Илья Дмитриевич Сургучёв (1881—1956) — русский прозаик, драматург, публицист, литературный критик, мемуарист.
В литературе начинал как реалист, но постепенно отказался от реалистического стиля.
Биография
Родился 16 (28) февраля 1881 года в семье Дмитрия Васильевича Сургучёва, разбогатевшего на торговле крестьянина из Калужской губернии, и его супруги Соломониды Петровны, дочери отставного унтер-офицера. Детство и юность прошли в городе Ставрополе, где отец Ильи Сургучёва, со временем ставший купцом 2-й гильдии, владел лавками в Старом гостином ряду и на Александровской площади, а также гостиницей «Калужское подворье».
Окончил с отличием в 1901 году Ставропольскую духовную семинарию, а в 1907 году — факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета (по специальности синолог), где изучал монгольский язык и словесность.
Писать он [Сургучёв] стал ещё будучи гимназистом, и рассказы начинающего прозаика публиковала ставропольская газета «Северный Кавказ». Первой своей серьёзной вещью писатель считал повесть «Из дневника гимназиста» (1898), напечатанную там же под псевдонимом И. Северцев.
— Егорова Л. П. «Илья Сургучёв» (2004)
Был одним из организаторов издания в Ставрополе сборника «Наш альманах», журналов «Ставропольский Сатирикон», «Сверчок». В этот период также занимался общественной деятельностью: был гласным Ставропольской городской Думы, председателем железнодорожной комиссии.
В 1905 году стал сотрудником «Северного Кавказа», а в 1909 году, после переименования газеты в «Наш край», возглавил её редакцию. Печатался в журнале «Пробуждение».
Первый сборник рассказов вышел в петербургском издательстве «Знание» в 1910 году. В 1912 году, при содействии Максима Горького, в том же издательстве было опубликовано основное произведение Сургучёва — роман «Губернатор», «герой которого, старый боевой генерал, с годами осознает моральное и духовное крушение существующих устоев общества». Прототипом главного персонажа стал ставропольский губернатор Николай Егорович Никифораки. Горький охарактеризовал этот роман как «весьма значительную вещь», а его автора назвал «большим поэтом».
В 1915 году, по заказу Константина Сергеевича Станиславского, Сургучёв написал для Московского Художественного театра пьесу «Осенние скрипки», впоследствии получившую большое признание. Пьеса была переведена на несколько языков для постановки в ряде европейских театров, а также экранизирована в США под названием «Женщина опасного возраста».
Революцию 1917 года Сургучёв не принял, воспринимая её «как своеобразное „искушение“, которому поддался русский народ» и, одновременно, как «страшную психическую болезнь», порождающую насилие. Примкнув к белому движению, в 1918—1919 годах сотрудничал с ОСВАГом. В 1920 эмигрировал в Константинополь, затем, в 1921 году, переехал в Прагу, а летом того же года — в Париж.
За рубежом печатался в журналах «Жар-Птица» и «Сполохи» (Берлин), газете «Огни» (Прага) и других изданиях. В 1922—1930 годах являлся соредактором журнала «Воля России».
К наиболее известными произведениями, созданным Сургучёвым в эмиграции, относятся пьеса «Реки Вавилонские» (1922), «Эмигрантские рассказы» (1927), повесть «Ротонда» (1928), этюды об Иване Сергеевиче Тургеневе и Гюставе Флобере, мемуары.
В 1940 году в оккупированном немецкими войсками Париже начало свою деятельность объединение русских деятелей культуры и искусства («Сургучёвский союз писателей»). Сургучёв был избран председателем сразу двух его секций — писателей и журналистов и драматической.
Во время Второй мировой войны публиковался в газете оккупационных властей «Парижский вестник» и берлинском «Новом слове». Как отмечает исследователь литературного наследия И. Д. Сургучёва, доктор филологических наук Александр Алексеевич Фокин, именно публикации в «Парижском вестнике», где «печаталась официальная фашистская пропаганда», «наложили „прогитлеровский“ отпечаток на репутацию писателя».
Был организатором и руководителем парижского «Театра без занавеса», существовавшего с 1942 по 1944 год (происхождение его названия связано с тем фактом, что первоначально спектакли проходили в зале парижской консерватории, не имевшем сценической площадки).
В августе 1945 года Сургучёв был обвинен в сотрудничестве с нацистскими властями и шесть месяцев провёл в тюрьме парижского пригорода Френ, пока велось расследование. В 1946 году решением суда освобождён из заключения.
Французские власти <…> в антибольшевистских (а не «антирусских») выступлениях Сургучёва не нашли ничего слишком предосудительного. Шумного процесса по «делу Сургучёва» не получилось. <…> Доказать его сотрудничество с немцами так и не смогли, а из тюрьмы вскоре тихо выпустили.
— Фокин А. А. «Илья Дмитриевич Сургучёв: проблемы творчества» (2006)
В последние годы жизни печатался в парижском журнале «Возрождение», издаваемом с 1949 года.
В 1953 году в Париже было опубликовано одно из наиболее значимых произведений Сургучёва, написанных за рубежом, — повесть «Детство императора Николая II». Последним его рассказом стал «Китеж» (1956), посвящённый городу Ставрополю, который писатель сравнил с легендарным Китежем — «городом-миражом, городом-сказкой, городом-воспоминанием».
2 ноября 1956 года Сургучёв был доставлен в парижский госпиталь Божон, где 19 ноября того же года скончался.
Похоронен на «русском» кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в предместье Парижа. На могиле писателя установлен бюст, изготовленный по эскизу армянского скульптора Акопа Маркаровича Гюрджяна, а на могильной плите начертаны слова из пьесы «Осенние скрипки»: «флейты весны, трубы лета».
Память
С 1994 года в Ставропольской краевой универсальной научной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова проводятся ежегодные Сургучёвские губернские чтения.
2006 год в Ставропольском крае был объявлен Годом Сургучёва.
В 2007 году в честь Сургучёва названа одна из улиц его родного города. В том же году на доме-усадьбе «Калужское подворье» в Ставрополе установлена мемориальная доска.
В 2017 году имя писателя присвоено школе № 4 города Ставрополя, в здании которой располагалось Ставропольское духовное училище, где в 1891—1895 годах учился И. Д. Сургучёв, а в 2006 году в память о нём был открыт школьный музей. Впоследствии, в 2021 году, школу лишили имени писателя.
Сочинения
- Рассказы, В 2-х тт., 1910—1913
- Губернатор, 1912 (роман)
- Торговый дом, 1913 (пьеса)
- Осенние скрипки, 1915 (пьеса)
- Песни о любви, 1915 (повесть)
- Полтораста строк, «Пробуждение», № 2, 1909 (рассказ)
- Рассказы. М., 1916
- Преддверие, 1917
- Большевики в Ставрополе. Ростов-на-Дону, 1919. 32 с.
- Реки Вавилонские // «Современные записки», Paris, № 11, 1922 (пьеса)
- Эмигрантские рассказы, 1927
- Ротонда, 1928 (повесть)
- Детство императора Николая II, 1953 (повесть)
- За Чахохбили // «Грани», Frankfurt/M., № 20, 1953 (сцена из пьесы)
- Неиспользованная тема // «Возрождение», Paris, № 32, 1954
- Чёрная тетрадь // «Возрождение», № 37-38, 1955
- Сургучёв И. Д. Европейские силуэты / Сост. А. Г. Власенко и А. А. Фокина; ред., предисл., коммент. М. Г. Талалая. — СПб.: Росток (ООО «Полиграф»), 2017. — 492 с. — (Неизвестный ХХ век). — ISBN 978-5-91868-018-6.
- Сургучёв И. Д. «И наши души все-таки поют». Пьесы и театральная критика эмигрантского периода / сост., подг. текстов, коммент. и науч. ред. А. Г. Власенко, А. А. Фокина; отв. ред. М. Г. Талалай. — СПб.: Алетейя, 2021. — 826 с. — ISBN 978-5-00165-265-6.