Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Телега

Телега (подвода) — простая крестьянская или ямская повозка, разного вида, с оглоблями, четырёхколёсная грузовая повозка.

В телеги обычно впрягают лошадей, реже — буйволов, мулов, волов. Традиционно телеги изготавливают из дерева, хотя на современных телегах часто вместо деревянных колёс устанавливают колёса с пневматическими шинами. На телегах используется оглобельная или дышловая упряжка. Несмотря на кажущуюся примитивность, телега является сложным техническим сооружением, состоящим из многих деталей. На строительство телеги у сельского плотника и его помощника уходило не меньше месяца работы. На территории Юга России, в Малороссии, воловья телега называется воз, на Кавказе и в южных губерниях имперской России длинную телегу на четырех колесах с железными осями называют арбою или гарбою. Большая телега — фура. Долгая телега, с высоким, развалистым кузовом, для возки снопов — Рыдван.

Технические характеристики

Грузоподъёмность обычных телег составляет около 750 килограммов. Собственный вес такой телеги составляет 250—300 кг, размеры — примерно 2,5 × 1,5 метров. Диаметр передних колёс обычно меньше, чем диаметр задних (60 — 70 сантиметров и 70 — 100 см соответственно).

Существуют также телеги-тяжёловозы, на которых можно перевозить до двух тонн груза. Биньдюх — по В. И. Далю – «рыдван, большая или троичная извозная телега, на которую валят до ста пудов», то есть большегрузная телега.

Простая телега состоит из:

  • хода;
  • стана;
  • дрог (дрога или дрожина) или роспусок — продольный брус , у летних повозок всех видов, для связи передней оси (подушки) с задней: дрога определяет длину хода, бывает деревянная и железная, парная и одиночная, по средине. В дорогу крепятся подуги, вдолбленные в грядки, которые связаны по концам поперек нахлестками, дудками, вязками; подуги изнутри обшиты дранками или лубом;
  • кузова или ящика.

Производство

В Советском Союзе было двенадцать телегостроительных заводов. Самым крупным из них был завод «Смена» в Боровичах РСФСР. В 1980-е годы он выпускал до двух тысяч телег в месяц, которые поставлялись во все уголки Союза ССР. Обычная телега завода «Смена» стоила тогда 200 рублей, телега на резиновом ходу — 450 рублей. В России оборудование гужевого транспорта (телег, саней) выпускается на обозостроительных заводах в городах:

  • Ельня (Смоленская область);
  • Дмитриев-Льговский (Курская область);
  • Мариинский Посад (Чувашия);
  • Сердобск (Пензенская область);
  • Тара (Омская область);
  • Почеп (Брянская область) (цех).

Телега в искусстве

  • Телега упомянута в Слове о полку Игореве ("кричять телегі полунощи")
  • В 1823 году классик русской литературы А. С. Пушкин написал стихотворение «Телега жизни».
  • «... просёлочным путем люблю скакать в телеге ...» — М. Ю. Лермонтов, «Отчизна».

Телега в современном мире

Гружёную телегу лошади обычно везут шагом. Возчик при этом идет рядом, облегчая труд лошади. При быстрой езде, когда лошади идут рысью, длительная езда на телеге мучительна. Тряска, удары колёс о неровности переносятся на едущих в телеге. Для сидящих на передке телега «скачет» (сравнение Лермонтова). У телег с деревянными осями трение плохо смазанных колес сопровождается скрипом — телеги «кричять»

В настоящее время телеги находят своё применение не только по прямому назначению, но и как декоративное изделие или даже как телеги в виде торгового оборудования. Таким образом, традиционное ремесло изготовления телег не умирает и даже влияет на эстетику обыденных вещей.

Интересные факты

  • В преимущественно равнинных областях Армении (Араратская долина, Ширак, Гехаркуник, Лори и Сюник) четырёхколёсную телегу называют «руси сел» (арм. ռուսի սել, букв. «русская телега»), что в значительной мере связано с появлением в этих местах русских, малороссов и белоруссов, а также духоборов и молокан, которые и привезли с собой четырёхколёсную телегу со спицами.
  • На Кавказе и в Предкавказье еще в XIX веке колёса телег были без спиц — представляя кругляши-спилы брёвен.