Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




06.12.2021


06.12.2021


06.12.2021


06.12.2021


04.12.2021





Яндекс.Метрика

Сарама

20.10.2021

Сарама (санскр. सरमा, «быстрая») — персонаж древнеиндийской мифологии, сука богов (санскр. देवशुनी, IAST: devashunī). Впервые упоминается в Ригведе (X 108, 2, 4), где она помогает Индре вернуть коров, украденных демонами Пани. Эта легенда излагается во многих более поздних священных текстах индуизма, в которых Сарама обычно описывается как собака Индры. Краткие эпизоды с участием Сарамы присутствуют в нескольких частях Махабхараты и в отдельных Пуранах. В Ригведе Сарама ещё не называется божественной сукой, но в ведийской мифологии она уже обычно имеет природу собаки. В более поздних мифах Сарама выступает матерью двух чудовищных четырёхглазых псов Шарбаров (они же называются «Сарамея», что буквально означает «потомок Сарамы» или «собака»), охраняющих царство бога смерти Ямы. В гимне РВ X.14, посвящённом Яме и содержащем напутствие умершему, они описываются следующим образом:

10. Спеши мимо двух псов, потомков Сарамы (sarameyau — дв. ч.),
Четырёхглазых, пятнистых…
11. Два твоих пса, о Яма, — сторожа,
Четырёхглазые, стерегущие путь, надзирающие за людьми…
12. Два похитителя жизни, с широкими ноздрями, рыжеватые (?),
Два вестника Ямы, бродят они среди людей…

Согласно Бхагавата-пуране, Сарама является прародительницей всех диких животных.

В Махабхарате

В начале первой книги Махабхараты — Адипарвы — описывается избиение братьями царя Джанамеджаи сына Сарамы во время змеиного жертвоприношения на Курукшетре. Пёс с визгом и жалобами прибегает к своей матери, после чего та отправляется к царю и говорит ему, что, поскольку её сын был избит безвинно, то Джанамеджаю постигнет непредвиденное несчастье. Джанамеджая огорчается и начинает усиленно разыскивать подходящего домашнего жреца, который смог бы устранить действие его грехов.

Во второй книге Махабхараты — Сабхапарве — Сарама упоминается в числе богов, поклоняющихся Брахме в его дворце собраний.

В третьей книге Махабхараты — Араньякапарве — Маркандея упоминает Сараму в числе матерей бога войны Сканды, которые, являясь во множестве обличий, уничтожают человеческих детёнышей, пока те не достигнут шестнадцатилетнего возраста. По словам Маркандеи, божественная праматерь собак Сарама убивает человеческое дитя ещё в материнском чреве.

В семнадцатой, предпоследней, книге Махабхараты — Махапрастханикапарве — Сарама не фигурирует, однако важнейшую роль в этой части древнеиндийского эпоса играет собака, которая в конце повествования оказывается богом справедливости Дхармой.