) (класс сольного пения). С 1977 по 2017 год преподавала в Московской консерватории им. П. Чайковского (с 1989 — профессор кафедры сольного пения).

Как отмечалось в поздравительной телеграмме премьер-министра России Д. А. Медведева к 80-летию Бэлы Руденко:

«Вы создали целую галерею ярких образов, вошедших в золотой фонд российского и мирового искусства. Вас ценят и как прекрасного педагога, подготовившего немало известных артистов, которые сегодня достойно продолжают традиции отечественной вокальной школы».

Семья

  • Первый муж — Владимир Николаевич Ефременко, был зав. отделом культуры ЦК КП Украины, зам. министра культуры УССР.
    • Дочь — Екатерина Владимировна Руденко (p. 1962).
  • Второй муж — Полад Бюль-Бюль оглы (р. 1945), азербайджанский эстрадный певец, композитор, актёр, народный артист Азербайджанской ССР (1982). В настоящее время — Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в Российской Федерации (с 2006).
    • Сын — Теймур Полад оглы Бюль-Бюль (р. 1975), музыкант, концертмейстер группы фаготов Большого симфонического оркестра им. П. Чайковского; заслуженный артист России (2005). В настоящее время — бизнесмен.

Награды и звания

  • Золотая медаль и премия на Международном конкурсе вокалистов в Тулузе (1957)
  • Золотая медаль и 1-я премия на вокальном конкурсе VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957)
  • Заслуженная артистка Украинской ССР (февраль 1960)
  • Народная артистка СССР (декабрь 1960)
  • Государственная премия СССР (1971) — за концертные программы 1969—1970 годов
  • Премия Фонда им. И. С. Козловского
  • Орден Ленина (1970)
  • Орден Дружбы народов
  • Орден «За заслуги» III степени (Украина, 2013)
  • Медаль «За освоение целинных земель»

Оперные партии

Киевский теарт оперы и балета им. Т. Шевченко

  • «Риголетто» Дж. Верди — Джильда
  • «Травиата» Дж. Верди — Виолетта
  • «Волшебная флейта» В. А. Моцарта — Царица ночи
  • «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти — Лючия
  • «Фра-Дьяволо» Д. Обера — Церлина
  • «Искатели жемчуга» Ж. Бизе — Лейла
  • «Лакме» Л. Делиба — Лакме
  • «Милана» Г. И. Майбороды — Йолан
  • «Арсенал» Г. И. Майбороды — Ярина
  • «Тарас Шевченко» Г. И. Майбороды — Крепостная девушка
  • «Война и мир» С. С. Прокофьева — Наташа Ростова
  • «Бал-маскарад» Дж. Верди — паж Оскар
  • «Энеида» Н. В. Лысенко — Венера
  • «Первая весна» Г. Л. Жуковского — Стася

Большой театр

  • «Иван Сусанин» М. И. Глинки — Антонида
  • «Руслан и Людмила» М. И. Глинки — Людмила
  • «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова — Марфа
  • «Садко» Н. А. Римского-Корсакова — Волхова
  • «Иоланта» П. И. Чайковского — Иоланта
  • «Севильский цирюльник» Дж. Россини — Розина

Фильмография

  • 1957 — Думка (фильм-концерт)
  • 1958 — Человек человеку (фильм-концерт)
  • 1967 — Театр и поклонники (фильм-концерт) — главная роль
  • 1971 — Бэла Руденко (документальный)
  • 1979 — Иван Сусанин (фильм-опера)

Отзывы о творчестве

Отечественная и международная музыкальная критика восторженно высказывалась о творчестве певицы, отмечая:

«Руденко — одна из крупнейших советских певиц. Отличная вокальная школа, безупречная музыкальность, свежий, чистый, тёплого красивого тембра голос, свобода звуковедения отличают исполнение Руденко».

— «Музыкальная энциклопедия»

«Бэла Руденко росла от роли к роли, от спектакля к спектаклю. Её движение было постепенным — без скачков, но и без срывов. Её восхождение на музыкальный Олимп было неуклонным; она не взвивалась стремительно, а поднималась, упорно завоёвывая всё новые вершины в каждой новой партии, и оттого так просто и уверенно её высокое искусство и её выдающиеся успехи».

— профессор В. Тольба

«Бэла Руденко — одна из самых выдающихся представительниц современного советского исполнительского искусства. Редкое богатство тембровой и динамической нюансировки, пластичность и выразительность вокальных красок позволяют Б. Руденко передавать все разнообразия эмоционального и психологического содержания, едва уловимые душевные движения и настроения».

— Т. Швачко. «Бэла Руденко. Творческий портрет»

«Сопрано, которые выполняют головокружительные пассажи, не прибегая к искусственным приёмам, берут любую ноту с абсолютной уверенностью, воспроизводят трели с лёгкостью флейтиста, — редкое явление. Бэла Руденко — такое редкое явление. Со всех точек зрения её выступление было триумфом».

— «Нью-Йорк таймс» (США)

«У Бэлы Руденко ослепительная техника, огромное музыкальное дарование, исключительное сценическое обаяние».

— «Дейли уоркер» (Великобритания)

«Без преувеличения можно сказать, что Руденко сегодня — одна из лучших певиц мира».

— «Фрихетен» (Норвегия).

«Чудесный, прозрачный и сильный голос певицы покорил всех. Её по праву можно назвать сегодня одним из лучших в мире колоратурных сопрано. Если вы хотите услышать, как катится жемчуг по бархату — слушайте, как поёт Бэла Руденко».

— «Майнити» (Япония).