Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




30.06.2022


26.06.2022


26.06.2022


25.06.2022


24.06.2022





Яндекс.Метрика

Маром, Элиэзер

29.01.2022

Эли «Чайни» Маром (ивр. ‏אלי מרום‏‎; полное имя — Элиэзер Альфред Маром; ивр. ‏אליעזר אלפרד מרום‏‎; род. 13 ноября 1955, Сде-Элиэзер, Израиль) — вице-адмирал запаса Армии обороны Израиля; Командующий Военно-морских сил Израиля с октября 2007 года по октябрь 2011 года. Председатель Совета директоров Управления аэропортов Израиля с 2014 года по 2018 год.

Биография

Семейная история

Отец Марома, Арик (21.8.1911—9.11.1988), уроженец Германии, пытался выехать из Германии в 30-е годы XX века после прихода к власти Национал-социалистической партии, но был арестован и сослан в трудовой лагерь. В 1937 году ему удалось освободиться из лагеря при условии немедленного отъезда из Германии. Ему удалось получить въездную визу лишь в Китай.

В Шанхае Арик Маром познакомился с Лу-Чай (15.3.1917—17.11.1993), дочерью китайца и иммигрантки — еврейки из России. После женитьбы они переехали в город Циндао, где открыли ресторан «Чарли’з кафе». После прихода к власти Коммунистической партии Китая всё имущество семьи было конфисковано. Арик и Лу-Чай с шестью детьми (три сына и три дочери) пытались выехать из Китая, но китайские власти отказывались выдать Лу-Чай и детям разрешение на выезд.

В конце концов, благодаря вмешательству международных организаций семье удалось выехать в Израиль летом 1955 года. После нескольких недель в Хайфе семья переехала в мошав Сде-Элиэзер в Верхней Галилее. 13 ноября 1955 года родился Элиэзер Маром, седьмой ребёнок в семье.

Военная карьера

В 1969 году Эли Маром поступил на учёбу на инженерное отделение Школы морских офицеров в Акко.

По окончании школы участвовал в экспедиции торгового флота в Южную Африку и, вернувшись в Израиль, был призван на службу в Армии обороны Израиля. В январе 1974 года поступил на капитанские курсы (ивр. ‏קורס חובלים‏‎). В 1975 году, по окончании курсов, был назначен бортинженером (ивр. ‏קצין מכונה‏‎) ракетного катера.

Окончив должность бортинженера, Маром прошёл переквалификацию и был назначен офицером обнаружения, навигации и связи на ракетном катере. Далее был назначен капитаном ракетного катера.

В дальнейшем исполнял должности командира эскадры (ивр. ‏פלגה‏‎) ракетных катеров, командира Школы военно-морского командования, главы департамента в Разведывательном управлении ВМС и командира Флотилии ракетных катеров (ивр. ‏שייטת ספינות הטילים‏‎).

В 1999 году был повышен в звании до контр-адмирала (бригадного генерала) и назначен командиром Хайфской морской базы и северного сектора ВМС.

В 2001 году был назначен главой Управления морских операций (ивр. ‏מספן הים‏‎) ВМС. В этой должности командовал операцией «Ноев ковчег» (ивр. ‏תיבת נוח‏‎) по захвату судна «Карин А», перевозившего контрабандный груз оружия.

С 2003 по 2004 год был главой Управления штаба (ивр. ‏מספן המטה‏‎) ВМС.

С 2004 года служил представителем Армии обороны Израиля в Межвидовом командовании Вооружённых сил США, а в 2005 году был назначен военным атташе Израиля в Сингапуре.

9 октября 2007 года Маром был повышен в звании до вице-адмирала (генерал-майора) и назначен Командующим ВМС Израиля, сменив на посту вице-адмирала Давида Бен Баашата, вышедшего в отставку после критики, направленной против организации действий ВМС в ходе Второй ливанской войны.

В марте 2009 года журналист Буки Наэ опознал Марома среди посетителей тель-авивского стрип-клуба GoGo Girls, и вследствие публикации сведений о данном событии и развернувшегося обсуждения в прессе Маром был вынужден обратиться с письмом к Начальнику Генштаба, Габи Ашкенази, и выразить сожаление в связи с ущербом, нанесённым его поведением имиджу Армии обороны Израиля. Ашкенази объявил устный выговор Марому, но воздержался от принятия дополнительных мер в его отношении.

В качестве Командующего ВМС Маром осуществлял руководство флотом во время операции «Литой свинец» в секторе Газа, операции «Четыре вида» по захвату судна Francop, перевозившего контрабандный груз оружия в ноябре 2009 года, операции «Небесные ветра» по перехвату турецкой «Флотилии свободы» в мае 2010 года, а также во время операции по захвату контейнеровоза «Виктория», перевозившего груз оружия в марте 2011 года. Под командованием Марома деятельность израильских ВМС значительно расширилась: было возобновлено боевое присутствие в Красном море, совершён ряд секретных операций вне пределов Израиля.

4 августа 2011 года вышло сообщение о решении министра обороны Эхуда Барака утвердить назначение контр-адмирала Рама Ротберга преемником Марома на посту Командующего ВМС, накануне выхода Марома в запас из армии. Ротберг сменил Марома на посту 6 октября 2011 года.

В мае 2012 года 7-й уголовный суд Стамбула принял к рассмотрению обвинительное заключение, поданное турецким обвинителем против Марома, Начальника Генштаба Габи Ашкенази, главы Управления военной разведки Амоса Ядлина и главы Разведывательного управление ВВС Авишая Леви с требованием приговорить обвиняемых к девяти пожизненным срокам заключения за убийство девяти турецких граждан в ходе перехвата турецкой «Флотилии свободы» у берегов сектора Газа в мае 2010 года. Дело было закрыто в декабре 2016 года вследствие договора между Израилем и Турцией в отношении примирения по конфликту, связанному с перехватом «Флотилии свободы».

После выхода в запас

После выхода в запас из армии Маром предоставлял услуги стратегического консалтинга различным компаниям в рамках своей компании Marom Eliezer Strategic Planning, проводил лекции и публиковал статьи на тему национальной безопасности и был председателем израильской некоммерческой организации Lehetiv, занимающейся поддержкой семей в бедных кварталах.

Также Марому принадлежит доля в ряде компаний, включая O.S.D. Offshore Drilling Services, Selectmedia International и AthenApp.

В январе 2015 года Маром вошёл в состав Совета директоров Управления аэропортов Израиля на основании рекомендации министра транспорта Исраэля Каца выставить его кандидатуру на пост председателя Совета директоров управления. 22 января 2015 года назначение Марома на пост председателя Совета директоров Управления аэропортов Израиля было утверждено правительством Израиля, и он вступил на пост в феврале 2015 года. Исполнял данную должность на полставки, параллельно продолжая заниматься частным бизнесом. Вследствие заведённого против Марома уголовного дела его каденция на посту не была продлена по её истечении в конце 2018 года.

Уголовное дело

В июле 2017 года Маром был вызван на допрос Полиции Израиля в качестве подозреваемого по уголовному делу, получившему название «Дело о подводных лодках» (ивр. ‏פרשת הצוללות‏‎) или «Дело № 3000».

В рамках данного дела в отношении Марома возникло подозрение, что в 2009 году, будучи Командующим ВМС, Маром вместе с заместителем главы Совета национальной безопасности Израиля Авриэлем Бар-Йосефом склонил руководство немецкого концерна ThyssenKrupp заменить своего израильского агента на приближённого к Марому бизнесмена Михаэля (Мики) Ганора накануне заключения концерном сделки о приобретении Израилем подводных лодки типа «Дольфин» и дополнительных военных судов. Полиция высказала подозрение, что Маром и Бар-Йосеф ожидали получить за свои усилия долю в комиссионных на сумму в миллионы евро, полагающихся Ганору в результате заключения данной сделки. Полиции также удалось выяснить, что после выхода в запас из армии Маром получил от Ганора сумму в 600 тысяч шекелей под предлогом получения вознаграждения за консультационные услуги. 8 ноября 2018 года полиция передала дело на рассмотрение прокураторы с рекомендацией отдать Марома (вместе с другими подозреваемыми) под суд по обвинению в получении взятки, обмане и нарушении доверия, совершёнными группой лиц, уголовном сговоре, отмывании капитала и фиктивном документообороте по НДС.

5 декабря 2019 года Генеральный прокурор Израиля Шай Ницан объявил о решении прокуратуры отдать Марома и ряд дополнительных лиц под суд, подав против Марома обвинительное заключение с обвинениями в получении взятки, отмывании капитала и налоговых преступлениях. Как принято в уголовных делах о тяжких преступлениях подача обвинительного заключения была обусловлена проведением слушания защиты обвиняемых в прокуратуре, назначенного на вторую половину 2020 года.

В ответ на подозрения Маром заявил, что действительно продвигал назначение Ганора, порекомендованного ему Авриэлем Бар-Йосефом, агентом концерна ThyssenKrupp, однако руководствовался исключительно пониманием, что данное назначение целесообразно и служит интересам армии. В отношении средств, перечисленных ему в дальнейшем Ганором, Маром заявил, что оказывал Ганору консультационные услуги в течение двух лет после ухода из армии, и оплата, после уплаты налогов составившая сумму в 250 тысяч шекелей, была весьма скромной за реально оказанные услуги.

10 мая 2021 года прокуратура уведомила Марома о решении по результатам проведённого слушания не предъявлять Марому (а также адвокату Ганора, Давиду Шимрону) обвинение по делу и закрыть дело в его отношении, при этом подав обвинительное заключение по «Делу о подводных лодках» против Ганора, Бар-Йосефа и ряда других лиц.4 июля 2021 года некоммерческая организация «Движение за качество власти в Израиле» подала петицию в Высший суд справедливости Израиля с требованием опубликовать мотивировку решения прокуратуры закрыть дело против Марома и Шимрона.

Образование и личная жизнь

За время службы Маром окончил учёбу в Колледже национальной безопасности Армии обороны Израиля и на курсе повышенного типа в Школе морского командования. Также находился на обучении в рамках программы управления международной безопасностью Военно-морских сил США и в рамках программы менеджмента Гарвардской школы бизнеса.

Также получил степень магистра Хайфского университета (в области социологии).

Женат на Оре Маром, отец троих детей (сын и две дочери). Живёт в городе Кармиэль. Сын Марома, Элад, командовал ракетным катером «Ницахон» ВМС Израиля и дослужился до звания капитана 2-го ранга (сган-алуф), однако был вынужден завершить свою службу вследствие нарушения в сфере информационной безопасности.

Публикации

  • אלוף אליעזר מרום ים פתוח וחוף בטוח (Вице-адмирал Элиэзер Маром, «Открытое море и безопасный берег»), Ynet (1.10.11) (иврит)
  • Перечень публикаций Марома в газете «Исраэль ха-йом» (иврит)