Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




01.10.2022


29.09.2022


29.09.2022


29.09.2022


29.09.2022





Яндекс.Метрика

Бёрн-Джонс, Эдвард

07.06.2022

Эдвард Коли Бёрн-Джонс, или Эдуард Коули Берн-Джонс (англ. Edward Coley Burne-Jones; 28 августа 1833 года, Бирмингем, Великобритания — 17 июня 1898 года, Лондон, Великобритания) — близкий по духу к прерафаэлитам английский живописец и иллюстратор, один из наиболее видных представителей движения искусств и ремёсел. Широко известен своими витражами.

Ранние годы

Бёрн-Джонс получил начальное образование в бирмингемской школе короля Эдварда. С 1848 года посещает вечерние курсы в правительственной школе дизайна. В 1853 году изучал теологию в Эксетерском колледже Оксфордского университета. Здесь знакомится с Уильямом Моррисом, и оба, находясь под впечатлением картин прерафаэлитов, принимают решение отказаться от богословия ради живописи. Когда в 1856 году Данте Габриэл Россетти встречается с Уильямом Моррисом и Эдвардом Бёрн-Джонсом, это знакомство становится началом нового этапа в развитии движения прерафаэлитов.

Он был частым и желанным гостем в доме архитектора Робинсона (дочери которого Агнес Мэри Фрэнсис и Фрэнсис Мэйбл также были писательницами), ставшим центральным местом для встреч художников и писателей движения прерафаэлитов, таких как: Уильям Майкл Россетти, Уильям Моррис, Уильям Холман Хант, Джеймс Уистлер, Артур Саймонс, Форд Мэдокс Браун и Матильда Блинд.

Женитьба и семья

Портрет Джорджианы Бёрн-Джонс с Филиппом и Маргарет, 1883 г.

В 1856 году Бёрн-Джонс обручился с Джорджианой (Джорджи) Макдональд (1840—1920), одной из сестёр Макдональд. Она училась на художницу, и была сестрой старого школьного друга Бёрн-Джонса. В 1860 году пара поженилась. Джорджиана занялась созданием гравюр по дереву и являлась подругой известной писательницы Джордж Элиот. (Другая сестра Макдональд вышла замуж за художника Эдварда Пойнтера, вторая — за владельца металлургических предприятий Альфреда Болдуина и стала матерью премьер-министра Стэнли Болдуина, а третья — матерью Редьярда Киплинга. Таким образом, Киплинг и Болдуин были племянниками Бёрн-Джонса).

Джорджиана родила сына Филиппа в 1861 году. Второй сын, рождённый зимой 1864 года, когда Джорджиана болела скарлатиной, умер вскоре после рождения. Затем семья переехала в дом № 41 на Кенсингтон-сквер, и их дочь Маргарет родилась там в 1866 году.

В 1867 году Бёрн-Джонс и его семья переехали в Гранж, дом XVIII века с большим садом в Фулеме. В течение 1870-х Бёрн-Джонс почти не выставлял своих работ, переживая остро-враждебные нападки прессы и страстный роман (описанный как «эмоциональная кульминация его жизни») с греческой моделью Марией Замбако, закончившийся её попыткой совершить самоубийство, бросившись в канал Регента. В эти тяжёлые годы Джорджиана стала близким другом Морриса, чья жена Джейн была влюблена в Россетти. Джорджи и Моррис могли быть влюблены друг в друга, но, если он и просил её оставить мужа, она отказала. В конце концов Бёрн-Джонсы, как и Моррисы, остались вместе, но Джорджи и Моррис были близки до конца жизни.

Их сын Филипп стал известным портретистом и умер в 1926 году. Их любимая дочь Маргарет (умерла в 1953 году) вышла замуж за Джона Уильяма Маккейла, друга и биографа Морриса. Их дети Анджела Тёркелл и Деннис Маккейл стали писателями.

Награды

Бёрн-Джонс получил Орден Почётного легиона за картину «Король Кофетуа и нищенка» (англ. King Cophetua and the Beggar Maid, 1884).

В 1894 году Бёрн-Джонс получает титул баронета.

В 1885 году Эдвард Бёрн-Джонс был избран ассоциированным членом Королевской Академии Художеств, но в 1893 году отказался от этого звания.

Живопись

В двадцатидвухлетнем возрасте Бёрн-Джонс открыл для себя «Смерть Артура» Томаса Мэлори, и до конца своей жизни он создавал полотна, посвящённые этим легендам. Красота и таинственность древних преданий пленили Бёрн-Джонса ещё и потому, что это были христианские предания, построенные на тематике битвы добра и зла, греха и спасения. Как многие другие современники, которые потеряли свою веру в Бога, Бёрн-Джонс сохранил веру в христианские добродетели, романтическую любовь, благородство. За два года до смерти он писал: «Поразительно, но эта история о Святом Граале всегда была в моих мыслях… Есть ли в мире что-нибудь столь же прекрасное?»

Бёрн-Джонс много рисует обнажённое мужское тело. Его картины почти плоскостны, в них нет ярко выраженной игры светотени. Он делает упор на линию, а колорит его работ очень часто золотисто-оранжевый. Детализация и излишний реализм прерафаэлитов нехарактерны для Бёрн-Джонса. Его герои очень статичны, их лица отрешены, а позы скорее напоминают изящные позы статуй. На картинах почти нет динамики, только созерцание.

Оказал влияние на творчество художника Джона Стэнхоупа.

Список картин

  • 1872—1877 — «Зачарованный Мерлин» / The Beguiling of Merlin. Картина была заказана меценатом и коллекционеров предметов искусств Фредериком Ричардсом Лейлэндом
  • 1872—1874 — «Пан и Психея» / Pan and Psyche
  • 1873 — «Любовь среди руин» / Love Among the Ruins
  • 1876 — «Благовещение» / The Annunciation
  • 1880 — «Золотая лестница» / The Golden Stairs
  • 1882 — «Утро Воскресения» / The Morning of the Resurrection
  • 1884 — «Король Кофетуа и нищенка» / King Cophetua and the Beggar Maid
  • 1886—1887 — «Голова Горгоны» / The Baleful Head
  • 1890 — «Вифлеемская звезда» / The Star of Bethlehem
  • 1890 — «Лес шиповника» / The Briar Wood
  • 1882—1898 — «Книга цветов» / The Flower Book
  • 1898 — «Последний сон Артура» / The last sleep of Arthur