Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Латыши

Латыши (латыш. latvieši) — балтский народ, составляющий ок. 60,3 % населения Латвии (1 263 894 чел. из 2 095 549 чел.). Основной язык — латышский балтийской группы индоевропейской семьи. Верующие латыши — преимущественно протестанты и католики, есть также православные. В 1994 году среди всех родившихся в Латвии доля родившихся латышей (по матери) составила 62,5 %, что на 8 % выше их тогдашней доли в населении, однако даже эта относительно высокая рождаемость ниже уровня смертности.

Происхождение

Латыши появились в результате слияния балтских (латгалы, курши, земгалы и селы) и финно-угорских (ливы) народов во время существования средневековой Ливонии в XIII—XVI веках. Первым свидетельством существования письменного латышского языка является «Отче наш» в латышском переводе из «Космографии» Мюнстера (Cosmographia, 1544), но есть упоминание об изданной в Германии в 1525 году на латышском языке и не сохранившейся «Лютеранской мессе». «Латышский катехизис» («Lettisch Vademecum») написан в 1631 году Георгом Манцелем, одна из первых книг по истории Латвии, латышской мифологии и языка — «Historia Lettica» в 1649 году Паулом Эйнхорном. В 1685—1694 годах Э. Глюк перевёл на латышский Библию.

Этноним

До формирования современного латышского народа словом «латыши» у русских обозначались в узком смысле латгалы, а в широком смысле — все родственные им балтийские народы.

Подтверждение этому есть в Истории государства Российского Н. М. Карамзина:

Между сими иноплеменными народами, жителями или соседями древней России, Нестор именует ещё Летголу (Ливонских Латышей), Зимголу (в Семигалии), Корсь (в Курляндии) и Литву, которые не принадлежат к Финнам, но вместе с древними Пруссами составляют народ Латышский.

Карамзин Н. М. Глава II. О славянах и других народах, составивших государство Российское. // История государства Российского. — СПб.: Тип. Н. Греча, 1816—1829. — Т. 1.

Антропонимика

Диаспоры

В России

Латышская диаспора в РФ образовалась из трёх главных групп: «старых латышей», покинувших Латвию, начиная с середины XIX века; латышей, депортированных в период сталинских репрессий (утверждается, что репрессиям тогда подверглись до 50 тысяч живших в стране латышей); и тех, кто добровольно переехал в советское время. Все латышские центры объединены в одну организацию — Съезд российских латышей. Существует латышская воскресная школа в Москве.

В 1927 году в Ленинградской области (включавшей тогда будущие Новгородскую и Псковскую) жило 39 тысяч латышей; в 1930/31 уч. году на каждых 658 латышей в области приходилась одна латышская школа. При областной совпартшколе существовало отделение для латышей, в педагогическом институте им. Герцена был латышский сектор, в Ленинграде был латышский Дом просвещения. В 1934 году на Ленинградском радио была создана латышская редакция. В октябре 1937 г. по решению горкома ВКП(б) был ликвидирован латышский Дом просвещения. Латышский театр был ликвидирован по постановлению Леноблисполкома от 3 марта 1938 г.; к концу марта 1938 года латышские школы были преобразованы в обычные.

Вследствие репрессий и войны число ленинградских латышей значительно сократилось и сейчас в Ленинградской области они проживают в очень небольшом количестве.

Компактно проживают потомки латышских переселенцев в Сибири (в Красноярском крае и Омской области), а также в Башкортостане.

Известные в России латыши — революционер Ивар Тенисович Смилга; деятели органов госбезопасности: заместители председателя ВЧК Яков Христофорович Петерс и Мартын Иванович Лацис, Леонид Заковский (один из немногих удостоенных звания комиссара госбезопасности 1-го ранга); военачальник Яков Алкснис — главком ВВС РККА и др.

В Республике Беларусь

В конце девятнадцатого — начале XX веков на нынешней территории Республики Беларусь существовали десятки латышских поселений; на 1928 год на территории БССР было 1 890 латышских крестьянских хозяйств. В 1924—1934 гг. в Витебске существовала латышская национальная камера при народном суде. По данным переписи 2009 года, в РБ проживало 1549 латышей. Почти треть латышей проживала в Витебской области (499 человек). 283 человек проживали в Минске, 190 в Минской области, 180 в Гродненской области, 150 в Брестской области, 136 в Гомельской области, 111 в Могилёвской области.

Культура

Народная латышская культура преимущественно крестьянская. Преобладают однодворные поселения хуторского типа. Традиционное жилое помещение — сруб (изба) с открытым очагом. Считалось неприличным для женщины и девушки выходить из дома без передника, который закреплялся особыми декоративно вышитыми или сплетёнными особым узором поясами. Женщины повсеместно носили белые шерстяные покрывала, скреплённые несколькими сактами, специальными брошами. Украшениям в народе приписывали магическую силу, использовали в семейных обрядах. Украшения указывали на своё конкретное племенное, родовое, региональное, социальное или заимствованное происхождение (жена носила знаки мужа). Даже в теме жилья, хозпостроек, в одежде, в форме семейной и календарной были использованы родовые знаки.

Существенную роль в хозяйстве играли домашние и сельские ремёсла. Каждый хозяин хутора умел делать всё: от орудий труда до домашней утвари. Это кузнечное, гончарное, столярное, плотницкое, бондарное ремёсла, а ткачество, вязание, плетение — это ремёсла женские. Кузнец считался самым уважаемым человеком. Устойчивость старинных традиций проявляется в изготовлении и использовании шерстяных вещей из-за влажного и прохладного климата. Самая яркая и любимая традиция латышей — это проведение праздников песни и танца с хоровым исполнением народных песен.