Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

So (альбом)

So (с англ. — «Ну и что») — пятый студийный альбом британского рок-музыканта Питера Гэбриела, издан в 1986 году, является первым не одноимённым лонгплеем музыканта (на предыдущих четырёх было лишь его имя, без названия). Многие песни этого диска писались в более традиционном поп-ключе и стали радиохитами, другие по прежнему сохраняют тёмную, вдумчивую эмоцию экспериментальных работ исполнителя. В 2011 году Гэбриел пояснил: «Я достаточно поэкспериментировал с инструментальной музыкой, и хотел написать качественные поп-песни, хотя и в своём стиле».

Это второй альбом Гэбриела спродюсированный Даниэлем Лануа, который стал известен благодаря сотрудничеству с Брайаном Ино и продюсированию записей группы U2. Годом ранее музыканты вместе работали над саундтреком к фильму «Птаха», Лануа привнёс много собственных идей в эмбиентную атмосферу материала. Многие композиции из So наглядно демонстрируют интерес Гэбриела к этнической музыке, сам он говорил: «Я думаю, этот альбом вдохновлен многими разновидностями чёрной музыки, не только соулом и блюзом: в нём есть вещи из Африки, Бразилии, Кубы, Ямайки».

Спустя некоторые время после своего выпуска альбом был официально выпущен в Советском Союзе фирмой «Мелодия» по лицензии Virgin Records, в процессе производства советского тиража пластинок использовалась технология цифровой записи (digital), что для местного рынка было в новинку. Кроме того, в 1989 году композиция «Red Rain» попала в двухдисковый сборник Greenpeace Breakthrough, предназначенный для распространения исключительно в Советском Союзе. Для продвижения сборника Питер Гэбриел (и ещё несколько музыкантов) специально приехал на его презентацию в Москве.

So — самый успешный альбом за всю карьеру Гэбриела, он достиг вершины британского чарта и занял второе место в хит-параде Соединённых Штатов. В Великобритании диск был трижды сертифицирован как «платиновый», в США — пять раз. В поддержку пластинки было выпущено пять синглов: «Don’t Give Up» (дуэт с Кейт Буш), «In Your Eyes», «Big Time», «Red Rain», а также наиболее успешный из них — «Sledgehammer», который был признан самым ротируемым видео в истории телеканала MTV. Журнал Rolling Stone поставил диск на 14-е место в своём списке «100 лучших альбомов восьмидесятых» и на 187-е в рейтинге «500 величайших альбомов всех времён». Впоследствии So признавался одной из ключевых записей в популяризации африканского рока в западном мире.

Запись

Начиная с 1978 года Гэбриел сочинял музыку в старинном поместье Ashcombe House, в частности, там были записаны его альбомы Security (1982) и Birdy (1984) — саундтрек к одноимённому фильму. Музыкант оборудовал небольшую двухкомнатную студию, в сарае расположенном недалеко от дома, в одной из которых он занимался продюсированием вокала и сочинением текстов, а в другой работал над музыкой. Готовясь к записи So, Гэбриел рассматривал Билла Ласвелла и Найла Роджерса в качестве потенциальных продюсеров пластинки. Однако, в итоге он остановил свой выбор на Даниэле Лануа, с которым уже сотрудничал над созданием саундтрека Birdy, попросив его вновь присоединиться к нему в Ashcombe и продолжить совместную работу.

Репетиции будущего альбома начались в мае 1985 года. В них принимали участие Гэбриел, Лануа и гитарист Дэвид Роудс, также долгое время сотрудничавшим с музыкантом. Гэбриел уже имел черновые варианты некоторых песен — снабдив Лануа и Роудса аккордовыми структурами, на базе которых они сочиняли мелодии композиций посредством совместных импровизаций. Лануа вспомнил, что у них была «хорошая отправная точка в таком режиме работы, было бы не очень хорошей идеей, если бы вокруг нас находилось куча народа, потому что так ты начинаешь нервничать, что [попусту] тратишь их время». В результате, на сессиях царила непринужденная атмосфера, а музыканты в шутку называло себя «тремя балбесами», проводя аналогию со знаменитым американским водевильным трио начала XX века. Также во время работы, шутки ради, они одевали на головы строительные каски, так как «приходили работать с юмором». Со временен сессии расширились и к ним присоединились ещё несколько ключевых музыкантов, звукоинженер Кевин Киллен, басист Тони Левин и барабанщик Джерри Маротта, а также ряд вспомогательных — перкуссионисты Ману Катче и Стюарт Коупленд и скрипач Лакшминараяна Шанкар.

Основное студийное оборудование состояло из «двух аналоговых 24-дорожечных рекордеров „Studer A80“, вторая версия которого представляла собой вариант модифицированный местными чудо-техниками, с сохранением родных аудиокарт и средств управления плёнкой». Для записи вокала использовались трубчатый микрофон Neumann U47 и компрессор Decca без применения эквалайзера. Все композиции альбома записывались по схожей схеме: Гэбриел записывал фортепианную версию песни на «модифицированном» рекордере и демонстрировал её группе. Во время репетиций музыканты слушали эту запись через наушники и записывали свой материал «на основной рекордер»; на этом этапе отдельные части демоверсии Гэбриела также переносились на этот рекордер. Затем записанные дубли помещались на «модифицированный» рекордер, чтобы группа могла прослушать как они звучат с этим демо, а также новые и старые дубли песни.

В числе прочего студийного оборудования фигурировал «новаторский» синтезатор Fairlight CMI, который, по словам Гэбриела, позволял задействовать «больше человеческого воображения». Музыкант подчёркивал: «творческий процесс принятия решений стал более важным, чем сам метод. У нас имелся более широкий спектр инструментов, более широкий спектр решений». Хотя Гэбриел был очень воодушевлён созданием новой музыки, ему тяжело давались тексты и он часто откладывал их написание. Склонность Гэбриела критиковать и переписывать свои тексты, подтолкнула Киллена сохранить некоторые вокальные записи в качестве мастер-треков, чтобы музыкант мог психологически переключаться и работать над текстами следующих песен. В свою очередь, Лануа принимал ещё более радикальные меры, чтобы подтолкнуть Гэбрела к написанию новых текстов, так он разбил часто отвлекающий музыканта телефон в соседнем лесу, а однажды и вовсе заколотил дверь студии, чтобы запереть его внутри.

Ближе к концу студийной работы Гэбриел стал «одержим» порядком композиций и записал на аудиокассету начала и окончания всех песен, чтобы услышать, как звуки будут сочетаться между собой. Он хотел поместить трек «In Your Eyes» в самый конец альбома, однако, из-за чрезвычайно удачно получившейся басовой линии его пришлось разместить на грампластинке гораздо раньше, так как благодаря этому предоставлялось больше места для вибрации иглы звукоснимателя. Впоследствии, в переиздании альбома на компакт-диске, это ограничение было снято и трек сделали финальным, как и предполагалось изначально. So был завершён в феврале 1986 года, стоимость его записи составила £200,000. Наложения различных экзотических инструментов добавлялись отдельно в нью-йоркской студии Power Station, несмотря на то, что первоначально Гэбрел рассматривал возможность получения нужных музыкальных фрагментов посредством спутниковой телефонии: «Это чересчур много информации для отправки по телефону. Но, разве это не удивительно? Вы можете отправить идею песни музыкантам по всему миру, а затем получить [созданные ими] фрагменты назад по спутниковой связи». В середине февраля Иэн Купер произвёл мастеринг альбома в лондонской студии Townhouse Studios.

Музыка и тематика текстов

Музыкальные критики характеризовали So как самый коммерчески доступный и наименее экспериментальный альбом Гэбриела — помимо повышенного внимания к традиционному поп-жанру, на протяжении всей этой записи музыкант комбинирует арт-поп и прогрессивный-поп. Как на предыдущих альбомах Гэбриела, звучание пластинки базируется на арт-роке, хотя в случае с So, автор уделяет повышенное внимание мелодиям композиций и сочетает её с элементами соула и африканской музыки. «Если я буду бренчать на гитаре или наигрывать на фортепиано песни вроде „The Rhythm Of The Heat“ или „The Family и the Fishing Net“ (с предыдущего диска музыканта), они не будут звучать должным образом … в то время как большинство вещей этого альбома звучат так же, их лирика, мелодии и аккорды сочинены в более традиционном ключе».

Песни альбома сочинены под сильным влиянием традиционной этнической музыки, особенно африканской и бразильской, с использованием характерного для этих стран перкуссионного бита. В интервью 2011 года журналу Uncut Гэбриел сказал: «Я достаточно поэкспериментировал с инструментальной музыкой, и хотел написать качественные поп-песни, хотя и в своём стиле». В свою очередь, Джон Парелес из газеты The New York Times подчёркивал, что Гэбриел «не просто добавляет африканские барабаны или индийскую скрипку к обычным песням; они базируются на этих инструментах». Крис Робертс из журнала Classic Rock также отмечал, что альбом «опирается на звучание синтезатора Fairlight и добавляет к нему приятные штрихи этнической музыки и арт-попа». Продюсерскую работу Даниэля Лануа описывали как текстурированную, насыщенную эмбиентными деталями и «безупречным теплом, дающим каждой ноте место для дыхания, его текстуры пышны (в предпочтительном стиле того времени), не будучи стерильными».

Первая сторона

Гэбриел хотел, чтобы альбом «начинался с грохота». Несмотря на нелюбовь музыканта к «металлическим» ударным инструментам, Лануа убедил его разрешить Стюарту Коупленду из группы The Police играть на тарелках и хай-хэтах в открывающем пластинку треке «Red Rain» (рус. «Красный дождь»). Гэбриел поёт в верхнем вокальном регистре, используя гортанную технику, тематика песни посвящена жестокости мира и затрагивает многие социальные проблемы, такие как [пытки и похищение людей. Концепция песни пришла автору во сне, в котором ему приснилось огромное расступающееся Красное море и человекоподобные стеклянные бутылки наполняются кровью. Также она задумывалась как продолжение истории Мозо (англ. Mozo), персонажа фигурирующего на первом и втором альбомах Гэбриела.

«Sledgehammer» (рус. «Кувалда») была последней композицией, которая была записана для альбома. Большая часть сессионных музыкантов уже паковала оборудование и была готова покинуть студию, однако Гэбриел попросил их остаться, чтобы быстро пробежаться по ещё одной песне, которую он придумал. Отчасти мелодия трека была вдохновлена музыкой Отиса Реддинга, поэтому Гэбриел связался с Уэйном Джексоном, который гастролировал с Реддингом в 1960-х, чтобы записать для него партию трубы. «Sledgehammer» открывает бамбуковая флейта сякухати, а в ритме композиции преобладают духовые инструменты, в частности труба Джексона; в свою очередь текст песни, наполнен сексуальными эвфемизмами. Партия барабанщика Ману Катче была записана единственным дублем, поскольку он считал, что любая последующая версия будет уступать его оригинальной музыкальной интерпретации.

Самый политизированный трек альбома «Don’t Give Up» (рус. «Не сдавайся») был следствием недовольства автора ростом безработицы во время премьерства Маргарет Тэтчер и вдохновлён знаменитой фотографией Доротеи Ланж «Migrant Mother» (рус. «Мать-мигрантка»). Композиция начинается с ритмического рисунка медленных, низкотональных том-томов, придуманного Гэбриелом на драм-машине; по задумке Лануа, он должен был стать центральным элементом песни. Тони Левин добавил к этой мелодии бас, чтобы создать более гармоничный звук. Подложив под струны подгузник во второй половине трека, чтобы ослабить звучание. Текст песни, сочинённый Гэбриелом в виде разговорной пьесы, повествует о безработном человеке и его возлюбленной. Первоначально автор хотел спеть эту песню дуэтом с Долли Партон, однако она отказалась; тогда он пригласил свою подругу Кейт Буш. Буш выступает в качестве респондента песни, она берет на себя роль успокаивающей стороны — нежным голосом пропевая строчки: «Отдохни/Ты слишком много беспокоишься» (англ. «Rest your head/you worry too much»).

Первая сторона пластинки завершается композицией «That Voice Again» (рус. «Снова этот голос»), в которой Гэбриел исследует концепцию совести, анализируя «родительский голос в наших головах, который либо помогает, либо побеждает нас». Написанная в соавторстве с гитаристом Дэвидом Роудсом, который играет на фоне ритм-секции Катче и Левина, песня была сочинена после первых обсуждений Гэбриелом и Мартином Скорсезе будущих аранжировок фильма «Последнее искушение Христа» (1988).

Вторая сторона

«In Your Eyes» (рус. «В твоих глазах») описывали как самую знаменательную любовную песню Гэбриела. Вдохновленный храмом Святого Семейства и его архитектором Антонио Гауди, музыкант поёт под аккомпанемент барабанного боя о том, что «чувствует себя настоящим» в глазах своей возлюбленной. Мощная атмосфера композиции создается благодаря бэк-вокалу сенегальского музыканта Йуссу Н’Дура, который поет на своем родном языке.

Гэбриел заинтересовался творчеством покойной американской поэтессы Энн Секстон после прочтения её антологии To Bedlam And Part Way Back. Он посвятил ей шестой трек альбома назвав его «Mercy Street» (рус. «Улица милосердия») ссылаясь на её стихотворение «45 Mercy Street», выпущенном в другом посмертном сборнике. Мелодия песни была навеяна одной нескольких перкуссионных композиций бразильского жанра форро, записанных Гэбриелом в Рио-де-Жанейро. Когда эти треки были обнаружены в студии, их случайно воспроизвели на десять процентов медленнее, чем в оригинале, тем самым придав шероховатости, что, по мнению Гэбриела и Лануа, выделило в мелодии тарелки и гитары. Песня содержит два наложенных гармоничных вокала Гэбриела; «теневой» вокал был исполнен на октаву ниже основного. Дублирование пения музыканта предназначалось для создания чувственного, спиритического эффекта, который было бы трудно уловить, за исключением моментов когда вступает вокалист.

Мелодия танцевальной песни «Big Time» (рус. «Большое время») имеет ярко-выраженное фанковое влияние и выстроена на «перкуссионном басовом звуке». Текст композиции высмеивают американскую культуру яппи середины 1980-х годов, а также материализм и потребительство в целом, и является результатом самоанализа Гэбриела, после того как он поразмышлял на тему, может ли он все-таки добиться желаемой им популярности.

Первоначально «We Do What We’re Told (Milgram’s 37)» (рус. «Мы делаем то, что нам сказали») была записана для альбома Peter Gabriel (III) и описывается как интерлюдия. Название песни ссылается на известный эксперимент по послушанию, проведенный американским социальным психологом Стэнли Милгрэмом, целью которого было выявить степень послушания среднестатистического гражданина приказам диктатора в условиях военного положения. Барабанный бит Джерри Маротты — по словам одного из рецензентов напоминающий «сердцебиение доносимое из утроба» — был дополнен индийской скрипкой Лакшминараяны Шанкара и «двумя наложенными гитарными партиями Роудса».

Хотя оригинальный тираж пластинок заканчивался песней «We Do What We’re Told», в версиях альбома на аудиокассетах и компакт-дисках финальной композицией была «This Is The Picture (Excellent Birds)» (рус. Это - фотография), которую Гэбриел решил включить в альбом за 48 часов до его сдачи в печать. Песня была сочинена в соавторстве с композитором Лори Андерсон и ранее уже фигурировала на её пластинке Mister Heartbreak (1984). В новом варианте она была интерполированна с записью под названием «This Is the Picture», в которой на ритм-гитаре сыграл Найл Роджерс. До включения в So, Андерсон и Гэбриел исполнили её во время международной спутниковой трансляции инсталляции Good Morning, Mr. Orwell.

Выпуск и турне

So является первым не одноимённым альбомом Гэбриела. По словам музыканта, он испытывал неприязнь к практике давать названия альбомам, главным образом потому, что оно отвлекает от дизайна обложки. В интервью журналу Rolling Stone музыкант рассказал, что его американский лейбл Geffen Records отказывался выпускать диск Peter Gabriel IV до тех пор, пока он не будет переименован в «Security». Он пояснил, что в случае с So «[он] решил пойти на контр-название … Оно ближе к чему-то графическому, если хотите, в противоположность чему-то со смыслом и идеей. С тех пор я придерживался этого принципа». В документальном фильме «Classic Albums» посвящённому созданию альбома, Гэбриел пошутил, что его короткое название было выбрано из-за удобства для рекламы, так как к нему можно было добавлять разные слова. Также он рассказал, что изначально запись должна была называться «Good». Обложка альбома представляет собой портрет музыканта, сфотографированный Тревором Ки, который, на тот момент, был наиболее известен изображением изогнутого колокола на обложке альбома Tubular Bells Майка Олдфилда (1973). Дизайн обложки был разработан Питером Сэвиллом и Бреттом Уиккенсом; Сэвилл прославился дизайном нескольких обложек для артистов лейбла Factory Records, его гонорар за работу над So составил £20 000. Гэбриел вспоминал: «Единственный компромисс, на который я в итоге пошёл, состоял в том, чтобы поддержать идею Сэвилла о портрете в стиле ретро. Мне сказали, что странные обложки моих предыдущих дисков отталкивали женщин». На обложку частично повлияло творчество фотографа Дэвида Бейли.

Альбом был выпущен 19 мая 1986 года. Он возглавил чарты семи стран по всему миру, в том числе Великобритании, где он стал второй пластинкой Гэбриела добившегося подобного успеха. В Соединённых Штатах So стал одним из самых коммерчески успешных релизов лейбла Geffen Records, добравшись до 2-го места чарта Billboard 200 и оставаясь в нём на протяжении девяноста трёх недель. В апреле 1986 года «Sledgehammer» был выпущен в качестве ведущего сингла пластинки и стал единственной песней музыканта возглавившей хит-парад Billboard Hot 100, сместив с вершины композицию «Invisible Touch» группы Genesis, так же ставшей их единственной песней возглавившей этот чарт. Помимо этого, «Sledgehammer» добрался до 4-го места в сингловом чарте Великобритании, что также стало самым успешным показателем в карьере музыканта, наряду с песней «Games Without Frontiers»; помимо этого трек занял верхнюю строчку в Канаде. Не в последнюю очередь успех «Sledgehammer» был связан с его чрезвычайно популярным и инновационным видеоклипом, снятым при помощи применения технологии кукольной мультипликации студией Aardman Animations. В интервью журналу Rolling Stone Гэбриел заявил, что, по его мнению, это видео открыло песни с So для более широкой аудитории, что способствовало общему успеху альбома. После этого были выпущены ещё два коммерчески успешных сингла: «Don’t Give Up», который добрался до 9-го места в британском чарте и до 79-го в США, а также «Big Time» достигший 13-й позиции на родине музыканта и занявший 8-ю строчку в американском хит-параде. В свою очередь следующий сингл, «In Your Eyes» имел умеренный успех в Соединённых Штатах, где он добрался до 26-й позиции, в то время как песня «Red Rain» отметилась на 46-м месте в Великобритании.

В 1986 году фронтмен ирландской рок-группы U2, Боно, связался с Гэбриелом пригласив его выступить на A Conspiracy of Hope. Серии концертов, вдохновленных фестивалем Live Aid, которые были организованны с целью привлечения внимания международной общественности к проблеме нарушения прав человека в свете 25-го юбилея организации Amnesty International. Музыкант согласился, выступив в июне 1986 года на одной сцене со Стингом, The Police, Лу Ридом и Джоан Баэз, его сет начинался песней «Red Rain» после чего шёл хит «Sledgehammer». Впоследствии Гэбриел описал эти гастроли как «лучшее турне, в котором ему приходилось участвовать». В том же месяце музыкант выступал в лондонском парке Клэпхэм Коммон вместе с Боем Джорджем и Элвисом Костелло на мероприятии «Артисты против апартеида» (англ. Artists Against Apartheid). После этого он отправился в турне под названием This Way Up tour, которое стартовало в Рочестере, 7 ноября 1986 года, и включало 93 концерта. В числе этих выступлений был двухдневный концерт (20—21 декабря) на токийском стадионе «Мэйдзи Дзингу» с целью сбора средств для глобальной компьютерной системы Университета мира — проекта Организации Объединённых Наций. В начале 1987 года Гэбриел взял паузу до июня, после чего отправился гастролировать по Европе, затем вновь вернувшись в Америку, в итоге он закончил турне выступлением в афинском амфитеатре Ликавит в октябре того же года. Помимо этого, Гэбриел частично исполнял песни из So на концерте Prince’s Trust и в турне Human Rights Now! в 1988 году.

Отзывы критиков

Альбом получил преимущественно положительные оценки от музыкальных критиков. Джон Парелес из The New York Times писал: «только горстке западных рок-музыкантов удалось использовать экзотические ритмы и инструменты с такой изобретательностью и убедительностью». Парелес также похвалил вокал Гэбриела, описывая его как «шероховатый, но не блюзовый, нестареющий и безрадостный, голос какого-то древнего моряка, рассказывающего о своих бедствиях». Штатный автор журнала Rolling Stone Тим Холмс, описал альбом как «запись значительной эмоциональной сложности и музыкальной изысканности» и был рад, что эти песни помогут сделать Гэбриела узнаваемым среди поклонников мейнстримовой поп-музыки.

Музыкальный обозреватель газеты Los Angeles Times Терри Аткинсон рассматривал альбом как предлагающий «удивительное разнообразие тонов, настроений и тем вкупе с неизменно мощным уровнем подачи». Хотя Аткинсону не понравилась песня «Big Time», он заключил, что это «отличный альбом, возможно, лучший из лучших [в дискографии музыканта]». Ещё один критик из Los Angeles Times, Стив Хохман, также похвалил переосмысление Гэбриелом своего творчества, описав его как «реальный прогресс» по сравнению с текущими записями других прогрессивных рок-групп, таких как Genesis, GTR и Marillion. В свою очередь Линн Ван Матр из Chicago Tribune похвалила «нью-вэйвовые и фанковые ритмы» альбома и призвала почаще отдавать должное таланту Гэбриела в прессе, тем не менее отметив отсутствие на пластинке присущей музыканту «чудаковатости» и посетовав на нехватку песен уровня «Biko» — его знаменитого протестного сингла 1980 года, сочинённого под впечатлением от смерти чернокожего активиста Стива Бико боровшегося против режима апартеида. Рецензент газеты The Village Voice Роберт Кристгау также был благосклонен к альбому, написав: «Гэбриел настолько умен, что знает, ритм — это то, что заставляет музыку работать, что освобождает его [музыканта] от банальных мелодических обязательств, но не принуждает делать акцент на первой доле — умные ребята прибегают к использованию текстуры лишь в крайнем случае».

Альбом также был высоко оценён ретроспективными обозревателями. Так, редактор музыкального портала AllMusic Стивен Томас Эрлевайн похвалил So как «самую броскую, самую счастливую запись, которую когда-либо записывал [музыкант]». Эрлевайн особенно высоко оценил созданную Гэбриелом смесь арт-рока с африканской музыкой и соулом. Между тем, музыкальный рецензент Би-би-си Джуд Роджерс писал: «как только вы посмотрите поверх напыщенности „Sledgehammer“, … вы замечаете, как легко её [песни] хитроумные идеи проскальзывали внутрь мейнстрима 1980-х». В свою очередь, Уиндхэм Уоллес из The Quietus похвалил искренность So и назвал альбом «душевным путешествием через интенсивную эмоциональную территорию, скомпонованную и аранжированную настолько замысловато и тщательно, созданную с такой преданностью делу, что всё это звучит [предельно] естественно».

Рецензент портала Consequence of Sound Райан Брэй, заключил, что So являлся «чрезвычайно редкой запись, которая умудрилась усидеть на двух стульях сразу [мейнстрима и этнической музыки], заслуженно получив уважение критиков и широкой аудитории, и при этом не пожертвовав не единым художественным дюймом». Он добавил, что «альбом устойчиво сохраняет статус одной из лучших записей 1980-х». Марк Блейк из журнала Q описал лонгплей как «увековечивший [атмосферу] 1986 года благодаря своим ревущими саксофонами и цифровым синтезаторам Fairlight CMI». Автор отметил, что «Гэбриел создал альбом удобоваримой поп-музыки, который все ещё был обнадеживающе эксцентричным». В свою очередь Терри Стонтон из Classic Rock писал: «песня „Red Rain“ была знакомо задумчивой и политически заряженной, но радиоволны полностью сдались мускулистому танцевальному року и более медленному темповому красноречию». Стонтон пришел к выводу, что Гэбриел проявил «мастерскую уверенность, создав на выходе приятное для прослушивания единое целое».

В менее позитивном ретроспективном обзоре рецензент Mojo Дэвид Бакли сравнил альбом с более ранними, более экспериментальными записями Гэбриела, заявив: «В 1986 году он переключился на поп-музыку и выпустил успешный альбом. Результат получился неоднозначным. „Sledgehammer“, перекликается с „Superstition“ Стиви Уандера и с „Fame“ Дэвида Боуи, при этом сохраняя собственный стиль. В других песнях, „Mercy Street“, „Red Rain“ и „In Your Eyes“, Гэбриел звучит заретушированно, и только в „We Do What We’re Told“ напоминает о своём бесстрашном прошлом». Джон Льюис из Uncut также подверг альбом критике. Он высоко оценил новаторский продакшен некоторый песен, выделив «Big Time» и «Sledgehammer» как выдающиеся треки, однако посетовал, что в некоторых местах альбом звучал перепродюсированным, отметив инородность звучания синтезатора Fairlight CMI в композиции «That Voice Again» и неприятный свистящий эмбиент-аккомпанемент в «Mercy Street».

Наследие

В 1986 году So был номинирован на премию «Грэмми» в категории «Альбом года», в итоге уступив пластинке Пола Саймона Graceland, в свою очередь композиция «Sledgehammer» была выдвинута на соискание этой награды в категориях: «Запись года», «Песня года» и «Лучшее мужское вокальное рок-исполнение», также проиграв во всех номинациях — Стиву Уинвуду, Берту Бакараку/Кэрол Байер-Сейджер и Роберту Палмеру соответственно. Тем не менее, Гэбриел получил два статуэтки Brit Awards у себя на родине, выиграв одну из них как лучший сольный исполнитель и получив вторую за песню «Sledgehammer» в категории «Лучший британский видеоклип», мероприятие было организовано Джонатаном Кингом и проходило в лондонском отеле Grosvenor House. Музыкант был ещё более успешен во время церемонии вручения премии MTV Video Music Awards 1987 года, где стал лауреатом специальной награды «Video Vanguard Award», а видеоклип на песню «Sledgehammer» был удостоен девяти статуэток, включая «Видео года», этот рекорд не был превзойдён другими исполнителями до сих пор. Согласно статистике этот клип является самым популярным музыкальным видео в истории телеканала MTV.

Многие эксперты считают So лучший пластинкой Гэбриела, а также одним из лучших альбомов 1980-х. Успех этой записи позволил её автору превратиться из культового музыканта, известного своей интеллектуальным, экспериментальным сольным творчеством, в мейнстримовую, всемирно известную звезду. Редакция журнала Rolling Stone поместила So на 187-е место своего списка «500 величайших альбомов всех времён» и на 14-е в отдельном рейтинге «100 лучших альбомов 1980-х», отметив, что «несмотря на свою мейнстримовую привлекательность, „So“ также предлагал непреодолимые вызовы». В свою очередь авторы музыкального блога Stereogum поместили лонгплей на вершину списка лучших альбомов музыканта, подытожив: «Пятый студийный альбом Питера Гэбриела — это завораживающая дихотомия: одновременно прилипчивая и экспериментальная, вневременная, но полностью кристаллизующая свой момент в истории … Это шедевр».

Альбом был отмечен на 25-м месте рейтинга Consequence of Sound «100 лучших альбомов всех времён», чей автор писал: «Гэбриел открывает захватывающие дух новые горизонты, и с этим альбомом он интегрирует свои звуковые открытия в мейнстрим. „So“ — это знаковый поп-альбом, который переполняет слушателей эмоциональными и ритмичными песнями, берущими начало в самом сердце человеческого духа. […] Тема эмоционального, стирающего границы, человеческого общения пронизывает все произведения Гэбриела, но она наиболее сильна в „So“, где продолжает затрагивать большинство людей», также назвав звучание пластинки «блестящим переосмыслением соул-музыки [лейбла] Motown». Редакция журнала Slant поместила лонгплей на 41-е место своего списка «100 лучших альбомов 1980-х годов», описав его как «самую доступную, но в то же время амбициозную работу Гэбриела. [Представляя собой] хронику политических, эмоциональных и художественных исследований, альбом [пытается] сбалансировать стандартную поп-ортодоксальность с его [автора] все ещё бурлящей жаждой звуковых экспериментов». В свою очередь Джим Аллен из Ultimate Classic Rock отметил: «то, что делает „So“ настолько важным, так это то, как он плавно сочетает в себе бесподобную попсовую чуйку [Гэбриела] с авантюрными художественными инстинктами иконоборца. Слегка чудаковатые поп-песни альбома несут в себе достаточное количество эмоционального воздействия, звуковых сюрпризов и запоминающихся мелодий, чтобы сделать его одной из самых превозносимых записей эпохи». Тем не менее, не все остались довольны альбомом, так в 2002 году ведущий критик газеты The Guardian Алексис Петридис заявил, что на этой пластинке Гэбриел «пережил музыкальный кризис среднего возраста», охарактеризовав So как «альбом, наполненный ультра-коммерческим приапическим придурковатым фанком» и «безжалостной попыткой [его автора] добиться успеха в мейнстриме». Альбому So был посвящен один из эпизодов документального сериала Classic Albums, также он появился на страницах известного музыкального альманаха «1001 Albums You Must Hear Before You Die».

So является самым коммерчески успешным альбомом Гэбриела — его продажи в США составляют более 5.000.000 экземпляров (RIAA), помимо этого он имеет три «платиновых» сертификата Британской ассоциации производителей фонограмм. В 2002 году была выпущена ремастеринговая версия альбома. В 2011 году несколько треков из So были представлены на девятом студийной пластинке Гэбриела New Blood — проекте, в котором музыкант перезаписывал свои композиции с симфоническим оркестром. В 2012 году, в честь 25-летия релиза пластинки, был выпущен лимитированный бокс-сет включавший в себя ремастирингованную версию оригинального альбома, концертный DVD Live at Athens (1987), а также компакт-диск So DNA, посвящённый записи этого альбома (в деталях демонстрировавший эволюция песен на различных этапах работы), кроме того релиз содержал 60-страничный буклет с примечаниями автора, редкие фотографии того периода, две коллекционных грампластинки и документальный фильм «So: Classic Albums». В том же году Гэбриел отправился в турне Back to Front, на концертах которого исполнял альбом целиком с несколькими сессионными музыкантами принимавшими участие в его записи.

По словам Майкла Глабицки из американской группы Rusted Root, этот альбом оказал ключевое влияние на его музыкальную карьеру и увеличение жанром уорлдбит: «Я просто запал на этот звук. Питер Гэбриел как бы дал всем зелёный свет — подобные вещи могут быть популярны и в мейнстриме. Для таких людей, как я, которые интересовались подобным звучанием, сомнение в том, будет ли оно востребованным или нет, сразу же исчезло». В свою очередь британский музыкант Стивен Уилсон рассуждал: «Люди думают, что 1980-е были мелкой, поверхностной эпохой», в свете этого тезиса отмечая So как альбом, который был «действительно умным». Известный российский продюсер Максим Фадеев считает Питера Гэбриела своим учителем и часто упоминает песню «Red Rain», которая, когда он услышал её в середине 1980-х, полностью перевернула его сознание. Наряду с такими альбомами, как Remain in Light группы Talking Heads и Graceland певца Пола Саймона, американский публицист Джон Парелес выделял So как запись, которая популяризировала африканский рок в западном мире.

Список композиций

Все песни написаны Питером Гэбриелом, за исключением отмеченных.

Участники записи

Чарты и сертификация

Сертификация

Комментарии

  • ↑ Все нижеперечисленные даты выпуска относятся к изданию синглов в Соединённом Королевстве, за исключением песни «In Your Eyes», которая была издана в США в сентябре 1986 года.
  • ↑ Киллен отмечает, что к сентябрю 1985 года весь материал был записан на цифровую аудиокассету Mitsubishi с 32-мя дорожками.
  • ↑ Во время работы Гэбриела над овердаббингом материала на студии Power Station, там же заканчивал свой альбом, Electric Café, немецкий электронный дуэт Kraftwerk. Им дали послушать песню «Sledgehammer». Биограф Kraftwerk Дэвид Бакли писал: «Они были поражены тем, насколько фантастично это звучало. Kraftwerk чувствовали, что их запись была ничтожной в звуковом отношении по сравнению [с диском Гэбриела], хотя это был совершенно другой музыкальный жанр».
  • ↑ В итоге Гэбриел согласился работать над саундтреком к фильму Скорсезе. Музыкант выпустил Passion (1989) отдельным альбомом, который получил высокие оценки музыкальных критиков и стал лауреатом премии «Грэмми» как «Лучший альбом в жанре нью-эйдж» на церемонии 1990 года. Обратите внимание, что Passion зачастую фигурирует под названием Passion: Music for The Last Temptation of Christ. По словам Гэбриела это было связано с «юридическими барьерами».
  • ↑ Два следующих студийных альбома музыканта назывались Us и Up соответственно. «Хорошая форма, но очень мало смысла» — так музыкант высказался по поводу необычного названия альбома в интервью журналу Rolling Stone
  • ↑ В преддверии релиза бокс-сета Гэбриел призвал присылать ему старые постеры, фотографии, концертные билеты, рекламную продукцию, а также записи из личных дневников и прочие задокументированные воспоминания, посвященные альбому So. Впоследствии эти материалы использовались при оформлении буклета диска и обновленного сайта музыканта.