Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




03.06.2023


03.06.2023


03.06.2023


01.06.2023


31.05.2023





Яндекс.Метрика

Малышевский, Иван Игнатьевич

05.09.2022

Иван Игнатьевич Малышевский (13 [25] июля 1828, Минская губерния, Российская империя — 11 [23] января 1897, Киев) — русский историк церкви, славист, общественный деятель; доктор богословия, профессор Киевской духовной академии.

Биография

Родился в 1828 году в местечке Негневичи, Новогрудского уезда Минской губернии, в семье униатского священника. Родители были шляхетского происхождения. Первоначальное образование получил дома.

В 1837—1843 годах обучался в Жировичском духовном училище (тогда при униатской духовной семинарии), в 1843—1849 годах — в Минской духовной семинарии, которую окончил с отличием. В 1849—1853 годах учился в Киевской духовной академии, окончив её со степенью первого магистра богословия.

Преподавал в Киевской академии: бакалавр (1853—1861), экстраординарный профессор (1861—1862), ординарный профессор (1862—1897); читал главным образом курсы русской истории и истории Русской церкви. Кроме этого он был преподавателем французского языка (с 1857), истории русского раскола (с 1858). С 1863 года бессменно возглавлял кафедру истории Русской церкви Киевской духовной академии. С 1866 года — член правления академии.

В 1873 году защитил диссертацию «Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах Русской Церкви» (Киев, 1872) и был удостоен учёной степени доктора богословия. Награждён Макариевской премией. В работе «Сказание о посещении Русской страны св. апостолом Андреем» (1888) И. Малышевский высказал мнение о появлении русской версии о Хождении апостола Андрея после русско-византийского церковного конфликта середины XII века, связанного с поставлением в митрополиты русина Климента Смолятича.

И. И. Малышевский пользовался большим уважением и популярностью в академическом кругу:

Он дал окончательное торжество русской, свободной, изящной и прекрасной речи в преподавании исторической науки в Киевской духовной академии. В своих лекциях он умел находить и показывать своим слушателям совершенно новые области, а, с другой стороны, изложение их давал в такой оригинальной конструкции, с такими сравнениями и объяснениями, в таком искусном освещении, что его лекции казались чем-то совершенно новым, оригинальным, неожиданным и потому поразительным.

— Из воспоминаний современников

Был действительным и почётным членом Киевского общества летописца Нестора , Московского археологического общества, членом Русского археологического института в Константинополе, Киевской археологической комиссии, Киевского отделения Славянского благотворительного общества, Киево-Владимирского братства (по обращению евреев в православие), Киевского Попечительства о слепых и иных обществ. Принимал участие в строительстве Владимирского собора в Киеве, впоследствии избран почётным старостой.

Был избран в гласные Киевской городской думы, в этой должности заботился об увеличении числа народных училищ в Киеве и о лучшем устройстве уже имевшихся.

Всего И. И. Малышевский состоял почётным или действительным членом около двадцати научных и благотворительных обществ и учреждений.

Был женат на дочери И. П. Максимовича, Антонине.

Умер 11 (23) января 1897. Похоронен на Щекавицком кладбище Киевского Братского монастыря.

Литературные труды

Автор ряда книг и статей по истории Церкви (первых веков христианства, византийского периода, западнославянской и южнославянской церкви и др.), проблемам народного образования и церковной жизни в России. Публиковался в журнале Киевской духовной академии «Воскресное чтение». Принимал участие в издании творений свт. Кирилла Туровского (1879). Некоторое время являлся редактором журнала «Киевских епархиальных ведомостей».

Книги, публикации

  • Отношение Руси к Церкви Римской при святом Владимире // ТКДА. — 1863. — № 2.
  • Доминиканец Яцек Одровонж, мнимый апостол земли русской // ТКДА. — 1867. — № 4 — С. 25—80; № 6 — С. 421—481; № 8 — С. 215—292.
  • Подложное письмо половца Ивана Смеры к великому князю Владимиру // ТКДА. — 1876. — № 6, 7.
  • Евреи в Южной России и в Киеве в X—XII вв. — Киев: Тип. В. Давиденко, 1878.
  • Когда и где впервые установлено празднование памяти св. Владимира 15 июля // ТКДА. — 1882. — № 1.
  • Кто был первый митрополит Киевский // ТКДА. — 1883. — № 10. — Т. 3.
  • Киевские церковные соборы // ТКДА. — 1884. — № 12. — С. 535.
  • Святые Кирилл и Мефодий // ТКДА. — 1885. — № 5—11. Выпущена также отдельно.
  • Судьба славянской Церкви в Моравии и Паннонии при учениках Кирилла и Мефодия // ТКДА. — 1886. — № 3, 5, 6 и др.
  • Варяги в начальной истории христианства в Киеве // ТКДА. — 1887. — № 12.
  • Новый сборник западно-русских полемических сочинений.
  • Исторические записки о Киевской Духовной Академии за 50-летний период с 1819 по 1869 гг.
  • Исторические записки о Русской Церкви за 25-летие царствования императора Александра II.
  • О зарождении религиозных сект в России с рационалистическим направлением. — К., 1884.
  • Происхождение русской великой княгини Ольги святой. — К., 1889.
  • Спутники и ученики святого апостола Андрея. — К., 1889.
  • Святые Людмила и Вячеслав. — К., 1890.
  • Святой Иоанн Златоуст в звании чтеца, в сане диакона и пресвитера. — К., 1892.
  • Рецензия на историю Русской церкви профессора Е. Е. Голубинского. — 1880—1881 или позже.

Брошюры

  • Житие святого равноапостольного князя Владимира. — СПб.: Славянское благотворительное общество, 1888. Издано в 360 тыс. экземпляров, к празднованию 900-летия крещения Руси, переведено на калмыцкий язык.
  • Правда об унии к православным христианам. — СПб., 1889. Переведена на польский и чешский языки.
  • Западная Русь в борьбе за свою веру и народность. — СПб., 1894.

Статьи

  • К вопросу об авторе «Слова о полку Игореве» // ЖМНП. — 1879. Авг. — С. 252—261.
поправка к статье // ЖМНП. — 1879. Авг. — С. 318.
  • О церкви и иконе св. Богородицы под названием «Пирогощи», упоминаемых в летописях и в «Слове о полку Игореве» // ЧИОНЛ. — К., 1891. — Т. 5. — Отд. 2. — С. 113—133.