Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

ПК (трамвайный вагон)

ПК (прицепной коночный) — прицепной вагон, выпускавшийся для санкт-петербургского трамвая и представлявший собой переоборудованный вагон конной тяги. Обозначение ПК было присвоено при введении буквенных серий подвижного состава трамвая уже после прекращения эксплуатации этих вагонов.

После открытия в Петербурге в сентябре 1907 г. трамвайного движения оно обслуживалось исключительно одиночными моторными вагонами, однако с 1908 г. начали эксплуатироваться и прицепные вагоны, что было вызвано ростом трамвайной сети и увеличением объёмов перевозок. Наряду с вагонами специальной постройки (ПД), в качестве прицепов использовались и обычные вагоны конки. В дальнейшем они стали проходить переоборудование, включавшее в себя усиление рамы кузова, демонтаж империала (открытого верхнего яруса) и его лестниц, установку новых сцепных приборов. На площадках устраивались крыши и лобовые стенки; наружные входные проёмы оставались открытыми. Вагоны оборудовались автоматическим непрямодействующим тормозом Вестингауза и электрическим освещением.

Чертежи из "Отчёта по сооружению С.-Петербургского городского электрического трамвая", 1909 г.

Несущим элементом кузова вагонов ПК являлась деревянная (дубовая) рама, армированная стальным угольником. Каркас кузова также был деревянным, со стальной обшивкой. Сиденья в кузове размещались продольно. Число сидячих мест составляло 22, число стоячих первоначально было установлено также 22 (по 8 мест на площадках и 6 – внутри кузова); в дальнейшем номинальная вместимость вагона была повышена до 61 чел. От площадок кузов был отделён перегородками с задвижными дверями.

Ходовая часть была бестележечной, на свободных осях – вписывание вагона в кривые малых радиусов обеспечивалось наличием свободных зазоров между буксами и их направляющими, а также поперечного разбега осей колёсных пар в подшипниках. Рессорное подвешивание состояло только из надбуксовых листовых рессор.

На вагонах поздних периодов переоборудования на крыше устраивалась фонарная надстройка с боковыми форточками, а также устанавливались маршрутные сигнальные огни.

Всего в 1908–1910 гг. в прицепные вагоны трамвая было переоборудовано 132 закрытых пароконных вагона и один открытый пароконный. Кроме того, в 1912 г. в качестве эксперимента один коночный вагон был переоборудован в двухэтажный трамвайный. Опыт его эксплуатации был сочтён неудачным, и в следующем году вагон был переделан в обычный одноэтажный.

Вагоны ПК эксплуатировались до 1926 г. Данные об их выпуске с указанием номеров приведены в таблице.