Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




02.07.2022


02.07.2022


02.07.2022


01.07.2022


01.07.2022





Яндекс.Метрика

Хайнен-Айеш, Беттина

20.06.2022

Беттина Хайнен-Айеш (нем. Bettina Heinen-Ayech; 3 сентября 1937 г., Золинген — 7 июня 2020, Мюнхен) — немецкая художница-акварелист, прожившая много лет в Алжире и приобретшая известность благодаря красочным пейзажам Алжира. Картины Беттины были представлены на многочисленных персональных и групповых выставках в Германии, Алжире и других странах. Беттина была удостоена многих наград.

Биография

Беттина Хайнен родилась в семье Иоганна Якоба Йозефа «Ганса» Хайнена (1895–1961), журналиста родом из города Баухема. На протяжении многих лет Иоганн работал главным редактором ежедневной газеты Solinger Tageblatts и отраслевой газеты Eberswalder Offertenblatt. Он также занимался лирикой и драматургией. Мать Беттины Эрна, урожденная Штайнхофф (1898-1969), родилась в Дюссельдорфе в семье родом из Вестфалии. Семья проживала в поместье Хайс-Азе в округе Зост. У Беттины было два брата и сестра. Дети росли в родительском доме в Золингене, окруженные атмосферой искусства и открытости. Семья жила в старинном фахверковом доме в районе Хёхшайд. Этот дом когда-то принадлежал мастеру местного свинцового рудника. Во время поездок на родину Беттина всегда останавливалась в этом доме.

Во время Второй мировой войны с 1942 года Беттина Хайнен жила с матерью и сестрой в Кройцталь-Айзенбахе недалеко от городка Исни-им-Алльгой в регионе Алльгой. В 1942 году к ним присоединился художник и друг семьи Эрвин Бовин (1899–1972), который вернулся в Германию после десятилетнего пребывания в Нидерландах. Эрвину приходилось постоянно скрываться от нацистских властей. В 1944 году после опубликования статьи о реальном положении дел в Германии преследованиям подвергся и отец Беттины, Ганс Хайнен. В Кройцталь пришли ордера на арест отца Беттины и Бовина. Как позже утверждал Хайнен, эти ордера «почтальонша разорвала на части».

С 1948 по 1954 год юная Беттина Хайнен училась в гимназии для девочек имени Августа Дике в Золингене. Учительница Беттины понимала и поощряла талант девочки. Первое художественное образование Беттина получила у Бовина, который в 1945 году переехал жить к семье Хайнен – в так называемый «Черный дом». До самой своей смерти Эрвин Бовин оставался наставником Беттины. С 1954 года она училась в кельнской производственной школе и посещала мастерскую монументальной настенной живописи под руководством Отто Герстера. В школе она закончила три предварительных класса. В 1955 году работы Беттины Хайнен – 20 акварелей и рисунков – были впервые выставлены в курзале Бад-Хомбурга. Картины 18-летней Беттины Хайнен были включены Ханной Беккер фом Рат, владелицей галереи из Франкфурта, в групповую выставку «Немецкое искусство настоящего времени» (1955/56). На этой выставке картины Беттины были представлены вместе с работами Карла Шмидта-Роттлуфа, Пауля Клее, Макса Бекмана, Макса Эрнста, Эрнста Людвига Кирхнера и Кете Кольвиц в рамках турне по Южной Америке, Африке и Азии. Художник Шмидт-Роттлуфф дал ей такой совет: «Беттина, оставайся верной себе!»

Затем последовала учеба у Германа Каспара в Мюнхенской академии художеств и поездки в Тичино. С 1958 года Беттина Хайнен училась в Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене и совершила первую из многочисленных последующих поездок в Норвегию, где она приобрела домик у подножья горы Шу-Сёстре. В 1959 и 1962 годах Беттина получала стипендию от Министерства культуры земли Северный Рейн-Вестфалия. Затем последовали поездки на остров Зильт, в Тичино, Норвегию и Париж. В 1962 году Беттина Хайнен совершила свою первую поездку в Северную Африку, получив приглашение в Каир от Немецкого института культуры.

В 1960 году в Париже во время рисования набросков в Люксембургском саду Беттина познакомилась со своим будущим мужем, алжирцем Абдельхамидом Айешем (1926–2010). Спустя два года после рождения дочери Дианы в 1961 году семья переехала в Гельму – родной город Айеша в Алжире, который к этому времени добился независимости от Франции. В 1969 году родился сын Харун.[10] На протяжении последующих десятилетий Беттина Хайнен-Айеш находилась в постоянных разъездах между Алжиром и Золингеном. Ее часто можно было увидеть в «автомобиле, который когда-то был маркой R4». С «неизбежной сигаретой во рту» бороздила она просторы Алжира в поиске сюжетов для новых картин. Ее любовь к Алжиру выросла из любви к своему мужу Хамиду, «свободному и смелому человеку», как описывала его Беттина.

В 1968 году работы Беттины Хайнен-Айеш приобрел Национальный музей изобразительных искусств Алжира, а в 1976 году Беттина была удостоена награды Гран-при города Алжир (Grand Prix de la ville d’Alger). В том же году она стала президентом Общества друзей Эрвина Бовина, скончавшегося в 1972 году. В 1992 году в Национальном музее изобразительных искусств Алжира состоялась ретроспектива из 120 работ Беттины. В 1993 году художница получила награду в области культуры от общественного фонда Баден в Золингене. В 2004 году в Алжире состоялась вторая большая ретроспектива ее работ, которая проходила под патронажем министра культуры Алжира Халиды Туми. В 2006 году Беттина вновь была удостоена правительственной награды Алжира. В том же году пустовавший дом Беттины в Золингене был ограблен, воры похитили шесть картин Эрвина Бовина.

К 2018 году картины Беттины были представлены на более чем 100 персональных и многочисленных групповых выставках в Европе, Америке и Африке. В качестве творческого псевдонима за ней закрепилось имя «Беттина», которое также использовалось в арабском написании بتينا. Жизнь и творчество Беттины представлены в книгах и фильмах. В 2012 году впервые после войны Беттина вернулась в Кройцталь, городок в регионе Альгой, в сопровождении съемочной группы телеканала Баварии Bayerischen Rundfunk.

Беттина Хайнен-Айеш умерла 7 июня 2020 г. в возрасте 82 лет в Мюнхене. В 2020 году на доме, где она выросла, известном как «Черный дом», была установлена мемориальная доска, посвященная ей и ее друзьям из общества художников.

Произведения

В рамках полученного образования Беттина Хайнен-Айеш изучала все техники живописи, но выбрала в качестве основной акварельную живопись. Будучи художником-пленэристом, Беттина создала множество пейзажей, реже она писала портреты. Благодаря пребыванию в Алжире, Беттина разработала свою собственную технику. В отличие от Европы, в Алжире из-за сухого и жаркого климата акварельные краски не смешивались на листе, а сразу высыхали. На этой основе Беттина выработала свой подход: «Я собираю сильные цвета как мозаику, мазок за мазком», – говорила она. – «Сочетания интенсивных цветов создают яркий образ пейзажей и света Алжира». В годы терроризма, с 1990-х по 2000-е годы, Беттина могла писать в Алжире лишь портреты, натюрморты и виды из окна, поскольку путешествовать было невозможно.

По словам Беттины, Алжир изменил не только ее технику, но и ее саму. Она отошла от «европейских предрассудков» и «прислушалась» к прекрасной природе Гельмы. «Южная гора, Махуна, ее поля пленяют и захватывают все мои чувства и будоражат мои фантазии. Я рисую этот край весной, когда зелень полей, усеянных красными точками маков, светится всеми своими оттенками, вдали от густой зелени Европы; летом, когда ее синие и фиолетовые вершины возвышаются над завораживающим золотом пшеничных полей; зимой, когда красный цвет земли обладает невероятной силой, которую так трудно изобразить!»

В 1967 году журналист Макс Метцкер написал о Беттине Хайнен-Айеш в газете «Дюссельдорфские новости»: «Ей удается сделать пейзаж понятным даже для тех, кто его не видел. Ее портреты – это не только изображения людей, но и описание души, проникающее в самые ее глубины.»

Выставки (выборочные)

  • 1955 – Курзал в Бад-Хомбурге.
  • 1957 – Музей Северной Фрисландии. Ниссенхаус Хусум; Копенгаген, Немецкий клуб.
  • 1958 – замок Welfenschloss Münden.
  • 1961 – Берн, Галерея Шнайдера.
  • 1962 – Каир, Немецкий институт культуры
  • 1963 – Золинген, Немецкий музей клинка.
  • 1966 – Дюссельдорф, Международный учебный центр «Мосты»
  • 1970 – Тунис, выставка в Салоне искусств
  • 1972 – Гамбург, Галерея современного искусства
  • 1973 – Шпринге, Музей в крепости; Рабат, Институт имени Гёте; Касабланка, Институт имени Гёте
  • 1976 – Гладбекк, Музей в Замке Витринген
  • 1980 – Ремшайд, Городской музей, Исторический музей Хастен
  • 1984 – Дамаск, Институт имени Гёте. Национальный музей Дамаска приобрел картины; Алеппо, Национальный музей
  • 1986 – Эль-Уэд, Дом культуры
  • 1990 – Вюрцбург, Зал Отто Рихтера, Freunde Mainfränkischer Kunst und Geschichte e. V. (Общество друзей франконского искусства и истории); Париж, Центр алжирской культуры.
  • 1992 – Эрендел, Малая галерея
  • 1993 – Алжир, Большая ретроспектива, на которой было представлено более 120 картин из Национального музея изобразительных искусства Алжира. Музей приобрел картины.
  • 1998 – Золинген, Гимназия им. Августа Дике, к 125-летию со дня основания гимназии.
  • 2000 – Золинген, Музей искусства Бадена; Париж, мэрия города
  • 2002 – Алжир, Немецко-алжирское общество
  • 2003 – Ахен, Французский культурный центр в рамках года алжирской культуры во Франции
  • 2004 – Алжир, вторая большая ретроспектива из 100 картин в Национальном музее Алжира, проходила под патронажем Министра культуры Туми,_Халида
  • 2008 – Анже, Анжерский замок
  • 2017 – Георгсмариенхютте, Музей Виллы Штамер

Награды

  • 1976 – Беттина Хайнен-Айеш получила награду Grand Prix de la ville d’Alger (Гран-при города Алжир)
  • 1993 – вручена награда в области культуры от Общественного фонда Бадена, Золинген
  • 1998 – город Константина в Алжире отметил художницу почетной наградой
  • 2003 – министром культуры Халидой Туми вручена государственная награда Алжира в качестве признания заслуг художницы в целом
  • 2006 – вручена официальная награда от Министерства культуры Алжира

Публикации

  • (В качестве редактора) Ганс Хайнен: От полноты жизни. Стихотворения. Из-во U-Form, Золинген.
  • (В качестве редактора) Эрвин Бовин: Красивая игра между духом и миром – моя жизнь художника. ISBN 3-88234-101-7.
  • (В качестве редактора) Эрвин Бовин. Список работ – Каталог Raisonné. Из-во U-Form, Золинген, 1999, ISBN 3-88234-103-3.