Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Гурченко, Людмила Марковна

Людмила Марковна Гурченко (12 ноября 1935, Харьков, Украинская ССР, СССР — 30 марта 2011, Москва, Россия) — советская и российская актриса театра и кино, эстрадная певица, режиссёр; народная артистка СССР (1983), лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1976) и Государственной премии Российской Федерации (1994). Одна из наиболее выдающихся отечественных киноактрис XX века, обладавших многогранным музыкально-драматическим амплуа.

Наиболее известна по кинокартинам: «Карнавальная ночь» (1956), «Девушка с гитарой» (1958), «Старые стены» (1973), «Соломенная шляпка» (1974), «Двадцать дней без войны» (1976), «Пять вечеров» (1978), «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981), «Вокзал для двоих» (1982), «Рецепт её молодости» (1983), «Любовь и голуби» (1984), «Моя морячка» (1990), «Виват, гардемарины!» (1991), «Старые клячи» (2000).

Биография

Происхождение

Людмила Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в Харькове в русской семье.

Её отец, уроженец деревни Дунаевщина Рославльского уезда Смоленской губернии Марк Гаврилович Гурченко (Гурченков) (1898—1973), был из батраков и сторонников Октябрьской революции, а мать, Елена Александровна Симонова-Гурченко (1917—1999), происходила из дворян.

Дедушка со стороны матери, представитель древнего дворянского рода — Александр Прокофьевич Симонов (род. 1878), до революции был директором гимназии в Москве, но советскую власть не принял, уехал в своё родовое имение Бородулино на Смоленщине. 11 ноября 1928 года он был арестован Смоленским ОГПУ и приговорён особым совещанием при Коллегии ОГПУ 1 февраля 1929 года по обвинению: 58 п. 10, к 3 годам высылки (был реабилитирован 21 июля 1989 года). Его жена происходила из столбовых дворян, была матерью 8 детей, умело управляла имением в Смоленской губернии и собственным домом в Москве (после революции эту недвижимость у неё отобрали). После того как она узнала, что высланный в Сибирь Александр ей изменил, она отказалась его простить и уехала в Харьков, где её дочь Елена встретила Марка Гурченкова — потомственного крестьянина Смоленщины, все предки которого веками жили в деревне Дунаевщина и имели прозвище — родовое прозвание «Гурченковы».

Детство и юность

Со дня рождения до начала войны Людмила жила вместе с родителями в Харькове в 1-комнатной полуподвальной квартире в Мордвиновском переулке, дом 17 (нынешнее название: пер. Кравцова). Родители работали в Харьковской филармонии.

Отец был профессиональным музыкантом: играл на баяне и пел на утренниках, праздниках, а мать ему помогала.

Когда началась война, Марк, несмотря на инвалидность и непризывной возраст, ушёл на фронт 29 октября 1941 года.

6-летним ребёнком Людмила оказалась в оккупированном немцами Харькове с матерью.

С самого начала 1942 года Харьков был в глубоком тылу, часто город бомбили.

Уже в том возрасте, по её словам, пела и танцевала перед немцами, чтобы получить хоть какое-то пропитание.

Репертуар юной певицы был, в основном, из немецких оперетт, исполняла репертуар Марики Рёкк.

Когда в феврале-марте 1943 года город Харьков вторично был оккупирован немцами, Людмила связалась со шпаной на рынке и только чудом не погибла в результате облав, которые немцы устраивали в ответ на действия Красной армии и партизан (убивали случайных людей: обычно девочек и женщин, пойманных на рынке Харькова).

23 августа 1943 года в последний, 50-й день Курской битвы Харьков был окончательно освобождён, и 1 сентября Люда пошла в украинскую школу № 6 (в настоящее время гимназия), которая находилась во дворе дома, где она тогда жила.

В школе ей полюбился украинский язык.

Осенью 1944 года поступила в музыкальную школу имени Л. Бетховена.

В 1953 году, после окончания десятилетки, уехала в Москву, где поступила во ВГИК в мастерскую С. Герасимова и Т. Макаровой, была однокурсницей Виталия Матвеева, Натальи Фатеевой и Зинаиды Кириенко.

На дипломном курсе играла роль Кето в оперетте «Кето и Котэ» В. И. Долидзе и роль Имоджин в сценической композиции по Т. Драйзеру «Западня», в которой и пела, и танцевала, и играла на рояле.

Окончила вуз в 1958 году.

«Карнавальная ночь»

В кино дебютировала в фильме Я. Фрида «Дорога правды» (1956). «Я не за тем сюда пришла, чтобы молчать!» — это была первая фраза Л. Гурченко в кино.

«Я именно этого и хотела: прийти в кино, чтобы не молчать, не плыть по течению, а самой создавать волну», — говорила актриса в одном из своих интервью.

В том же году на экраны советских кинотеатров вышла новогодняя комедия режиссёра Э. Рязанова «Карнавальная ночь», в которой Л. Гурченко сыграла главную роль.

Фильм имел огромный успех и на многие годы полюбился зрителями, а благодаря роли Леночки Крыловой, актриса стала всесоюзной любимицей и кумиром поколения.

«Карнавальная ночь» побила все рекорды проката: на неё было продано 48,64 миллиона билетов.

В СССР песня «Пять минут» стала своеобразным гимном Нового года.

Л. Гурченко могла и не сыграть в этом фильме, так как свою кинопробу актриса провалила.

Позже она вспоминала: «Я шла подпрыгивающей походкой по коридору студии „Мосфильм“. Навстречу шёл И. Пырьев.

Я ещё больше завихляла, ещё выше подняла подбородок.

И. Пырьев поднял голову, увидел меня, поморщился, а потом лицо его заинтересованно подсобралось. Он сказал, чтобы я шла за ним. Привёл меня в 3-й павильон, где происходили съёмки, подошёл к главному оператору и сказал, что вот актриса, только снимите её получше, — и будет человек. Вот так я случайно попала в картину».

Период «забвения»

После большого успеха в «Карнавальной ночи» специально для неё был написан сценарий фильма «Девушка с гитарой» в расчёте на её популярность, однако этот фильм не имел такого успеха, после чего за ней закрепился «штамп» актрисы лёгкого танцевального жанра.

Материальное положение молодой актрисы было сложным, поэтому она была вынуждена зарабатывать, выступая с концертами на заводах, на шахтах, в поездках по стране, принимала предложения об участии в творческих встречах со зрителями, так называемых актёрских «халтурах».

Это послужило формальным поводом для травли, и в советской прессе появилась «разоблачительная» статья «Чечётка налево».

В 1957 году во время съёмок фильма «Девушка с гитарой» актрису вызвал министр культуры СССР Н. Михайлов и предложил сотрудничать с КГБ во время VI международного фестиваля молодёжи и студентов.

Именно отказ от этого предложения и стал настоящей причиной травли Людмилы

По словам актрисы, период забвения длился 10 лет, после выхода «Девушки с гитарой» в 1958 году.

«Я пережила много жестокостей.

Жестокость есть в том, что в мой самый лучший период, когда расцвет человека, женщины, когда есть здоровье, и… 10 лет не сниматься!

Разве после этого что-то может быть страшней??? Ничего!» — вспоминала Л. Гурченко.

Однако роли у неё в это время всё-таки были (в фильмографии актрисы вообще нет перерывов более 1 года: из 54 лет её кинокарьеры было всего 12 лет, когда она не снималась — во второй половине 1990-х годов и в 2000-е годы).

В период с 1959 по 1969 год она снялась в главных ролях в 5 фильмах: «Роман и Франческа», «Гулящая», «Укротители велосипедов», «Нет и да», «Белый взрыв». Эти картины были сделаны в основном на республиканских киностудиях и не имели большого успеха.

В этот же период она пробовала сниматься в новом для себя драматическом амплуа: «Балтийское небо» (1960) (лента даже была представлена на Международном кинофестивале в Венеции), «Рабочий посёлок» (1966).

В 1958—1965 и 1968—1990 годах Л. Гурченко играла в Театре-студии киноактёра, в 1963—1966 — в Московском театре «Современник», в 1966—1969 — артистка «Госконцерта».

До начала 1970-х годов, регулярно снимаясь, актриса продолжала оставаться малозаметной.

Успехом у зрителя пользовались в основном эпизоды (яркие, запоминающиеся, но эпизоды): «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Дорога на Рюбецаль» (1970) и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (1971).

Так продолжалось, пока в 1974 году в широкий прокат не вышел фильм «Старые стены», в котором Л. Гурченко сыграла главную роль — директора ткацкой фабрики.

Музыкальное амплуа

Л. Гурченко продолжали приглашать сниматься преимущественно в музыкальных комедиях и фильмах-опереттах.

Музыкальные телефильмы с участием актрисы выходили один за другим: она с успехом играла и пела в «Табачном капитане» (1972), «Соломенной шляпке» (1974), «Небесных ласточках» (1976) и «Волшебном фонаре» (1976).

Помимо комедий регулярно выходили её телевизионные специальные музыкальные программы, в том числе и бенефис.

Впоследствии были выпущены несколько пластинок с песнями в исполнении Л. Гурченко.

Дав согласие в 1975 году сниматься в совместном советско-румынско-французском музыкальном фильме «Мама», актриса получила предложение сыграть роль генеральши в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино», и ей пришлось отказать Н. Михалкову. Съёмки «Мамы» принесли ей не только творческую удачу, но и новые испытания. 14 июня 1976 года во время съёмок на льду клоун О. Попов упал и сломал актрисе правую ногу. Закрытый перелом со смещением грозил инвалидностью; ногу собирали по кусочкам из 19 осколков. Сразу после сложнейшей операции она продолжила сниматься. Но вновь танцевать и ходить на шпильках актриса смогла только после многолетних тренировок и специальных физических упражнений.

Драматические роли

Актриса пыталась вырваться за рамки навязанного ей амплуа, хотела играть драматические роли; и в конце концов добилась своего.

В 1976 году была приглашена на главную роль в фильм «20 дней без войны», в котором сыграла одну из лучших своих драматических ролей. Тем ярче кажется контраст двух её персонажей в фильмах, снимавшихся с разницей в 1 год: костюмерши Нины из «20 дней без войны», живущей в эвакуации в годы войны, и легкомысленной шляпницы Клары из «Соломенной шляпки». Партнёром актрисы по фильму был Ю. Никулин, к тому времени тоже зарекомендовавший себя в первую очередь как комедийный актёр. В одном из интервью актриса с вспоминала, как Ю. Никулин помогал ей на съёмках этого фильма: «Если бы не он, я не знаю, как бы я выдержала эту трудную картину, которую снимали почти 2 года».

Следующей выдающейся её работой стал фильм «Сибириада» режиссёра А. Кончаловского. В 1979 году фильм был удостоен Гран-при Каннского кинофестиваля.

В 1979 году вышла картина Н. Михалкова «5 вечеров». Роль Тамары Васильевны — одинокой женщины, внезапно встретившей любимого человека, с которым её разлучила война, в исполнении Л. Гурченко — драматическая, почти трагическая.

Дальнейшая карьера

Гурченко постепенно стала одной из ведущих актрис советского кино.

После успеха фильма «Вокзал для двоих» (1982) ей присвоили звание народной артистки СССР.

В 2009 году сняла свою единственную режиссёрскую работу — фильм «Пёстрые сумерки», основой для которого стала история слепого гениального пианиста Олега Аккуратова. В этом фильме Гурченко одновременно выступила и как автор идеи, композитор, актриса. Премьера картины состоялась в 2010 году в нескольких городах России, Украины и Белоруссии.

Последний год

12 ноября 2010 года Гурченко отпраздновала свой 75-летний юбилей. С днём рождения её поздравили премьер-министр В. Путин, президент Д. Медведев, белорусский президент А. Лукашенко, а также многие известные артисты. Свой день рождения отпраздновала на сцене. Специально к юбилею телеканал «НТВ» снял бенефис «Марковна. Перезагрузка». В этом шоу Гурченко перевоплотилась в образ Леди Гаги, спела песню С. Шнурова «День рождения», исполнила дуэты с современными музыкантами и шокировала публику экстравагантными экспериментами со стилем.

В феврале 2011 года Гурченко приняла участие в съёмках фильма «Легенда. Людмила Гурченко» в Киеве. Это была одна из последних съёмок актрисы. В основе фильма — биографические монологи актрисы и их игровое воспроизведение, а также десять песен-клипов, которые стали воплощением определённого этапа в её судьбе.

Людмила Гурченко — автор нескольких автобиографических книг.

Смерть

14 февраля 2011 года Гурченко поскользнулась у своего дома и сломала бедро. Была госпитализирована, на следующий день ей была сделана хирургическая операция, выписана 6 или 7 марта. 30 марта состояние актрисы ухудшилось, что было вызвано тромбоэмболией лёгочной артерии (сердечная недостаточность). Прибывшая через 21 минуту бригада «скорой помощи» не смогла её реанимировать, и в 19:28 30 марта 2011 года (UTC+4) была зафиксирована смерть актрисы. Это подтвердил муж С. Сенин.

Прощание с Л. Гурченко состоялось 2 апреля в Центральном доме литераторов в Москве. Похороны прошли в тот же день на Новодевичьем кладбище вопреки желанию актрисы быть похороненной в одной могиле с родителями и единственным внуком на Ваганьковском кладбище (участок № 44). Похоронена рядом с другими актёрами — О. Янковским и В. Тихоновым.

30 сентября 2011 года, через полгода после смерти актрисы, с разрешения семьи в газетах был опубликован ряд материалов о тех днях, включая последние записи в личном дневнике самой актрисы.

Семья

Первый муж (1953—1955) — Василий Ордынский (1923—1985), кинорежиссёр, сценарист и актёр. Народный артист РСФСР (1974).

Второй муж (1958—1960) — Борис Андроникашвили (1934—1996), сценарист и историк, сын писателя Б. Пильняка и двоюродный брат грузинских режиссёров Георгия и Эльдара Шенгелая.

Дочь Мария Королёва (5 июня 1959 — 8 ноября 2017), скончалась от сердечной недостаточности.

Внук Марк Александрович Королёв (22 сентября 1982 — 14 декабря 1998), умер от передозировки наркотиков;

Внучка Елена Александровна Королёва (род. 17 ноября 1983);

Правнучка — Таисия Павловна (род. 11 февраля 2008).

Появлявшаяся в СМИ информация о 2-й правнучке Гурченко не соответствует действительности.

Третий муж (1962—1964) — Александр Фадеев (1936—1993), актёр. Сын народной артистки СССР Ангелины Степановой и приёмный сын писателя Александра Фадеева.

Четвёртый муж (1967—1970) — Иосиф Кобзон (1937—2018), эстрадный певец, политический и общественный деятель, музыкальный педагог, солист Москонцерта.

Пятый муж (1973—1991) — Константин Тобяшевич Купервейс (род. 30 июля 1949; Харьков), пианист, аккомпаниатор актрисы. Были в незарегистрированном браке на протяжении 18 лет.

Шестой муж (1993—2011) — Сергей Сенин (род. 8 февраля 1961; Одесса), кинопродюсер, с которым познакомилась во время съёмок фильма «Сексказка».

Двоюродный брат — Анатолий Егорович Гурченков (1941—2016), с сестрой не виделся 50 лет, жил в деревне Дунаевщина Шумячского района Смоленской области; двоюродная сестра — Валентина, живёт в Эстонии.

Звания и награды

Почётные звания:

  • 1969 — заслуженная артистка РСФСР — за заслуги в области советской кинематографии.
  • 1977 — народная артистка РСФСР — за заслуги в области советского киноискусства.
  • 1983 — народная артистка СССР — за заслуги в развитии советского киноискусства.

Премии:

  • 1976 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых — за художественный фильм «Старые стены» производства Ленинградской киностудии художественных фильмов «Ленфильм».
  • 1994 — Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1994 года (в области киноискусства) — за роли в художественных фильмах последних лет.

Ордена:

  • 1981 — Орден Трудового Красного Знамени — за заслуги в развитии советской кинематографии, активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся и успешное выполнение заданий десятой пятилетки.
  • 2000 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени — за большие заслуги в области киноискусства.
  • 2005 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — за большой вклад в развитие искусства и многолетнюю творческую деятельность.
  • 2010 — Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность.

Другие награды, поощрения и общественное признание:

  • 1982 — Приз «Золотой орёл» за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале в Маниле — за роль в кинофильме «Любимая женщина механика Гаврилова».
  • 1983 — Приз за лучшую женскую роль на XVI Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде — за роль в кинофильме «Вокзал для двоих».
  • 1983 — Лучшая актриса 1983 года по результатам опроса журнала «Советский экран».
  • 1985 — Приз за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале комедийных фильмов в Габрове — за роль в кинофильме «Прохиндиада, или Бег на месте».
  • 1992 — Приз «За выдающийся вклад в профессию» на Международном фестивале актёров кино «Созвездие».
  • 1996 — Приз кино-прессы (в номинации «Моя любовь»).
  • 1999 — Почётный гражданин Харькова.
  • 1999 — Премия имени Клавдии Шульженко как лучшей певице года на фестивале «Песня года».
  • 2003 — Национальная премия общественного признания достижений женщин России «Олимпия».
  • 2004 — Премия «Золотой граммофон» — за исполнение песни «Петербург — Ленинград» в дуэте с Б. Моисеевым.
  • 2005 — Премия в области моды и стиля «Астра» «Легенда стиля» — за вклад в развитие моды.
  • 2006 — Национальная премия «Россиянин года».
  • 2010 — Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство».
  • 2010 — Победительница Национального рейтинга Украины «Королева успеха» — высшая награда рейтинга — орден «Народный Посол Украины».
  • 2011 — Премия ООН на Международном фестивале фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве — за гражданскую позицию в области защиты прав человека.

Творчество

Фильмография

…А вообще биографию и характер актёра можно проследить по его ролям. Как бы тонко он ни перевоплощался и ни прятался за текст. Везде, во всех ролях, есть частица меня.

— Из интервью Л. Гурченко для журнала «Стас», 1996 год.

Актёрские работы

— главная роль

Режиссёр

  • 2009 — Пёстрые сумерки (совместно с Д. Коробкиным).

Композитор

  • 1990 — Моя морячка
  • 1993 — Люблю
  • 2009 — Пёстрые сумерки

Участие в фильмах

  • 1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром! — пробовалась на роль Нади Шевелёвой (сыграла Барбара Брыльска); в кадре появилась как актриса фильма «Соломенная шляпка»
  • 1981 — Профессия — актриса (документальный)
  • 1991 — Андрей (документальный)
  • 2000 — Олег Борисов (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный)
  • 2003 — Олег Басилашвили. Большая игра (документальный)
  • 2005 — Сибирская сага Виктора Трегубовича (документальный)
  • 2006 — Сергей Герасимов. Богатырская история (документальный)
  • 2007 — Звёздная болезнь. Марк Бернес (документальный)
  • 2007 — Фильм о фильме — Полёты в кино и наяву (документальный)
  • 2007 — Моя правда (документальный)
  • 2009 — Александр Ширвиндт. Счастливая жизнь счастливого человека (документальный)
  • 2009 — Истории и легенды Ленфильма (Как снимали фильм «Рабочий посёлок», фильм № 17 Как снимали фильм «Мой друг Иван Лапшин», фильм № 18 Как снимали фильм «Небесные ласточки», фильм № 20 Как снимали фильм «Балтийское небо», фильм № 22 Как снимали фильм «Старые стены») (документальный)
  • 2009 — Неизвестная версия — Карнавальная ночь (документальный)
  • 2010 — Владимир Венгеров. Против инерции (документальный)
  • 2011 — Премия Муз-ТВ 2011

Архивные кадры

  • 2012 — Здравствуйте, я ваш Калягин! (документальный)
  • 2012 — Тайны советского кино — Вокзал для двоих (документальный)

Роли в театре

Московский театр «Современник»

  • 1963 — «Без креста» В. Ф. Тендряков; постановка О. Ефремова — доярка
  • 1963 — «В день свадьбы» В. С. Розова; постановка О. Ефремова — Майка
  • 1964 — «Старшая сестра» А. М. Володин; постановка Олега Ефремова
  • 1964 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана; постановка О. Ефремова и И. Кваши — Роксана
  • 1964 — «Всегда в продаже» В. П. Аксёнова; постановка О. Ефремова — жена трубача
  • 1965 — «Голый король» Е. Л. Шварца; постановка О. Ефремова и М. Микаэлян — гувернантка
  • 1966 — «Вечно живые» В. С. Розова; постановка О. Ефремова — Танечка

Театр-студия киноактёра

  • 1964 — «Красное и чёрное» В. Стендаля; постановка С. Герасимова — Матильда де ля Моль
  • 1965 — «Целуй меня, Кэт!» Кола Портера; постановка Д. Ливнева — Бьянка
  • 1966 — «Дурочка» Л. де Вега; постановка Е. Радомысленского

Школа современной пьесы

  • 1991 — «А чой-то ты во фраке?» С. Я. Никитина и Д. А. Сухарева по пьесе «Предложение» А. П. Чехова); постановка И. Райхельгауза — невеста

Театр Антона Чехова

  • 1993 — «Чествование» Б. Слейда; постановка Л. Трушкина
  • 1997 — «Недосягаемая» С. Моэма; постановка Л. Трушкина — Каролина Эшли
  • 1997 — «Поза эмигранта» Г. Слуцки; постановка Л. Трушкина — банкирша

Московский театр сатиры

  • 1995 — «После битвы поле победы принадлежит мародёрам» Э. С. Радзинского; постановка А. Житинкина — Инга Михалёва

ТО «ДУЭТ»

  • 1998 — «Бюро счастья»; постановка А. Житинкина — Маргарита
  • 2001 — «Мадлен, спокойно!» В. Аслановой; постановка Р. Козака — Мадлен Вердюрен
  • 2004 — «Случайное счастье милиционера Пешкина» И. Лысова; постановка А. Житинкина — Валентина Пешкина
  • 2007 — «Похищение Сабянинова» П. Гладилина; постановка В. Саркисова — Ангелина
  • 2008 — «Паб» Братьев Пресняковых; постановка Братьев Пресняковых — Эль Джи

Дискография

LP

  • 1979 — Бенефис
  • 1980 — Музыка Советского кино
  • 1982 — Песни войны
  • 1984 — Любимые песни
  • 1985 — Рецепт её молодости
  • 1992 — Да не верится!

CD

  • 1994 — Люблю
  • 1995 — Хорошее настроение
  • 1996 — Грустная пластинка (Что знает о любви любовь…)
  • 1997 — Песни войны
  • 1998 — Бюро счастья (мюзикл)
  • 2001 — Прощай, Двадцатый… (2CD)
  • 2001 — Актёр и песня. Людмила Гурченко
  • 2002 — Мадлен, спокойно!
  • 2004 — Жизнь как дым…
  • 2006 — Не грусти!
  • 2011 — Белый снег

Клипография

  • 1956 — Пять минут
  • 1969 — Мария
  • 1997 — «Примадонна» дуэт с А. Пугачёвой
  • 2000 — Хочешь? («Старые песни о главном. Постскриптум»)
  • 2002 — Харьков
  • 2004 — Петербург-Ленинград (дуэт с Б. Моисеевым)
  • 2005 — Молитва (режиссёр Ф. Бондарчук)
  • 2005 — Ненавижу (дуэт с Б. Моисеевым)
  • 2008 — Маяк (дуэт с М. Боярским)
  • 2010 — Московские окна
  • 2011 — Московские окна
  • 2010, 2011 — Так, как хочется
  • 2011 — Пять минут тому назад
  • 2011 — Жду
  • 2011 — Живём мы что-то без азарта
  • 2011 — Хочешь?
  • 2012 — Я отпускаю тебя — Ф. Киркоров (архивные кадры с Л. Гурченко)

Книги

  • Гурченко Л. М. Моё взрослое детство. — М.: Молодая гвардия, 1982. — 287 с.
  • Гурченко Л. М. Аплодисменты. — М.: Современник, 1987. — 495 с.
  • Гурченко Л. М. Люся, стоп! — М.: Зебра-Е, 2002. — 320 с. — ISBN 978-5-905629-41-9.

Память

Документальные фильмы и программы

  • 2018 — «Людмила Гурченко. Карнавальная жизнь» (Первый канал)
  • 2015 — «Достояние Республики. Людмила Гурченко» (Первый канал)
  • 2014 — «В наше время. Людмила Гурченко» (Первый канал)
  • 2014 — «Очная ставка. Наследство Гурченко» (телеканал «НТВ»)
  • 2012 — «Люся, прости!» (ток-шоу «Пусть говорят»)
  • 2012 — «Людмила Гурченко. Как я стала богиней» (Первый канал)
  • 2012 — «Сердце Люси» (2 серии) (телеканал «НТВ»)
  • 2011 — «За пять минут до вечности» (телеканал «НТВ»)
  • 2011 — «Всё о моей матери» (ток-шоу «Пусть говорят»)
  • 2011 — «Моя правда. Людмила Гурченко» (телеканал «СТБ»)
  • 2010 — «Магия кино» (телеканал «Культура»)
  • 2010 — «Былое и думы» (ток-шоу «Пусть говорят»)
  • 2010 — «Людмила Гурченко. По ту сторону карнавала»
  • 2010 — «Людмила Гурченко: в блеске одиночества»
  • 2009 — «Временно доступен. Людмила Гурченко» (телеканал «ТВ Центр»)
  • 2009 — «На ночь глядя. Людмила Гурченко» (Первый канал)
  • 2009 — «Звезды из пластика» (телеканал «НТВ»)
  • 2007 — «На ночь глядя» (Первый канал)
  • 2007 — «В гостях у Дмитрия Гордона» (Первый национальный канал (Украина))
  • 2006 — «Ночной сеанс с Ренатой Литвиновой» (телеканал «НТВ»)
  • 2006 — «На ночь глядя» (Первый канал)
  • 2005 — «Люся» (к 70-летию Людмилы Гурченко) (Первый канал)
  • 2005 — «Линия жизни. Людмила Гурченко» (телеканал «Культура»)

Книги

  • «Современная ЖЗЛ Харькова» — «Наша Люся!» Том 5, ISBN 978-966-7083-46-5, 2010 год;
  • Лада Акимова — «Моя Гурченко», 2011 год;
  • Ирина Романова — «Непрерванная связь, или 20 писем Людмиле Гурченко», 2012 год;
  • Валерий Кичин — «Людмила Гурченко. Танцующая в пустоте», 2013 год;
  • автобиография — «Достояние Республики. Людмила Гурченко», 2013 год;
  • автобиография — «Величайшие люди эпохи. Людмила Гурченко», 2013 год;
  • автобиография — «Я — Людмила Гурченко. История моей жизни», 2014 год;
  • Софья Бенуа — «Людмила Гурченко. Я — актриса», 2016 год;

Памятники и мемориальные доски

  • 4 августа 2012 года на могиле Л. Гурченко был торжественно открыт памятник из чёрного гранита и белого мрамора (авторы Ю. Хоровский, Ю. Шабельников.
  • Мемориальная доска в Харькове, на школе, где училась актриса. 7 июля 2018 открыт памятник в в сквере по улице Тринклера, Харьков (автор Катиб Мамедов) В композицию вошли 15 персонажей из 6 фильмов с участием Л. Гурченко: это Леночка Крылова из «Карнавальной ночи», супруги Кузякины и Раиса Захаровна из «Любовь и голуби» и многие другие. А также скульптура артистки, возвышающаяся над ними.
  • 11 ноября 2015 года, за день до 80-летнего юбилея актрисы, в Москве на доме, где с 2004 по 2011 годы жила Л. Гурченко, открыта мемориальная доска работы скульптора Ю. Хоровского (Трёхпрудный пер., 11-13, установлена со стороны Большого Козихинского пер., 28-30).
  • 19 июля 2018 в Харькове открыт самый большой памятник Гурченко.

Улица

20 ноября 2015 года Харьковский городской совет принял решение о присвоении ряду улиц имён известных харьковчан, в том числе и Людмилы Гурченко. В частности, бывший Саммеровский переулок теперь носит имя Людмилы Гурченко.

Песни

  • 2 апреля 2011 — в день прощания с Л. Гурченко в московском метро звучали песни в исполнении актрисы и стихи.
  • 2 апреля 2011 — по окончании телеигры «Что? Где? Когда?» были показаны фрагменты выступления Л. Гурченко в «Музыкальной паузе» в 2008 году; ведущий игры Б. Крюк читал отрывки из стихотворения А. Макаревича «Музыканты уходят из мира».
  • 7 апреля 2011 — на 24-й церемонии вручения премии «Ника» под кадры из фильмов с участием актрисы и песню «Проститься» в исполнении группы Uma2rmaH зал почтил память актрисы стоя.
  • 3 июня 2011 — на телевизионной Премии «Муз ТВ» звёзды российской эстрады И. Кобзон, Ф. Киркоров, Л. Вайкуле, Л. Долина, Л. Агутин, А. Варум, И. Крутой и В. Пресняков-младший приготовили музыкальное выступление на песню «My Way» в честь артистки.
  • 27 июля 2011 — С. Лазарев, Д. Билан, И. Дубцова, Нюша, Т. Родригез исполнили композицию Земфиры «Хочешь?» на открытии конкурса «Новая волна 2011» — запись клипа на эту песню стала последней прижизненной работой Гурченко. Зал почтил память актрисы, аплодируя стоя.
  • 11 июня 2012 — Ф. Киркоров во время своего сольного концерта исполнил песню «Хочешь?», которую Л. Гурченко много раз исполняла на сцене. Затем певец обратился к публике со словами: «Людмила Марковна — это великая актриса, певица. Она дива».
  • 12 сентября 2012 — Ф. Киркоров посвятил Л. Гурченко клип на песню «Я отпускаю тебя».
  • Е. Терлеева посвятила памяти Л. Гурченко песню «Её Величество Актриса».
  • В эфире телепрограммы «Достояние республики» (эфир 30 декабря 2010 года) А. Пугачёва заявила, что песня «Примадонна» была посвящена Л. Гурченко Евгения Костенко - Памяти Людмилы Гурченко "Девушка из Харькова"

Телесериал

  • 2015 — Людмила Гурченко — биографический сериал режиссёра С. Алдонина (в главной роли Юлия Пересильд).

Театр

  • 2018 — «Песни от Главной!» песни из репертуара Людмилы Гурченко (ЦДА им. А. А. Яблочкиной, режиссёр П. Е. Тихомиров)
  • 2018 — «Людмила Гурченко. Негасимый свет» (режиссёр С. Э. Алдонин)

Выставки, музей

С 20 июня 2012 по (…) в «Музее Москвы» прошла выставка, посвящённая Л. Гурченко. На выставке были представлены принадлежавшие актрисе мебель, коллекция стекла, украшения и аксессуары, любимые духи, платье, в котором молодая Л. Гурченко сдавала вступительные экзамены. Экспозиция восстанавливает атмосферу, в которой актриса жила последние годы.

С 11 ноября 2015 по 10 января 2016 года в Галерее классической фотографии прошла фотовыставка «Моя Люся», посвящённая 80-летию актрисы. Автор проекта и всех представленных в экспозиции фотографий — Аслан Ахмадов, фотограф и друг артистки.

12 ноября 2015 года в квартире, где актриса жила последние годы жизни, открылся Музей-мастерская Л. Гурченко.

Продолжением проекта «Моя Люся» стала выставка в Костроме, которая проходила с 28 апреля по 29 мая 2016 года. Эта же выставка открылась в Калуге и проходила с 30 июня по 21 августа 2016 года.

Символом 24 кинофестиваля «Окно в Европу» который проходил в Выборге с 6 по 12 августа 2016 года была выбрана Людмила Гурченко. Постер украсила фотография актрисы сделанная Асланом Ахмадовым.

2018 году поставлен спектакль «Песни от Главной!» песни из репертуара Людмилы Гурченко — режиссёр Павел Тихомиров, участники: Мария Былова, Наталия Красноярская, Алёна Охлупина, Светлана Потанина, Ирина Фадина, Елена Харитонова, Михаил Блыщик, Алексей Королёв, Дмитрий Кошмин, Игорь Марченко, Дмитрий Новиков, Павел Тихомиров.

Общественная позиция

В 1996 году была среди деятелей культуры и науки, призвавших российские власти остановить войну в Чечне и перейти к переговорному процессу. В 2001 году подписала письмо в защиту телеканала НТВ.