Дой-пак (фр. Doypack) — особый вид гибкой упаковки, представляющей собой пластиковый пакет с донышком, что позволяет упаковке в наполненном виде стоять вертикально. Принципиальной особенностью дой-пака является многошовная (от 1 до 5) конструкция с гибким дном. Своё название данный вид упаковки получил по имени своего создателя Луи Дуайена (фр. Louis Doyen) от сокращенного Doyen Packaging.
История
Конструкция была изобретена в 1963 году Луи Дуайеном (фр. Louis Doyen), руководителем французской компании Thimonnier, которой принадлежат права на торговую марку «Doypack». В те годы европейские производители не сумели оценить новшество по достоинству, поэтому дой-пак, как бренд, остался закреплённым за компанией Thimonnier, а патент на изготовление упаковки она продлевать не стала. Таким образом, технология изготовления дой-паков стала общедоступной. Японские производители упаковки развили и усовершенствовали технологию: помимо чисто полимерных дой-паков, началось производство дой-паков фольгированных, с комбинированными слоями, что положительно сказывалось на прочности новых пакетов и сроках хранения продукции. Дой-паки быстро стали популярны сначала в Японии, а вскоре после этого и по всему миру.
Применение
Фисташки упакованные в зип-пакетДой-пак является плоским пакетом со складкой внизу. Когда пакет наполняется содержимым, складка раскрывается, и у пакета образуется ровное широкое основание, позволяющее дой-паку стоять. Дополнительную жёсткость, благодаря которой дой-пак можно ставить вертикально, данному виду упаковки придают конструктивные особенности сварных швов. Дой-пак служит для ручного или автоматизированного упаковывания различных пищевых продуктов (кофе, чая, приправ, сухофруктов, соков, майонеза, конфет и т. д.), а также любых других неагрессивных субстанций (семян, химических средств, табака и т. д.).
Преимущества дой-пака:
- в отличие от стеклотары, его невозможно разбить;
- дой-пак обладает минимальным собственным весом по отношению к весу продукта;
- дой-паки можно изготавливать не только из пластика;
- возможно использование струнного замка («зип-лок») или пробки, что значительно продлевает сроки хранения содержимого открытого пакета;
- сравнительно низкая цена изготовления ввиду изначально недорогих исходных материалов.
На сегодняшний день компания изобретателя дой-пака оценивает ежегодное производство дой-паков в 40 миллиардов штук.
Типы дой-паков
- Пакет со вставным круглым дном
- Пакет с усиленной кромкой
- Пакет с фальцованным днищем
В конце 2000-х компания «Calvé» сделала упаковку, являющийся гибридом бутылки и дой-пака. Реклама утверждала, что кетчуп или майонез легко выдавливать и видеть уровень оставшегося содержимого. Однако в 2011 году Calvé вернулась к стандартным дой-пакам.