M-346 — современный итальянский учебно-тренировочный самолёт (УТС). Первоначально разрабатывался совместно российским ОКБ им. А. С. Яковлева и итальянской L’Alenia Aermacchi. Из-за разногласий с итальянским партнёром совместная разработка на завершающем этапе прекратилась. Каждая из компаний получила документацию на базовую версию будущего самолёта (планер), после чего выпустили собственные варианты самолётов: Aermacchi построили УТС M-346, а ОКБ им. Яковлева — учебно-боевой самолёт Як-130. За L’Alenia Aermacchi остались права на дистрибуцию и маркетинг самолёта во всём мире, за исключением СНГ (включая Россию).
После постройки двух прототипов третий предсерийный образец M-346 LRIP00 поднялся в воздух с аэродрома Венегоно в понедельник, 7 июля 2008 года. Был представлен на международном авиасалоне в Фарнборо июле 2008 года.
Применение в его конструкции композитных материалов и титана позволило уменьшить массу на 700 кг по сравнению с исходным прототипом, что улучшило характеристики аппарата.
Самолёт предназначен для углублённой лётной подготовки пилотов и способен развивать скорость до 1060 км/час. На M-346 установлено два турбовентиляторных двигателя Honeywell F124-GA-200. В состав оборудования самолёта входят три цветных дисплея в кабине пилотов, комплект БРЭО Alenia Difesa, катапультируемое кресло Martin Baker/SICAMB: Mk.16. В боевой версии способен нести нагрузку массой до 3000 кг на 9 узлах подвески.
Технические характеристики
Источник данных: официальный сайт Leonardo
- Экипаж: 2 человека
- Длина: 11,49 м
- Размах крыла: 9,72 м
- Высота: 4,76 м
- Площадь крыла: 23,52 м²
- Масса пустого: 4610 кг
- Нормальная взлётная масса: 6700 кг
- Максимальная взлётная масса: 9500 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 1875 кг
- масса топлива в ПТБ: 3 ПТБ × 465 кг
- Объём топливных баков:
- внутренних: 2335 л
- ПТБ: 3 × 580 л
- Силовая установка: 2 × ТРДД Honeywell F124-GA-200
- Тяга: 2 × 2850 кгс
- Максимальная скорость: 1060 км/ч
- Практическая дальность:
- со 100 % топлива: 2000 км
- с 3 ПТБ: 2700 км
- Практический потолок: 13 700 м
- Скороподъёмность: 112 м/с (6705 м/мин)
- Нагрузка на крыло: 285 кг/м²
- Тяговооружённость: 0,84
- Длина разбега: 420 м
- Длина пробега: 550 м
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: -3/+8 g
- Точки подвески: 9
- Боевая нагрузка: 3000 кг
На вооружении
- Италия — 22 единицы, по состоянию на 2020 год
- Сингапур — 12 единиц, по состоянию на 2016 год
- Израиль — 30 единиц по состоянию на 2016 год. Все 30 самолётов были заказаны в 2012 году
- Польша — 12 единиц в эксплуатации по состоянию на 2021 год. Ещё 4 самолёта заказано.
- Азербайджан – ВВС Азербайджана заказали неизвестное количество самолётов M–346, модификации заказанных машин также пока неизвестны.
- Туркмения – ВВС Туркмении заказали 4 самолёта в модификации M–346FA и 2 самолёта в модификации M–346FT.
Лётные происшествия
18 ноября 2011 года прототип, который участвовал в показе на «Дубай Эйршоу», разбился после отлёта из Дубая в Италию.
11 мая 2013 года ещё один самолёт разбился спустя 20 минут после взлёта из-за неполадок с двигателем.
Сравнение с аналогами