Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Министерство юстиции Российской Федерации

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики (государственное управление) и нормативно-правовое регулирование в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Функции

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 (в редакции от 23 апреля 2017 года) и в соответствии с иными нормативно-правовыми актами, Министерство юстиции Российской Федерации занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием, а также осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах:

  • исполнения уголовных наказаний;
  • регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, а также предоставления информации о них;
  • адвокатуры и адвокатской деятельности;
  • нотариата и нотариальной деятельности;
  • государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • легализации и апостиля;
  • обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
  • оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
  • противодействия коррупции и антикоррупционной экспертизы;
  • деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, деятельности коллекторов;
  • территориального устройства РФ;
  • организации местного самоуправления;
  • разграничения полномочий между органами власти (государственными, субъектов федерации и местного самоуправления);
  • правоприменения, надзора и контроля — в установленных случаях.

История

XIX век

Министерство юстиции Российской империи было учреждено 20 (8) сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств». Этим же документом в составе Правительства предусматривалась должность министра юстиции, и он одновременно являлся генерал-прокурором Российской империи.

На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой. Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель — Гавриил Романович Державин.

Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.

В 1828 году Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.

После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Министерство юстиции принимало деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.

По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.

Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.

Законотворчество Министерства юстиции конца 19 века — начала XX века характеризуется особым вниманием к правам личности.

В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов.

С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам министр обязан был еженедельно представлять Императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел.

13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось «…целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».

XX век

После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета № 1 «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства. Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утверждённому 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.

Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.

С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.

В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что именно по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».

По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.

Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. 24 сентября того же года было восстановлено Министерство юстиции РСФСР.

25 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР законом № 2094-1 постановил: РСФСР впредь именовать Российская Федерация (Россия). 21 апреля 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР утвердил переименование РСФСР в Российскую Федерацию, внеся соответствующие поправки в Конституцию, которые вступили в силу 16 мая 1992 года с момента опубликования в «Российской газете». В связи с поправками в конституцию министерства РСФСР стали называться министерствами Российской Федерации (ст. 128 и 129 конституции) и соответственно Министерство юстиции РСФСР стало именоваться Министерством юстиции Российской Федерации.

Структура

Руководство

Возглавляет министерство в настоящее время (с 21 января 2020 года) — Константин Анатольевич Чуйченко. В его подчинении 8 заместителей:

Подразделения

В структуру Минюста входят:

  • Центральный аппарат
    • 12 департаментов по основным направлениям деятельности
      • Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов
        • Отдел государственной регистрации нормативных правовых актов в финансовой и экономической сферах
        • Отдел государственной регистрации нормативных правовых актов в правоохранительной и социальной сферах
        • Отдел государственного реестра нормативных правовых актов
      • Департамент организации и контроля
        • Отдел общественных связей
        • Отдел документационного обеспечения
        • Отдел по работе с обращениями граждан
        • Отдел планирования и организационного обеспечения
        • Отдел координации и ведомственного контроля деятельности территориальных органов Минюста России
        • Отдел анализа и обработки информации
        • Отдел правового обеспечения
        • Отдел по защите государственной тайны
        • Отдел контроля за хозяйственной деятельностью и использованием бюджетных средств
        • Отдел развития информационных систем
        • Отдел защиты информации
      • Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов
        • Отдел по выработке государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний
        • Отдел нормативно-правового регулирования в сфере исполнения уголовных наказаний
        • Отдел обеспечения конституционных прав граждан при исполнении уголовных наказаний и по вопросам нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации
        • Отдел координации, анализа и контроля деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний
        • Отдел координации, анализа и контроля деятельности в сфере исполнения судебных актов
      • Департамент государственной службы и кадров
        • Отдел по вопросам государственной службы
        • Отдел организации кадровой работы в подведомственных федеральных службах, территориальных органах и учреждениях Минюста России
        • Отдел по работе с кадрами центрального аппарата Минюста России
        • Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений
        • Отдел по делам гражданской обороны, мобилизационной работе, воинскому учёту и бронированию
      • Департамент международного права и сотрудничества
        • Отдел международных договоров
        • Отдел международных связей
        • Отдел международной правовой помощи
        • Отдел по вопросам передачи осуждённых
        • Отдел по вопросам легализации и апостиля
        • Отдел правового обеспечения международной экономической интеграции
      • Департамент конституционного законодательства
        • Отдел уголовного законодательства и законодательства о безопасности
        • Отдел конституционного законодательства
        • Отдел административного законодательства и законодательства о правоохранительной и судебной деятельности
        • Отдел организации антикоррупционной экспертизы и аккредитации независимых экспертов
      • Департамент экономического законодательства
        • Отдел гражданского законодательства
        • Отдел земельного, жилищного и градостроительного законодательства
        • Отдел законодательства о труде, социальном обеспечении, здравоохранении, образовании, науке и культуре
        • Отдел законодательства о государственном регулировании экономики
        • Отдел законодательства об энергетике, транспорте, связи и массовых коммуникациях
        • Отдел законодательства о бюджете, налогах и финансовом контроле
        • Отдел законодательства о финансовой деятельности и ценных бумаг
        • Отдел экологического и природного законодательства
        • Отдел законодательства о внешнеэкономической деятельности
      • Департамент управления делами
        • Планово-экономический отдел
        • Отдел бухгалтерского учёта и методологии
        • Отдел социального и хозяйственного обеспечения
        • Отдел договорной и правовой работы
        • Отдел по управлению имуществом
        • Отдел размещения заказов
        • Отдел информационно-технического обеспечения и связи
      • Департамент по делам некоммерческих организаций
        • Отдел по делам общественных объединений и политических партий
        • Отдел регистрации и контроля религиозных организаций
        • Отдел ведения реестров и выдачи информации
        • Отдел анализа и методического обеспечения деятельности территориальных органов
      • Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой
        • Отдел по вопросам адвокатуры, бесплатной правовой помощи и правового просвещения
        • Отдел по вопросам нотариата
        • Отдел по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния
        • Отдел правового регулирования, анализа и контроля деятельности судебно-экспертных учреждений
      • Департамент развития законодательства
        • Отдел анализа законодательства
        • Отдел мониторинга правоприменения
    • Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместитель Министра и его аппарат
      • Отдел рассмотрения жалоб по уголовно-правовым вопросам
      • Отдел рассмотрения жалоб по гражданско-правовым вопросам
      • Отдел анализа прецедентной практики, организации и контроля исполнения решений
      • Отдел делопроизводства
  • Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации

Подведомственные учреждения

  • Научный центр правовой информации
  • государственное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения»
  • Российская правовая академия
  • Федеральные казенные учреждения «Государственные юридические бюро»
  • Судебно-экспертные учреждения: ФБУ РФЦСЭ и региональные лаборатории судебной экспертизы
  • Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы

Подведомственные федеральные службы (органы исполнительной власти)

  • Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России)
  • Федеральная служба судебных приставов (ФССП России)
Упразднённые
  • Федеральная регистрационная служба, с 12 мая 2008 года в составе Министерства экономического развития Российской Федерации, с декабря 2008 года переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Персоналии

Список министров юстиции России см. в статье Министры юстиции России.

Список заместителей министра юстиции России см. в статье Список заместителей Министра юстиции Российской Федерации.

Ведомственные медали

  • Анатолия Кони
  • «За доблесть»
  • «За усердие»
  • «В память 200-летия Минюста России»
  • «В память 125-летия уголовно-исполнительной системы России»
  • «За укрепление уголовно-исполнительной системы»
  • «Ветеран уголовно-исполнительной системы»
  • «За службу»