Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Иерусалимская православная церковь

Иерусалимская православная церковь (официально Иерусалимский патриархат, греч. Πατριαρχείον Ἱεροσολύμων, Греко-православный патриархат Иерусалима, араб. كَنِيسَة أُورُشَلِيمَ الأُرْثُوذُكسِيَّة‎; ивр. ‏הכניסייה האורתודוקסית של ירושלים‏‎) — древнейшая автокефальная поместная православная церковь, занимающая 4-е место в диптихе автокефальных поместных церквей.

Управляется патриархом Иерусалимским и Священным синодом.

Юрисдикция в настоящее время простирается на территорию Израиля, Иордании и Палестины; автономная часть — Синайская архиепископия с монастырём святой великомученицы Екатерины на Синайской горе в Египте.

Полный титул предстоятеля церкви: Блаженнейший и Всесвятейший Кир (имя) Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпол Иордана, Каны Галилейской и святого Сиона. Избранного Собором и Синодом кандидата на патриаршем престоле утверждают светские власти Израиля, Иордании и Палестины.

История

Называлась также Сионской церковью.

Первым епископом Иерусалимской православной церкви считается апостол Иаков, брат Господень. Основание и становление Иерусалимской православной церкви описано в Евангелии и Деяниях апостолов, в них описывается основание церкви Иисусом Христом и проповедь апостолов, в результате которой произошло становление церкви.

После Иудейской войны 66—70 годов была разорена и уступила своё неформальное первенство Риму.

С IV века происходило постепенное восстановление. В 451 году постановлением IV Вселенского собора епископу Иерусалимскому дарован титул патриарха, а Иерусалимская церковь заняла пятое место во Вселенском православном диптихе, после Римской, Константинопольской, Александрийской и Антиохийской церквей (после Великой схизмы 1054 года стала на четвёртое место).

В VII веке пришла в упадок в связи с арабским нашествием.

С приходом крестоносцев в 1099 году происходило вытеснение православных из храмов и монастырей; патриархи Иерусалимские были вынуждены управлять церковью из Константинополя.

В XIII—XV веках Палестину заняли мамлюки, которые разрушали храмы, уничтожали духовенство с целью искоренить любое напоминание о христианстве. Особенно положение ухудшилось после падения Византии в 1453 году.

Турецкое завоевание Палестины в 1517 году положило начало относительно спокойному периоду в жизни Иерусалимской православной церкви. Под оттоманским господством православный патриархат закрепил свои позиции на Святой Земле и постепенно из крайне бедной церкви превратился во влиятельную силу. После того как в 1534 году патриарх Дорофей II Аталла снял с себя патриарший омофор, завершилась эпоха арабского патриаршества.

Первый Иерусалимский патриарх из числа греков, Герман I (1537—1579), завязал прямые отношения с царём Иваном Грозным. Когда власть перешла в руки патриархов-греков, материальное положение церкви стало улучшаться: появились деньги для ремонта ветхих зданий и драгоценная церковная утварь. Греки принялись расширять свои владения преимущественно за счёт других православных Церквей, скупая грузинские и сербские монастыри на Святой Земле.

С течением времени греки сумели не только окончательно закрепить за собой Иерусалимский патриарший престол, все архиерейские кафедры патриархата и Святогробское братство, но и завладеть теми святыми местами и монастырями, которыми ранее распоряжались арабы, грузины и сербы. Когда патриарх Феофан III (1608—1644) по решению иерусалимского кадия (судьи) отнял у Римской курии Святую Пещеру и Голгофу, католики подкупили иерусалимского пашу, который заключил Феофана в тюрьму (тот, подкупив евнуха, смог бежать в Константинополь). Патриарх Паисий (1645—1660) по приказу османских властей был также заключён в тюрьму, но уже по обвинению в изготовлении короны для московского царя (хотя это была всего лишь митра, привезённая им из Москвы и украшенная драгоценными камнями).

В 1672 году прошёл Иерусалимский собор, в котором приняли участие представители большинства (или, возможно, всех) православных церквей, включая самых авторитетных православных богословов этого времени, на котором были вынесены решения о составе канона Библии и об отношении к лютеранству. Этот собор считается христианскими историками важнейшим в поздней истории Православной церкви. На соборе присутствовали архиереи Русской православной церкви.

Современное состояние

Структура Иерусалимского патриархата

Административное устройство Иерусалимского Патриархата отличается от других поместных православных церквей. В составе Патриархата действуют 3 епархии:

  • Птолемаидская митрополия (14 приходов)
  • Назаретская митрополия (6 приходов)
  • автономная Синайская архиепископия, в ведении которой находится монастырь великомученицы Екатерины.

Существуют также 6 патриарших территориальных управлений, именуемых эпитропиями (аналогов благочиний):

  • Патриаршая Епитропия в Аммане
  • Патриаршая Епитропия в Иоппии
  • Патриаршая Епитропия в Газе
  • Патриаршая Епитропия в Ирбете
  • Патриаршая Епитропия в Мадиве
  • Патриаршая Епитропия в Катаре

Все существующие епископские кафедры, кроме Патриаршей и Синайской, Птолемаидской и Назаретской фактически являются титулярными, так как не наделяют занимающих их епископов никакой властью.

Высшим органом церковного управления Иерусалимского патриархата является Священный синод, который осуществляет высшую власть в ИПЦ в вопросах вероисповедания, законодательства и управления. Заседания Синода проходят несколько раз в год. В синод входят примерно половина епископата Иерусалимского Патриархата и некоторые архимандриты.

Предстоятелем Иерусалимской православной церкви и председателем Синода является Иерусалимский Патриарх (полное наименование должности: Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины, Сирии, Аравии, всего Заиорданья, Каны Галилейской и святого Сиона). С 22 августа 2005 года эту должность занимает Феофил III (в миру Илиас Яннопулос). Патриаршая резиденция находится в Иерусалиме, патриаршим кафедральным собором является Храм Воскресения Христова (Гроба Господня).

Существует должность Патриаршего эпитропа или Патриаршего местоблюстителя, который считается вторым по значимости лицом в Иерусалимском Патриархате после Патриарха.

Особый статус имеет Синайская архиепископия в статусе автономной церкви, с монастырем святой великомученицы Екатерины на Синае, управляется Архиепископом Синайским, Фаранским и Раифским; резиденция которого находится в Каире. В состав Синайской Православной Церкви, входит один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире — Монастырь Святой Екатерины. Братство Святого Гроба, которое наиболее близко связанно с Православной Иерусалимской Церковью, оставалось хранителем многих христианских святых мест в Иерусалиме.

Иерусалимскому патриархату принадлежит около 18 % земель Иерусалима, даже здание израильского парламента (Кнессета) и резиденция президента Израиля построены на его территории.

Иерусалимский Патриархат насчитывает 156 тысяч верующих (в основном палестинских и израильских арабов), в самом же Иерусалиме — около 8 тысяч православных верующих. Богослужение совершается в основном на греческом и арабском языках, однако по причине традиционно большого числа паломников используются и другие языки: церковнославянский, румынский и другие. В настоящее время большинство приходских священников и прихожан — арабы, однако весь епископат традиционно был греческий и избирался исключительно из членов братства Святого Гроба. Лишь при Патриархе Феофиле III наметилась тенденция рукополагать в епископы этнических арабов: Феодосий (Ханна) (2005), Филумен (Махамре) (2013), Христофор (Аталла) (2018).

В апреле 2008 года Патриарх Феофил сообщил, что Иерусалимский Патриархат создал комиссию помощи русскоязычным приходам в Израиле.

Храмы и монастыри

По состоянию на 2010-е году Иерусалимский Патриархат насчитывал 37 храмов и один монастырь в Иордании, 17 храмов в Израиле, 11 — в Палестине, а также ещё 24 монастыря, из них 19 небольших монастырей существуют в самом Иерусалиме — Старом Городе. Самые известные монастыри: Святого Гроба Господня, Вифлеемский — около пещеры Рождества Христова, Иоанна Предтечи — у реки Иордан, на месте Крещения Господня, Лавра святого Саввы Освященного, монастырь святого Онуфрия Великого, Герасима Иорданского и пр.

Святыни Иерусалимского Патриархата уникальны тем, что они связаны с земной жизнью Христа и описаны в Евангелии — Вифлеем, Голгофа и Гроб Господень в храме Воскресения Христова, Гефсимания, Назарет, Елеонская гора. Наиболее известные монастыри: Святого Гроба Господня, Вифлеемский — над пещерой Рождества Христова, Иоанна Предтечи — близ Иордана, на месте Крещения Господня, Лавра Саввы Освященного. Уже в первые века христианства Вифлеем развивался благодаря путешествиям паломников. В 330 году Константин Великий построил там базилику, а впоследствии Юстиниан сделал в ней перестройки. Позже здесь были построены монастыри и храмы. В XII веке при приближении крестоносцев арабы почти полностью уничтожили Вифлеем, который был восстановлен крестоносцами. В 1244 году Вифлеем был опустошен хорезмийцами, а в 1489 году почти полностью уничтожен и восстановлен он был только в последние столетия. Главная святыня города — храм и пещера Рождества Христова.

Одним из важных направлений паломничества является гора Синай. С первых веков христианства на Синае был основан христианский монастырь, освященный во имя Богородицы — Купины Неопалимой. В нём подвизался св. Иоанн Лествичник, в конце жизни ставший игуменом Синайской обители. Во время крестовых походов западноевропейские паломники дали монастырю новое имя — св. великомученицы Екатерины. В Синайском монастыре находится древняя библиотека, которая по количеству собранных древних рукописей считается второй после Ватиканской библиотеки. Иерусалимская Церковь дала миру таких святых как архиепископ Кирилл Иерусалимский (+ 386) и патриарх Иувеналий Иерусалимский († ок. 458); епископ Маиумский святитель Косма († ок. 787), песнопевец, составивший каноны на многие великие праздники и Страстную седмицу; преподобные основатели палестинских обителей Харитон Исповедник († ок. 350) Евфимий Великий († 473), Савва Освященный († 532) и многие другие.

Приходы вне основной канонической территории

Кипр

Иерусалимская православная церковь имела свои подворья на Кипре уже с начала XII века, когда в результате завоевания Иерусалима войском рыцарей Первого крестового похода в 1099 году патриархи Иерусалимские и простые христиане были изгнаны со Святой земли и находили убежище на Кипре. Однако три монастыря, которые исторически принадлежали Иерусалимской церкви, оказались в 1974 году на оккупированной турками части острова. По словам митрополита Тимофея (Маргаритиса), «с 1974 по 2006 годы мы жили надеждой, что сможем вернуться и восстановить эти монастыри. Но я видел, что переговоры шли и шли, а представительства у нас всё ещё не было. Поэтому было решено воссоздать экзархат в столице Кипра Никосии». 29 ноября 2013 года в Никосии совершено малое освящение храма во имя Вознесения Господня и священномученика Филумена Святогробца в резиденции экзарха Пресвятого Гроба на Кипре. 10 мая 2014 года храм экзархата Пресвятого Гроба Господня на Кипре был торжественно открыт.

Россия

Патриархат имеет подворье в Москве, находящееся в храмe Воскресения Словущего на Арбате. Было основано по указу Александру I в 1817 году в связи с просьбой патриарха Иерусалимского Поликарпа к Русской православной церкви о даровании Иерусалимскому патриархату подворья в Москве, где могли бы останавливаться монахи братства Святого Гроба Господня. Патриарх Иерусалимский прислал в дар подворью часть Древа Животворящего Креста Господня и десницу великомученика Евстафия Плакиды, которые находятся в храме до сих пор.

В 1917 году Иерусалимское подворье было упразднено, но церковь и в годы советской власти не закрывалась для прихожан. С 1930-х годов в храме служил протодиакон Михаил (Холмогоров). В 1960—1990-х годах совершал своё служение протоиерей Василий Серебренников. С 1989 года храм Воскресения Словущего снова стал именоваться храмом Иерусалимского подворья; настоятелем был назначен архимандрит Феофилакт (Георгиадис), ныне архиепископ Иорданский. В 2001 году его сменил архимандрит Феофил (Яннопулос), ныне — Патриарх Иерусалимский и всея Палестины. С 2003 года официальный представитель Иерусалимской православной церкви и настоятель подворья — архимандрит Стефан (Диспиракис).

США

Приходы Иерусалимского патриархата появились в США в 20-х годах XX века. Церкви в ведении Иерусалимского патриархата относились к «Эпитропии Святого Гроба в Америке», они формально не составляли отдельной епархии иерусалимского патриархата и считались, по существу, подворьями Патриархии в Америке. Приходы стали более обустроены с 2002 года, после того как архиепископ Яффский Дамаскин (Гаганьярас) был назначен эпитропом этих приходов. Под его руководством в их обустройстве произошли существенные улучшения. В состав эпитропии входило 15 приходов и два монастыря: Вознесенский монастырь в Резаке и монастырь Святого Креста в Восточном Сетаукете, в котором и находилось церковное управление. В 2002 году церкви и монастыри Иерусалимского патриархата были объединены в Викариат Палестинско-Иорданских общин в США. В 2008 году викариат перешёл в введение Американской греческий архиепископии Константинопольской церкви, управляемой непосредственно североамериканским архиепископом Константинопольской церкви.

Символ ΤΦ

Флаг патриархата с символом тау-фи

Символом церкви является лигатура греческих букв тау и фи, обозначающих греческое слово ταφος — гроб.