Вернер Херцог Стипетич (нем. Werner Herzog Stipetić ; род. 5 сентября 1942) — немецкий кинорежиссёр, сценарист, актёр, который снял более сорока фильмов (по большей части документальных), поставил множество опер, опубликовал десятки книг. Некоторые кинокритики условно относят его к направлению нового немецкого кино (наряду с Фассбиндером, Вендерсом и Шлёндорфом) — с чем сам Херцог не согласен.
Биография
Детство и юность
Вернер Херцог родился в Мюнхене 5 сентября 1942 года в семье научных работников, где он стал вторым ребёнком. Первым был его брат Тильберт Херцог, родившийся 26 июня 1941 года. Его родители познакомились в 30е годы во время учёбы в Мюнхенскем университете имени Людвига и Максимилиана. Мать, Элизабет Херцог (девичья фамилия Стипетич), переехала в Мюнхен из Вены, где ранее так же изучала физическую культуру и биологию. Докторскую диссертацию Елизабет Херцог защищала под руководством будущего нобелевского лауреата Карла фон Фриша.
Отец, Дитрих Херцог родился в 1910 году в Тюбингене в семье потомственных научных работников. Например, дед Вернера Херцога, Рудольф Херцог возглавлял раскопки на острове Кос. В этих местах Вернер Херцог будет снимать свой первый игровой фильм «Знаки жизни». Прадед Вернера Херцога, Эрнст Херцог был профессором археологии и филологии в Тюбингенском университете.
Дитрих Херцог защитил докторскую диссертацию по биологии так же в тридцатых годах.
Во время второй мировой войны семья разделилась. Элизабет Херцог переехала с детьми в небольшую деревню Захранг. Дитрих Херцог смог вернуться к семье только в 1948 году. К этому моменту уже родился сводный брат Вернера Херцога Луки. Родители Вернера Херцога решили официально развестись. Дитрих Херцог в последствии женился ещё дважды. Во втором браке родилась сводная сестра Вернера Зигрид.
Автор биографии Херцога, Моритц Хольфельдер, утверждает, что нет никаких сведений о том, чтобы Вернер Херцог когда либо официально носил фамилию Стипетич. Более того, Хольфельдер, цитирует рассказ Херцога о сценарном конкурсе, куда он подавал сценарий фильма «Знаки жизни», в котором Херцог говорит, что использовал на конкурсе в качестве псевдонима фамилию матери Стипетич.
Детство Вернера Херцога прошло в глухой горной деревне Захранг в Баварии, вдали от городской жизни (по собственным словам, впервые воспользовался телефоном в 17 лет). В 12 лет вместе с матерью (родом из Югославии) снова переехал в Мюнхен, где заинтересовался кино и поэзией. В молодости получил несколько наград как подающий надежду поэт.
Когда Херцогу было 13 лет, его семья жила в одной квартире с эксцентричным актёром Клаусом Кински, который исполнит роли в его главных фильмах. Во время учёбы в гимназии он работал в ночную смену сварщиком на сталелитейном заводе, чтобы заработать средства на первые фильмы. В 17 лет его сценарий был запущен в производство одной из немецких студий, но проект был закрыт, когда стало известно, что его автор — несовершеннолетний.
В 1961 году окончил гимназию и начал изучать историю, литературу и театр в Мюнхене. В 1962 году снял свой первый фильм «Геракл», будучи студентом Мюнхенского университета, когда ему было всего 19 лет. В 1963 году основал собственную министудию. В декабре 1964 за сценарий «Признаки огня» (реализован в 1967 году под названием «Знаки жизни») получил приз имени Карла Майера. В 1966 году уехал в США, где всего одну неделю проучился в университете Дюкейн в Питтсбурге.
Классический период
Херцог в 1991 годуЗрелый период в творчестве Херцога начинается с фильма «И карлики начинали с малого» (1970) о бунте анархистов-лилипутов в исправительной колонии. В Германии фильм был запрещён, однако критики за рубежом увидели в нём жутковатую аллегорию политической жизни. В следующем году много шума в фестивальных кругах наделал документальный фильм Херцога «Фата-моргана» — подборка завораживающих документальных образов, смонтированных в соответствии с их внутренним ритмом. С тех пор Херцог чередовал в своём творчестве игровые и документальные фильмы, выпуская по одной-двум новым лентам ежегодно. При этом игровые фильмы зачастую производят впечатление документальности, а за документальные режиссёра обвиняют в том, что он подстроил запечатлённые в них события.
В 1972 году Херцог и Кински отправились в джунгли Амазонки, чтобы на крошечный бюджет снять сагу о движимом навязчивой идеей конкистадоре Лопе де Агирре. Преодолев неописуемые трудности, съёмочная группа в два месяца завершила работу над картиной «Агирре, гнев Божий», которая поставила Херцога в число ведущих режиссёров современности. «Агирре» признан шедевром Херцога — одни видят в нём осмысление психологических истоков фашизма, другие отмечают предельную реалистичность, отсутствие спецэффектов и то, что фильм «как будто снят в XVI столетии».
Херцог заставлял своих актёров пройти внутренний путь изображаемых ими персонажей и в других своих фильмах — человек, сыгравший Каспара Хаузера в фильме «Каждый за себя, а Бог против всех» (1974), был найден им в психиатрической лечебнице, где он провёл практически всю жизнь, а на съёмки «Стеклянного сердца» (1976) Херцог пригласил профессиональных гипнотизёров, чтобы ввести актёров-любителей в состояние гипноза.
Несмотря на неуравновешенность характера Кински, Херцог продолжал работать с ним. Вместе они сделали ещё четыре исторических фильма: «Носферату — призрак ночи» (1978), «Войцек» (1979), «Фицкаральдо» (1982) и «Кобра верде» (1988). «Фицкарральдо» стал самым масштабным проектом режиссёра — потребовались титанические усилия и несколько лет работы, чтобы довести его до конца. В окончательном варианте главную роль исполнил опять-таки Кински, а не Джейсон Робардс (c Миком Джаггером в качестве ассистента), как планировалось ранее.
За «Фицкарральдо» Херцог был отмечен наградой Каннского фестиваля как лучший режиссёр, хотя его много критиковали, особенно в родной Германии, за иррациональное стремление к натуралистичности и пренебрежение человеческими жизнями (во время съёмок в джунглях Амазонии не обошлось без жертв, которые, правда, не были связаны со съёмками фильма, — сугубо бытовые несчастные случаи).
Двойственное отношение к работе Херцога, одержимого идеей доснять фильм вне зависимости от той цены, которую придётся за это заплатить, запечатлел и документальный фильм «Бремя мечты» (1982), удостоенный престижной премии BAFTA.
После «Фицкарральдо»
Три художественных фильма, последовавшие за «Фицкарральдо», режиссёр не причисляет к своим удачам; без энтузиазма восприняли их и киноведы. Окончательно рассорившись с Кински, Херцог в течение целого десятилетия (1991—2001) снимал только документальные ленты — о различных необычных событиях и об отдалённых, малоизвестных уголках Земли (включая российскую глубинку). В одной из этих лент, «Мой любимый враг» (1998), он откровенно рассказал о перипетиях отношений с покойным Кински.
В 2001 году, поселившись в Лос-Анджелесе, Херцог вернулся к игровому кино. В его новых фильмах снимаются голливудские звёзды первой величины — Николас Кейдж («Плохой лейтенант»), Кристиан Бейл («Спасительный рассвет»), Тим Рот («Непобедимый»). К вершинам кинодокументалистики Херцога можно отнести документальные проекты американского периода — «Человек-гризли» (2005) и «Встречи на краю света» (2007, номинация на «Оскар»).
На Венецианском фестивале 2009 года Херцог представил в конкурсе сразу две ленты — «Плохой лейтенант» и «Мой сын, мой сын, что ты наделал» (продюсером последней выступил Дэвид Линч). В 2010 году он возглавлял жюри 60-го Берлинского международного кинофестиваля, где несколькими наградами был отмечен российский фильм «Как я провёл этим летом», действие которого происходит в типичных «херцоговских» локациях — на краю обитаемого света.
Личная жизнь
Вернер Херцог был женат три раза, и у него есть дочь от актрисы Эвы Маттес, сыгравшей главную роль в «Строшеке». В настоящее время женат на Лене Херцог.
Темы и стиль
По оценке онлайн-энциклопедии Allmovie, Херцог известен не только «как создатель одних из самых невероятных рассказов в истории кинематографа», но и по причине того, что «раз за разом заставляет себя и свою съёмочную группу идти на абсурдные, беспрецедентные шаги, чтобы достичь искомого кинематографического эффекта». Его эксцентричное поведение на съёмочной площадке сделало его самого героем нескольких документальных и полудокументальных фильмов («Случай в Лох-Нессе», «Шагая к Вернеру», «Вернер Херцог ест свой ботинок»).
В его фильмах присутствуют три основные темы:
- аборигены, туземцы, жители областей Земли, которых ещё не коснулась цивилизация (Фицкарральдо, Зелёная Кобра, Агирре, гнев божий, На десять минут старше: Труба, Там, где мечтают зелёные муравьи)
- харизматические личности, одержимые безумными идеями (Великий экстаз резчика по дереву Штайнера, Гашербрум — сияющая гора, Фицкарральдо, Зелёная Кобра, Агирре, гнев божий)
- люди, отвергаемые обществом, юродивые, ненормальные (Каждый за себя, а Бог против всех, Строшек, И карлики начинали с малого)
В фильмах Херцога велика доля импровизации. «Источник жизненной силы кино — случай», — любит повторять режиссёр. Он разделяет представления о дионисийской природе кинематографа: «Это искусство неучей, а не учёных. Фильмы происходят от балагана и сельской ярмарки», а не от того искусства, которое преподают в академиях.
Херцог исповедует неоромантическое убеждение, что «уродливо как раз все то, что кажется нормальным и повседневным: потребительские товары, магазины, стул, дверная ручка, а также религиозное поведение, застольные манеры, система образования… вот что монструозно, совсем не лилипуты» — действующие лица таких его фильмов, как «И карлики начинали с малого» и «Стеклянное сердце».
В 2018 году производное прилагательное от фамилии режиссёра Herzogian было включено в Оксфордский словарь английского языка.
Фильмография
Полнометражные игровые фильмы
- Знаки жизни (1968)
- И карлики начинали с малого (1970)
- Агирре, гнев божий (1972)
- Каждый за себя, а Бог против всех (1974)
- Стеклянное сердце (1976)
- Строшек (1977)
- Носферату — призрак ночи (1979)
- Войцек (1979)
- Фицкарральдо (1982)
- Там, где мечтают зелёные муравьи (1984)
- Зелёная Кобра (1987)
- Крик камня (1991)
- Уроки темноты (1992)
- Непобедимый (2001)
- Далёкая синяя высь (2005)
- Спасительный рассвет (2007)
- Плохой лейтенант (2009)
- Мой сын, мой сын, что ты наделал (2010)
- Королева пустыни (2015)
- Соль и пламя (2016)
- ООО «Семейный роман» (2019)
Короткометражные фильмы
- Геракл (1962)
- Игра на песке (1964)
- Беспрецедентная защита крепости Дойчкройц (1966)
- Последние слова (1967)
- Меры против фанатиков (1969)
- Никто не будет со мной играть (1976)
- Голуаз (1988)
Документальные и псевдодокументальные фильмы
- Летающие врачи Восточной Африки (1969)
- Фата-моргана (1971)
- Ограниченное будущее (1971)
- Земля молчания и тьмы (1971)
- Великий экстаз резчика по дереву Штайнера (1974)
- Заметки о новом языке (1976)
- Проповедь Гюи (1981)
- Вера и валюта (1981)
- Баллада о маленьком солдате (1984)
- Гашербрум — сверкающая гора (1984)
- Водабе: Пастухи солнца (1989)
- Эхо тёмной империи (1990)
- Джаг-Мандир (1991)
- Колокола из глубины (1993)
- Трансформация мира в музыку (1994)
- Смерть на пять голосов (1995)
- Маленькому Дитеру нужно летать (1997)
- Мой любимый враг (1999)
- Крылья надежды (2000)
- Колесо времени (2003)
- Белый бриллиант (2004)
- Человек-гризли (2005)
- Встречи на краю света (2007)
- Пещера забытых снов (2010)
- Счастливые люди: год в тайге (2010)
- В бездну (2011)
- Акт убийства (2012) (исполнительный продюсер)
- О, интернет! Грёзы цифрового мира (2016)
- В самое пекло (2016)
- Встреча с Горбачёвым (2018)
- Кочевник (2019), посвящён писателю Брюсу Чатвину (1940–1989)
Короткометражные документальные фильмы
- Ла-Суфриер (1977)
- Портрет Вернера Херцога (1986)
- Christ and demons in New Spain (1999)
- Паломничество (2001)
- Ten Thousand Years Older (2002)
- La bohème (2009)
- On Death Row (2012) TV miniseries in four, hour-long episodes
- В мгновение ока (2013)
Сценарист
- Вернер Херцог ест свою туфлю (1980)
Херцог сам писал сценарии ко всем своим фильмам, для нижеперечисленных он писал сценарий совместно с другими авторами.
- Крик камня (1991)
- Плохой лейтенант (2009)
- Мой сын, мой сын, что ты наделал (2009)
Также он выступил одним из авторов сценариев для фильмов:
- Hunger in the world explained to my son (El hambre en el mundo explicada a mi hijo) (2002)
- Incident at Loch Ness (2004)
- Счастливые люди: год в тайге (2010)
Актёр
- Geschichten vom Kübelkind (1971)
- Man of Flowers (1983)
- Bride of the Orient (1989)
- Трудно быть богом (1989) — Мита
- Tales from the Opera (1994)
- Burning Heart (1995)
- Куда приводят мечты (1998)
- Julien Donkey-Boy (1999)
- Incident at Loch Ness (2004)
- Мистер Одиночество (2007) — отец Умбрилло
- The Grand (2007)
- Полиэтиленовый пакет (2009)
- Гетто серия № 31 (2010) озвучивание
- Симпсоны серия № 479 (2011) озвучивание
- Металлопокалипсис 4-й сезон), (2012) озвучивание
- Американский папаша! серия № 132 (2012) озвучивание
- Джек Ричер (2012) — Зек
- Home from Home (2013) — Александр Гумбольдт
- Мандалорец (2019, первый сезон)