Ормизд I (Ормизд-Ардашир) — царь царей (шахиншах) Ирана, правил приблизительно в 272 — 273 годах. Из династии Сасанидов, сын Шапура I. Ормизд носил имя в честь зороастрийского бога Ормазда.
Биография
Этимология имени
Имя Ормизд (также пишется Ормазд, Хормозд, Хормизд) — среднеперсидская версия имени верховного божества в зороастризме, известного в Авесте как Ахура Мазда, что означает «Владыка мудрости». Древнеперсидский эквивалент — Auramazdā, а греческая транслитерация — Ормазд, Ормузд (др.-греч. Ὠρομάσδης). Имя засвидетельствовано в армянском языке как Ормизд и в грузинском как Урмизд . В надписи Шапура I на «Каабе Зороастра» (здание в Накше-Рустам) его имя засвидетельствовано как Ормизд-Ардашир (пехл. ʾwhrmzd-ʾrthštr, парф ʾhwrmzdʾrthštr), сочетание слов «Хормизд» и «Ардашир», последнее из которых является среднеперсидской формой древнеперсидского Ṛtaxšira (также пишется как Artaxšaçā), что означает «чьё правление осуществляется через истину». В среднеперсидских и манихейских текстах этого шаха называют Ōhrmazd nēw (Ормизд Храбрый), что, возможно, указывает на его военные достижения.
Легенда связанная с рождением Ормизда
В соответствии с легендой, переданной арабским историком ат-Табари, Ормизд был сыном одной из дочерей царя Михрака, которого убил Ардашир. Поскольку звездочеты предсказали Ардаширу, что один из потомков Михрака придёт к власти, он велел разыскать и перебить всю его семью. Но мать Ормизда, умная, красивая и сильная женщина, бежала в пустынную местность, где укрылась среди пастухов. Однажды Шапур, охотясь, встретил её и поражённый её красотой женился на ней. Так родился Ормизд. Ардашир, в конце концов, узнал об этом, но только обрадовался и сказал, что лишь теперь понял, что имели в виду звездочеты, говоря, что потомку Михрака суждено прийти к власти — они имели в виду Ормизда, который, безусловно, принадлежал к роду Михрака; так что теперь, наконец, не о чём было беспокоиться.
Участие Ормизда в войнах отца с римлянами и назначение наследником престола
Ормизд-Ардашир при Шапуре I был сначала наместником Хорасана, а затем, после завоевания Армении в 252 году, носил титул «великого царя армян» (wuzurg šāh Arminān), будучи наместником провинции Армения Сасанидской империи. Принимал деятельное участие в военных компаниях отца против Рима. Как царь армян, возможно, участвовал в военных походах в Киликию и Каппадокию. Его имя упоминается в «Истории Августов» — о том как Ормизд (там он назван Одомастом) во время войны с римлянами возвёл на престол Сирии некого Кириада.
После смерти Шапура I на престол Ирана могли претендовать трое его сыновей: Ормизд-Ардашир, Бахрам и Нарсе. Наследником стал Ормизд-Ардашир, которого своим преемником избрал перед смертью сам отец. Традиционно считается, что Ормизд был старшим сыном покойного царя и, действительно, в надписи Шапура I на «Каабе Зороастра» (здание в Накше-Рустам) посвящённой основанию «Храма славы», имя Ормизда-Ардашира, царя армян, стоит впереди имён других царских сыновей — Шапура, царя Месены (видимо, умер раньше отца) и Нарсе, царя Индии, Сакастана и Турана. Однако в списке видных деятелей Ираншахра, в который были включены, как члены царской семьи, так и высшие сановники, имя Ормизда следует за своими братьями Бахрамом, царём Гиляна и Шапуром, но предшествует имени Нарсе. По мнению некоторых исследователей, имена в первом списке перечислены согласно заслугам в войне с римлянами, а во втором — согласно старшинству по возрасту. Если это так, то Ормизд был не старшим сыном, а всего лишь третьим. Видимо, в связи с этим и понадобилось официальное назначение Ормизда-Ардашира преемником, проведённое отцом, о чём упоминают древние историки.
Позднее предание, переданное ат-Табари, гласит:
«Когда Шапур принял власть после смерти Ардашира, он назначил Ормизда наместником Хорасана. Там он повёл себя независимо, подчинил царей соседних народов и выказывал гордую мощь как правитель. Из-за этого люди оклеветали его перед Шапуром и внушили тому, что Ормизд не явится по вызову отца, и что он мечтает захватить корону. Когда Ормизд услышал об этом, то, говорят, он тайно и без свидетелей отсёк свою руку, положил на неё снадобье для сохранности, завернул в драгоценную ткань, положил в ларец и послал Шапуру. Ормизд написал ему, что узнал о клевете и отсёк себе руку, дабы рассеять все подозрения — ведь по закону их государства калека не мог стать царём. Получив письмо, Шапур чуть не умер от горя, и ответил сыну письмом, в котором говорил о своей скорби из-за свершившегося, просил прощения и объявлял, что даже если Ормизд искалечит всё своё тело, одну конечность за другой, то и тогда наследство не отойдет ни к кому другому. Так он провозгласил своего сына царём».
Но это, вероятно, всего лишь легенда — на Востоке увечный не наследовал престола, и если бы всё было так, Ормизд не стал бы шахом.
Самостоятельное правление
Монета Ормизда IО его кратком правлении почти не известно ничего достоверного. Судя по всему, оно не было отмечено никакими войнами против римлян. Как и его дед Ардашир I и отец Шапур I он продолжил политику укрепления личной власти царя в своей стране и возвышению Ираншахра в международной политике, что нашло отражение в словах автора «Книги деяний»: «А после того как Ормизд пришёл к власти он сумел Ираншахр объединить в одно государство, а правителей различных областей он заставил подчиниться своей власти. Он требовал дань и подать от Рума (Рима) и Индии и сделал Ираншахр ещё краше, сильнее и славнее.» Ормизд I, как и его отец, именовал себя «царём царей Ирана и не-Ирана» (šāhān šāh ērān ud anērān), и первым из Сасанидов он чеканил этот титул на монетах. Ат-Табари так характеризует этого царя: «Внешне он походил на Ардашира, но не был равен ему в проницательности и искусстве правления; однако, как считают, превзошёл самого себя храбростью, отвагой и статью».
Как и его отец, Ормизд отличался большой веротерпимостью. На реверсах монет Ормизда изображались не только традиционный Ормазд, но также Михр и Анахита. Известно, что царь давал аудиенцию пророку Мани, в результате которой он возобновил охранное письмо, выданное тому отцом и разрешил поехать проповедовать в Вавилонию. Однако, из надписи Картира на «Каабе Зороастра» известно также, что Ормизд покровительствовал и Картиру, верховному жрецу зороастризма и главному противнику Мани: «Мне Хормизд, царь царей, вручил кулах и камар (головной убор и пояс — инвеститурные знаки титула) и дал мне более высокое место и власть, и меня при дворе, в каждом шахре, каждом месте, во всем государстве, в отношении богоугодных деяний сделал более авторитетным и могущественным, и дал мне имя: “Картир, мобед Ахурамазды”».
Его правление длилось год и десять дней (есть и другие данные о продолжительности его царствования — 1 год и 10 месяцев, 1 год и 6 месяцев и даже 3 года и 3 месяца). У шаха были сыновья — Хормиздак и Варахран, — известные по одной из надписей, но иных следов в истории Сасанидского Ирана они не оставили. Согласно местному фольклору, Ормизд I был похоронен в Рам-Хормизд.
Правление Ормизда I заняло, согласно выпискам Сергия, 1 год и 10 дней. Аналогичные данные приводятся у ат-Табари, хотя в некоторых источниках 10 дней заменяются на 10 месяцев года. Но упоминание о 10 месяцах кажется скорее ошибкой позднейших компиляторов ‒ в одних случаях невольной, в других — сознательной. Например, в «авестийском списке» как он приведён у Хамзы ал-Исфахани Ормизду отводятся 1 год и 10 дней правления, но у Бируни в передаче того же списка — 1 год и 10 месяцев. По мнению самого ал-Исфахани Хормузд правил 1 год 10 месяцев.