Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Маленькие комедии большого дома (спектакль)

«Маленькие комедии большого дома» — спектакль Московского театра Сатиры, поставленный Валентином Плучеком в 1973 году по одноименной пьесе Аркадия Арканова и Григория Горина. В 1974 году спектакль был записан по трансляции для телевидения на чёрно-белую плёнку.

Сюжет

Несколько сюжетов из жизни большого московского дома; действие происходит в начале 1970-х годов.

Смотровой ордер

Первый сюжет посвящён «квартирному вопросу». Молодые супруги Ивановы, произведя на свет тройню, получают 4-комнатную квартиру и со свекровью готовятся к переезду в Чертаново. Смотреть освобождающуюся квартиру приходят Ивановы — мать с сорокалетним сыном и его невестой. Мать Иванова не устраивает его невеста из Тюмени, да и сам брак она считает преждевременным — у сына на носу защита кандидатской диссертации, но ради получения 2-комнатной квартиры с женитьбой приходится смириться. Однако выясняется, что кандидату наук по закону полагается 20 метров дополнительной площади и, стало быть, сын после защиты сможет получить 2-комнатную квартиру безо всякой женитьбы. Свадьба отменяется, невеста может лететь обратно в свою Тюмень. Но неожиданно обнаруживается, что она беременна — и вновь становится желанной: с ребёнком и с кандидатской степенью молодые смогут претендовать на 3-комнатную квартиру. Но невеста уже не хочет выходить замуж, а решает ехать назад в Тюмень и делать там аборт. Мать Иванова её отговаривает, и Ивановы забирают её с собой в Чертаново.

Грабёж

Второй сюжет посвящён проблеме, которая в эпоху «развитого социализма» именовалась «вещизмом». Недавний провинциал по имени Алик вспоминает, как приехав однажды в Москву в командировку, он познакомился с симпатичной москвичкой, как они друг другу показывали город: он ей — Третьяковскую галерею, Александровский сад, храм Василия Блаженного, она ему — ЦУМ, ГУМ и т. д. Вскоре они поженились. Теперь Алик с трудом передвигается по заставленной мебелью и заваленной всевозможными вещами квартире. Она превращена в музей: вещи нельзя трогать, мебелью нельзя пользоваться и т. д.

В квартиру забирается вор. После небольшой перепалки Алик разрешает ему уйти, но сделать это оказывается невозможно: вор никак не может выбраться из комнаты. Алик требует, чтобы он всё-таки ограбил квартиру — в противном случае грозится вызовом милиции. Вор сопротивляется, и тогда, поведав ему подробности своей семейной жизни, Алик заставляет его прочувствовать всю незавидность своего положения. Проникнувшись состраданием, грабитель соглашается помочь ему найти управу на супругу.[как?]

Московская серенада

Третий сюжет представляет несколько семей дома. Современный «Ромео» под балконом в стихах объясняется в любви своей «Джульетте»; но она замужем и просит поклонника не тревожить сон соседей. Тогда он, забираясь к возлюбленной на балкон, срывается, падает — и будит весь дом. Одни принимают его за грабителя, другие за любовника замужней соседки. Но пылкий влюблённый оказывается мужем «Джульетты». Их любовь заставляет другие супружеские пары задуматься о своих взаимоотношениях.

Звуковое письмо

Монолог отца, которому никак не удаётся поговорить по душам со своим выросшим сыном. Чтобы хоть как-то заставить сына выслушать его, отец записывает своё обращение на пластинку под любимые мелодии сына.

«Пой, ласточка, пой!»

Начальник ЖЭКа Николай Степанович, пользуясь своей властью, а порой прибегая и к открытому шантажу, из жильцов дома создал хор, пригласил профессионального хорового дирижёра и теперь принуждает участников хора являться на репетиции. В обоснование этого мероприятия Николай Степанович сообщает о некоем районном смотре художественной самодеятельности. Но энтузиазма у «хористов» всё равно нет, а узнав, что смотр — выдумка начальника, они и вовсе разбегаются, возмущённые. Остаётся только пожилая дама-аккомпаниатор, которой он рассказывает, что хотел просто сдружить жильцов. Чтобы как-то поддержать Николая Степановича, она предлагает ему попытаться петь самому. Они поют вдвоём, и постепенно, один за другим подтягиваются остальные жильцы, включаются в процесс и вдруг обнаруживают, что от пения можно получать удовольствие — если петь просто для души.

В ролях

«Смотровой ордер»

  • Борис Кумаритов — Виктор Иванов
  • Лилия Шарапова — Надя, жена Виктора
  • Татьяна Пельтцер — Мария Ивановна, мать Виктора
  • Надежда Каратаева — Серафима Ивановна Иванова
  • Виктор Рухманов — Валентин, сын Серафимы Ивановны
  • Людмила Селянская — Юля, невеста Валентина

«Грабёж»

  • Андрей Миронов — Алик
  • Наталья Защипина — Оля, жена Алика
  • Спартак Мишулин — грабитель

«Московская серенада»

  • Екатерина Градова — жена, влюблённая в своего мужа
  • Александр Диденко — муж, влюблённый в свою жену
  • Нина Архипова — Женя
  • Юрий Авшаров — муж Жени
  • Зоя Зелинская — Лариса, певица
  • Даниил Каданов — Славик, её муж
  • Владимир Кулик — Юрик, крепкий мужчина
  • Валентина Шарыкина — Татьяна, его жена
  • Зиновий Высоковский — Тенгиз
  • Нина Феклисова — Дуся, его жена

«Звуковое письмо»

  • Александр Ширвиндт — отец 16-летнего сына

«Пой, ласточка, пой»

  • Анатолий Папанов — Николай Степанович, начальник ЖЭКа
  • Михаил Державин — Пётр Евгеньевич, дирижёр хора
  • Валентина Токарская — Кира Платоновна, аккомпаниатор
  • Георгий Тусузов — Егор Баронович, химик
  • Фёдор Димант — Федя
  • Вадим Завьялов — зять
  • Галина Степанова — Галина Михайловна
  • Бронислава Тронова — Бронислава
  • Наталья Фекленко — Наталья
  • Наталья Энке — Мария
  • Владимир Ушаков — Михаил, муж Марии
  • Вячеслав Гронин — Толя, милиционер-меломан
  • Юрий Соковнин — Юрик

Создатели спектакля

  • Режиссёр-постановщик: Валентин Плучек
  • Режиссёры: Андрей Миронов, Александр Ширвиндт
  • Художник-постановщик: Борис Мессерер
  • Композитор: Давид Тухманов