Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Исполнительный комитет

Исполнительный комитет (сокращенно исполком) — коллегиальный орган, существовавший в Российской империи, Российской республике, РСФСР и СССР, а также на самом начальном этапе становления Российской Федерации в XX веке:

  • как орган самоуправления некоторых общественных организаций в Российской империи и Российской республике, а также в СССР (например, см. Викжедор (Викжель); исполком Красного креста);
  • как местные органы власти Временного правительства в некоторых регионах в марте-октябре 1917 года;
  • как органы государственной власти и местного самоуправления в РСФСР и СССР в 1917—1991 годах и начальном этапе становления Российской Федерации в 1990—1991 годах.

Наибольшую историческую значимость и известность получили в период советской власти, то есть после 1917 года.

Основные этапы развития института

После Февральской революции 1917 года

В результате свержения монархии в России упразднены должности губернатора, ликвидированы канцелярия губернатора, губернское правление. Исполнительная власть в административно-территориальных единицах заменена губернскими, уездными комиссарами и исполкомами Временного правительства (см., например, Нижегородский губернский исполком).

После Октябрьской революции 1917 года

После Октябрьской революции 1917 года с образованием РСФСР произошел слом старых механизмов государственного управления и политическая власть в государстве стала принадлежать Всероссийскому съезду Советов.

Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, объявивший 25 октября (7 ноября) о переходе всей власти в руки Советов, избрал Всероссийский центральный исполнительный комитет (первый председатель Каменев Л. Б., затем Свердлов Я. М., с марта 1919 года Калинин М. И.), и образовал рабоче-крестьянское правительство — Совнарком РСФСР под председательством Ленина В. И.. Председателем исполкома Петросовета стал Троцкий Л. Д.

С 1917 по 1936 год высшими органами власти на местах являлись съезды Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а в период между съездами — их исполкомы. Съезды Советов и Советы являлись представительными и распорядительными органами. Для текущей работы они создавали ответственные перед ними исполнительные комитеты. Советы избирали исполкомы из своего состава. Съезды Советов и Советы объявлялись на территории своего действия высшей властью. В период между работой съездов такой властью наделялись их исполкомы.

Ленинская теория государства и права отвергала доктрину разделения властей. Поэтому в период действия первых советских конституций с 1918 года по 1936 год высшими органами власти провозглашались съезды Советов, а в период между съездами — их исполкомы, в том числе ЦИК СССР, который, несмотря на то, что назывался исполнительным комитетом, обладал и законодательными функциями.

Только Конституция СССР 1936 года, Конституция РСФСР 1937 года и конституции других союзных республик отменили ранее существовавшие для ряда категорий граждан ограничения на право избирать и быть избранными, провозгласили всеобщее избирательное право и провели четкое разграничение компетенции Советов и их исполкомов, что сблизило советские государственные институты с иностранными формами правления. Если раньше исполнительные комитеты в период между съездами Советов являлись высшими органами государственной власти, то теперь они стали только исполнительно-распорядительными органами Советов. Они избирались советами депутатов трудящихся (народных депутатов), сроком на 2,5 года (до 1977 года на 2 года).

В период 1963—1965 годов

В соответствии с решениями ноябрьского Пленума ЦК КПСС с 1963 года все партийные органы и советский аппарат государственного управления были разделен на промышленные и сельские. Так, например каждый обком КПСС и облисполком получил дополнительное наименование «промышленный» и «сельскохозяйственный».

Данная реформа крайне негативно сказалась на всем партийном и государственном управлении и после отставки её инициатора Хрущева Н. С. была свернута. В 1965 году все партийные органы и советский аппарат вновь стали едиными органами.

После августа 1991 года

После Августовского путча 1991 года указом Президента РСФСР Ельцина Б. Н. от 22 августа 1991 г. № 75 «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации» во всех краях, областях, городах, автономных областях и округах РСФСР исполкомы Советов были заменены независимыми от Советов администрациями, а на смену председателям исполкомов пришли главы администраций:

"4.С момента назначения на должность Главы администрации считаются прекращенными полномочия исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов. Глава администрации является правопреемником соответствующего исполнительного комитета Совета народных депутатов."

Статус администраций был закреплён в Законе Российской Федерации «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» от 5 марта 1992 года N 2449-1. Таким образом, в отличие от исполкомов, система Советов, как представительных органов власти на местах, просуществовала, хотя и в условиях нарастающего конституционного кризиса до 1993 г. и была сломана в результате событий 1993 года.

Общие сведения

Свое основное историческое значение термин исполком приобрел в период 1917—1991 годов, когда являлся исполнительным и распорядительным органом краевых, областных, автономных областей, городских, районных, поселковых и сельских Совета депутатов трудящихся (народных депутатов).

Избирался на первой сессии вновь избранного Совета на срок его полномочий из числа депутатов, был ему полностью подотчетен, что гарантировало полновластие Советов, и действовал вплоть до избрания Советом нового созыва другого состава исполкома.

Как орган государственной власти, находился в двойном подчинении — как непосредственно Совету, его избравшему, так и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу (например, см. Конституция СССР 1977 года, статья 150). Для исполкомов краевых, областных, городских (республиканского подчинения) Советов, а также для исполкомов районных Советов в союзных республиках, не имеющих областного деления, а также в автономных республиках вышестоящим органом являлся Совет министров (союзной, например, Совет министров РСФСР) или автономной республики), для исполкомов других местных Советов — исполком вышестоящего Совета.

В соответствии с компетенцией исполком на заседаниях принимал решения (см. Нормативный правовой акт) и распоряжения (как разновидность ненормативных правовых актов). Исполнительный комитет не реже одного раза в год отчитывался перед соответствующим Советом, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.

Виды и структура исполкома

В соответствии с административным делением СССР, административным делением РСФСР и соответствующим административным делением других союзных республик, входивших в состав СССР, избирались:

  • исполнительный комитет краевого Совета народных депутатов (крайисполком)
  • исполнительный комитет областного Совета народных депутатов (облисполком)
  • исполнительный комитет городского Совета народных депутатов (горисполком)
  • исполнительный комитет районного Совета народных депутатов (райисполком)
  • исполнительный комитет поселкового Совета народных депутатов (посисполком) — в крупных посёлках;
  • исполнительный комитет сельского Совета народных депутатов (сельисполком) — в крупных сёлах.

Исполкомы представляли собой коллегию, включающую:

  • председателя (руководство повседневной деятельностью, подписание и опубликование принятых на заседаниях постановлений и распоряжений и др.)
  • заместителя (заместитилей) председателя
  • секретаря
  • членов исполкома (обязательным членом избирался первый секретарь местного комитета КПСС, например областного или городского).

В исполкоме региона с населением более полутора миллиона человек мог быть образован президиум в составе председателя, зампредседателей и секретаря. Аппарат исполкома включал в себя управления, комитеты (как правило в краевых, крупных областных исполкомах и исполкомах городов республиканского подчинения) или отделы, комиссии (в городских, районных, поселковых исполкомах). Структурные подразделения осуществляли руководство учреждениями, предприятиями, организациями по закреплёнными за ними сферами деятельности.

Полномочия

  • Обеспечивает созыв сессий Совета в сроки, установленные законодательством союзных республик и обеспечивает их подготовку;
  • Координирует работу постоянных комиссий Совета;
  • Оказывает депутатам содействие в осуществлении их полномочий;
  • Разрабатывает и вносит в Совет текущие и перспективные планы экономического и социального развития, бюджета, планы и проекты планировки соответствующей территории;
  • Представляет Совету отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета; организует выполнение решений Совета и вышестоящих государственных органов, наказов избирателей и информирует депутатов и население об их реализации;
  • Руководит отделами и управлениями исполкома, предприятиями, учреждениями и организациями соответствующего подчинения; назначает в период между сессиями Совета (с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии) исполняющими обязанности и освобождает от исполнения обязанностей руководителей отделов и управлений исполкома;
  • отменяет решения и распоряжения исполкомов нижестоящих Советов (только исполнительный комитет краевого, областного, окружного Совета) в случае несоответствия их закону, акты руководителей подчиненных Совету органов управления, предприятий, учреждений и организаций и (или) их руководителей; приостанавливает исполнение противоречащих законодательству актов руководителей предприятий, учреждений и организаций вышестоящего подчинения;
  • организует, реорганизует или ликвидирует предприятия, учреждения и организации на соответствующей территории, назначает и освобождает от должности их руководителей.

Кроме того, исполком вправе решать все вопросы, отнесенные к ведению соответствующего Совета (за исключением тех, которые должны решаться только на сессиях Совета), а именно:

  • проведить в жизнь политику КПСС, решений соответствующих Советов народных депутатов, их сформировавших, а также решений вышестоящих органов государственного управления;
  • руководить культурно-просветительной работой, коммунистическим воспитанием масс, социалистическим соревнованием, организацией коммунистических субботников;
  • руководить на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством;
  • обеспечивать соблюдение законов СССР и союзной республики, других актов вышестоящих органов государственной власти и управления, охрану государственного и общественного порядка, социалистической собственности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; принимает меры по совершенствованию правовой работы, в том числе на предприятиях, в учреждениях и организациях, организовывать оказание юридической помощи населению;
  • содействовать подготовке и проведению выборов депутатов Верховного Совета СССР, Верховного Совета союзной республики (например, см. Верховный Совет РСФСР), депутатов местных Советов (например, см. Моссовета, а также судей краевых, областных, городских, районных народных судов;
  • избирать краевой, областной суд, городской, районный народный суд, изменять его состав; заслушивать отчет о работе соответствующего суда; осуществлять руководство местными органами внутренних дел, осуществлять организационное (не процессуальное) руководство государственным арбитражем и государственными нотариальными конторами; коллегиями адвокатов; содействует местным органам прокуратуры в их работе;
  • обеспечивать своевременное и правильное рассмотрение и разрешение предложений, заявлений и жалоб граждан;
  • принимать в случаях и в порядке, определяемых законодательством, решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность в установленных пределах;
  • образовывать краевой, областной, городской комитет народного контроля и руководить его деятельностью;
  • содействовать трудоустройству, пенсионному и социальному обеспечению;
  • обеспечивать сохранность жилого фонда, правильность распределения жилой площади, руководить жилищно-коммунальным хозяйством и благоустройством;
  • улучшать культурно-бытовые условия жизни, обеспечивать население продовольствием и товарами народного потребления, услугами предприятий государственной и колхозно-кооперативной торговли, общественного питания, транспорта, бытового обслуживания, и проводить другие мероприятия в области социального развития;
  • обеспечивает оказание медицинской помощи и санитарно-эпидемического благополучия населения;
  • обеспечивает осуществление всеобщего обязательного среднего и профессионального образования молодежи, руководит делом дошкольного и внешкольного воспитания;
  • руководит работой по исчислению и взиманию государственных и местных налогов, контролирует соблюдение цен и тарифов;
  • осуществляет государственный контроль в области использования и охраны вод, лесов, недр, атмосферного воздуха и животного мира на территории, охрану окружающей среды.

Краевые, областные, окружные исполнительные комитеты на август 1991 года

РСФСР

Области

  • Амурский облисполком Шаблон
  • Архангельский облисполком Шаблон
  • Астраханский облисполком Шаблон
  • Белгородский облисполком Шаблон
  • Брянский облисполком Шаблон
  • Владимирский облисполком Шаблон
  • Волгоградский облисполком Шаблон
  • Вологодский облисполком Шаблон
  • Воронежский облисполком Шаблон
  • Горьковский облисполком Шаблон
  • Ивановский облисполком Шаблон
  • Иркутский облисполком Шаблон
  • Калининградский облисполком Шаблон
  • Калужский облисполком Шаблон
  • Камчатский облисполком Шаблон
  • Кемеровский облисполком Шаблон
  • Кировский облисполком Шаблон
  • Костромской облисполком Шаблон
  • Куйбышевский облисполком Шаблон
  • Курганский облисполком Шаблон
  • Курский облисполком Шаблон
  • Ленинградский облисполком Шаблон
  • Липецкий облисполком Шаблон
  • Магаданский облисполком Шаблон
  • Московский облисполком Шаблон
  • Мурманский облисполком Шаблон
  • Новгородский облисполком Шаблон
  • Новосибирский облисполком Шаблон
  • Омский облисполком Шаблон
  • Оренбургский облисполком Шаблон
  • Орловский облисполком Шаблон
  • Пензенский облисполком Шаблон
  • Пермский облисполком Шаблон
  • Псковский облисполком Шаблон
  • Ростовский облисполком Шаблон
  • Рязанский облисполком Шаблон
  • Саратовский облисполком Шаблон
  • Сахалинский облисполком Шаблон
  • Свердловский облисполком Шаблон
  • Смоленский облисполком Шаблон
  • Тамбовский облисполком Шаблон
  • Тверской облисполком Шаблон
  • Томский облисполком Шаблон
  • Тульский облисполком Шаблон
  • Тюменский облисполком Шаблон
  • Ульяновский облисполком Шаблон
  • Челябинский облисполком Шаблон
  • Читинский облисполком Шаблон
  • Ярославский облисполком Шаблон
  • Края

  • Алтайский крайисполком Шаблон
  • Краснодарский крайисполком Шаблон
  • Красноярский крайисполком Шаблон
  • Приморский крайисполком Шаблон
  • Ставропольский крайисполком Шаблон
  • Хабаровский крайисполком Шаблон
  • Автономные области

  • Адыгейский облисполком Шаблон
  • Горно-Алтайский облисполком Шаблон
  • Еврейский облисполком Шаблон
  • Карачаево-Черкесский облисполком Шаблон
  • Хакасский облисполком Шаблон
  • Автономные округа

  • Агин-Бурятский окрисполком Шаблон
  • Корякский окрисполком Шаблон
  • Коми-пермяцкий окрисполком Шаблон
  • Ненецкий окрисполком Шаблон
  • Таймырский окрисполком Шаблон
  • Усть-ордынский бурятский окрисполком Шаблон
  • Чукотский окрисполком Шаблон
  • Ханты-Мансийский окрисполком Шаблон
  • Эвенкийский окрисполком Шаблон
  • Ямало-ненецкий окрисполком Шаблон
  • АзССР

  • Нагорно-Карабахский облисполком Шаблон
  • БССР

  • Брестский областной исполнительный комитет Шаблон
  • Витебский областной исполнительный комитет Шаблон
  • Гомельский областной исполнительный комитет Шаблон
  • Гродненский областной исполнительный комитет Шаблон
  • Минский областной исполнительный комитет Шаблон
  • Могилёвский областной исполнительный комитет Шаблон
  • Минский городской исполнительный комитет
  • ГрузССР

  • Юго-Осетинский облисполком Шаблон
  • КазССР

  • Актюбинский облисполком Шаблон
  • Алма-Атинский облисполком Шаблон
  • Восточно-Казахстанский облисполком Шаблон
  • Гурьевский облисполком Шаблон
  • Джамбулский облисполком Шаблон
  • Джезказганский облисполком Шаблон
  • Карагандинский облисполком Шаблон
  • Кзыл-Ординский облисполком Шаблон
  • Кокчетавский облисполком Шаблон
  • Кустанайский облисполком Шаблон
  • Мангистауский облисполком Шаблон
  • Павлодарский облисполком Шаблон
  • Северо-Казахстанский облисполком Шаблон
  • Семипалатинский облисполком Шаблон
  • Талды-Курганский облисполком Шаблон
  • Тургайский облисполком Шаблон
  • Уральский облисполком Шаблон
  • Целиноградский облисполком Шаблон
  • Чимкентский облисполком Шаблон
  • КирССР

  • Джалал-Абадский облисполком Шаблон
  • Иссык-Кульский облисполком Шаблон
  • Нарынский облисполком Шаблон
  • Ошский облисполком Шаблон
  • Таласский облисполком Шаблон
  • Чуйский облисполком Шаблон
  • ТаССР

  • Горно-Бадахшанский облисполком Шаблон
  • Ленинабадский облисполком Шаблон
  • Хатлонский облисполком Шаблон Мирзоев Акбар
  • ТурССР

  • Балканский облисполком Шаблон
  • Марыйский облисполком Шаблон
  • Ташаузский облисполком Шаблон
  • Чарджоуский облисполком Шаблон
  • УзССР

  • Андижанский облисполком Шаблон
  • Бухарский облисполком Шаблон
  • Джизакский облисполком Шаблон
  • Кашкадарьинский облисполком Шаблон
  • Наманганский облисполком Шаблон
  • Самаркандский облисполком Шаблон
  • Сурхандарьинский облисполком Шаблон
  • Сырдарьинский облисполком Шаблон
  • Ташкентский облисполком Шаблон
  • Ферганский облисполком Шаблон
  • Хорезмский облисполком Шаблон
  • УССР

  • Винницкий облисполком Шаблон
  • Волынский облисполком Шаблон
  • Днепропетровский облисполком Шаблон
  • Донецкий облисполком Шаблон
  • Житомирский облисполком Шаблон
  • Закарпатский облисполком Шаблон
  • Запорожский облисполком Шаблон
  • Ивано-Франковский облисполком Шаблон
  • Киевский облисполком Шаблон
  • Кировоградский облисполком Шаблон
  • Крымский облисполком Шаблон
  • Луганский облисполком Шаблон
  • Львовский облисполком Шаблон
  • Николаевский облисполком Шаблон
  • Одесский облисполком Шаблон
  • Полтавский облисполком Шаблон
  • Ровенский облисполком Шаблон
  • Сумской облисполком Шаблон
  • Тернопольский облисполком Шаблон
  • Харьковский облисполком Шаблон
  • Херсонский облисполком Шаблон
  • Хмельницкий облисполком Шаблон
  • Черкасский облисполком Шаблон
  • Черниговский облисполком Шаблон
  • Черновицкий облисполком Шаблон
  • Упраздненные

  • Кулябский облисполком Шаблон
  • Курган-Тюбинский облисполком Шаблон
  • Великолукский облисполком Шаблон
  • Грозненский облисполком Шаблон
  • Нижнеамурский облисполком Шаблон
  • Уссурийский облисполком Шаблон