Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Уди-Мулла

Уди-Мулла — чеченский военный и государственный деятель периода Кавказской войны 1817—1864, полководец и проповедник, генерал-Наиб Исламского Государства Имамат Кавказ, активный участник Кавказской войны 1817—1864. Был религиозным проповедником, тактическим мыслителем и отважным воином. Входил в пятерку первых предводителей движения за газават и свободу, и даже был претендентом в имамы Чечни. Наиб имама Шамиля с 1835 г. Уди-Мулла активно руководил борьбой чеченских обществ против царских войск, устанавливал нормы Шариата, ездил по сёлам Чечни, поднимал народ на борьбу против царских войск вместе с чеченскими предводителями Соиб муллой Эрсеноевским, Ташав-хаджи, Оздемиром, Домбаем и Умаханом.

Биография

Рос в зажиточной семье чеченского узденя, отец Уди-муллы, в народе известном под именем Ноха, дал своему сыну прекрасное богословское образование у самых известных богословов Чечни и Дагестана. Уже в свои 17 лет , Уди получил к своему имени приставку "мулла" , что означало о его образованности в богословских делах. С детства владел не только родным чеченским языком , но и арабским ,аварским , кумыкским, лезгинским, русским языками в совершенстве, знал русскую и арабскую грамоту а так же чеченскую письменность на основе арабского алфавита "Раджаб" , был всесторонне развитым . С юношеских лет пропитался идеями объединения всех Северо-Кавказских народов и территорий под единым знаменем в одну страну и ее независимости. Не обремененный тяготами повседневной жизни , имел возможность долго путешествовать по странам Востока и Европы, бывал в странах Африки , Санкт-Петербурге и нескольких городах России.

Кавказская война

Ближайший сподвижник имамов Гази-Мухаммада и Шамиля. Впервые в поле зрения русских военных он попал в 1816 году.

Он стал религиозным проповедником, тактическим мыслителем и отважным воином. Его авторитет и уважение в обществе были на самом высоком уровне. Он входил в пятерку первых предводителей движения за газават и свободу, и даже был претендентом в имамы Чечни. Шамиль очень доверял ему и неоднократно поручал разные военные и дипломатические миссии.

В концы июня 1836 года Имам Шамиль со своими Ташев-Хаджи и Уди-муллой вторгся в Койсубулинское общество и захватил селения Игали, Херадаре и Балахны.

В феврале 1837 года по приглашению чеченских предводителей Ташев-Хаджи, Уди-Муллы, Домбая, Умахана и Оздемира имам Шамиль прибыл в Чечню.

1 марта 1837 года между отрядами генерала Фези и Уди-Муллы на берегу реки Аксай у аула Аллерой произошел бой.

Грозненские евреи рассказывали, о том что они прежде жили в селе Старо-юрт, но напал на них Уда-Мулла, ограбил их имущество, 20 человек убил и многих взял в плен, после чего им пришлось бежать из Старо-юрта в крепость Грозная, начальник которой их принял и указал им на место где они могут поселится.

По приказу Имама Шамиля, Уда-Мулла со своими людьми, совместно с Алибеком Аварским, организовали оборону на Ахульго. Сам Шамиль находился в то время в селе Телетль. Превосходство в численности войск и вооружении позволило Фезе разбить наибов.

Ташев-Хаджи и Мулла-Уди намеревались переселится к шубузам, вероятно, для того, чтобы иметь там надежное убежище.

В Чечне между Ташев-Хаджи и Уди-Муллой возникла междоусобная война. Оба они были абреками, примкнули мюридам, и после смерти Гамзат-Бека покушались на его место; но видя решительное преимущество Шамиля, они оставили ему Дагестан, а сами действовали в Чечне. Соперничество их кончилось весною 1839 года когда Уди-Мулла умер.

Похоронен на старинном кладбище на вершине хребта на окраине Шуани у перекрестка дорог на Гордали, Ялхой-Мохк и Мескеты.