Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




22.07.2021


21.07.2021


21.07.2021


21.07.2021


20.07.2021





Яндекс.Метрика

Нахские народы

26.06.2021

Нахские народы — этноязыковая общность, которая в современном кавказоведении объединяет ингушей (галгай) и чеченцев (нохчий) в России, а также бацбийцев (бацби) и кистинцев (кисти) в Грузии. Этноним введён в научный оборот лингвистами для обозначения носителей нахских языков и мог быть придуман учёными, однако, существует мнение, что он зародился в народной среде издревле. Также распространяется и на исторических носителей нахских языков — все локальные этно-территориальные группы (тукхумы/шахары, тайпы/фамилии, гары, некъе, ца/фамилии и др.), сформировавшие выше перечисленные этносы, и некоторые отдельные этногруппы — аккинцев (аккий), малхистинцев (мелхи), орстхойцев (орстхой) и других, также ставших компонентами в этногенезе современных ингушей и чеченцев.

Название

Терминология кавказоведения в Российской империи и первые десятилетия Советской власти имела некоторые отличия от современной. Исследователи объединяли всю этноязыковую общность аккинцев, бацбийцев, ингушей, кистинцев, орстхойцев, чеченцев и других под некорректным наименованием чеченцы или, реже, кисты. В современной науке для этой общности используют термин нахские народы и/или народности, этногруппы. Начиная с последних десятилетий XX века наименование нахские народы иногда употребляется синонимично с вайнахами/вейнахами. Оба термина, введены в научный оборот лингвистами, и, вероятно, были придуманы учёными. Однако, существует мнение, что они зародились в народной среде и издревле использовались нахами. Начиная с 1970-х годов, в лингвистическом понимании более верно объединять под термином нахские народы всех носителей нахских языков, а под вайнахами — только носителей вайнахских языков (ингушей, чеченцев и других), исключая носителей бацбийского языка (бацбийцев).

Общие сведения

Этно-социальная иерархия

Как и многие народы на определённом этапе своего развития, нахи использовали сложную систему названий для существовавших в их среде форм родственных, территориальных, социальных и военных объединений. Нахская структура таких объединений состояла из групп разной численности и статуса, включая доьзал («моногамная семья») → ца («люди одного дома») → некъи («люди одной дороги») → гары («люди одной ветви») → вар (род) → тайп. В середине XX века ряд исследователей разработали некую классификацию, согласно которой большая часть тайпов образовывала своеобразные союзы — тукхумы (у чеченцев сначала их было выделено 8, потом 9) и шахары (у ингушей 6—7). Классификация была сложной и запутанной, часть тайпов могла входить и в чеченские тукхумы, и в ингушские шахары (например, орстхойские тайпы), а часть могла не входить ни в один союз (например, тайп нашхойцев). Согласно примерным подсчётам, в середине XIX века насчитывалось около 135 тайпов чеченцев, 1/4 из которых исследователи не смогли отнести к какому-либо тукхуму и около 50 тайпов ингушей.

Сегодня считается, что тукхум и шахар — это дефиниции для обозначения региона или племени. В начале 1930-х годов, когда советская этнографическая наука делала первые шаги по изучению форм социальной организации народов Кавказа, для обозначения регионов Чечни, в научный оборот был введен термин тукхум, как синоним «племени», несколько позднее добавили термин шахар. Возможно, что под этими терминами надо понимать не родственные группы, а территориальные подразделения племён. Российский и советский учёный и правовед Б. К. Далгат предлагал исключить из оборота дефиницию тукхум как синоним племени или рода, а ещё лучше вообще устранить. В связи с неоднозначным пониманием старинной нахской системы названий различных форм нахских объединений, ещё с XIX века в российском кавказоведении применительно к таким объединениям использовался термин вольное общество или просто общество (термин применяется не только для нахских народов). Происхождение и формирование всех нахских народов и народностей неотделимо от истории их самобытных объединений — обществ.

Религиозные объединения

Важнейшим фактором формировавшим историю северокавказского региона являлось укрепление здесь ислама, среди нахского населения представленного, в основном, суннизмом суфийского толка. На религиозной почве значительное влияние получили религиозные объединения — вирды. Эти духовные братства возникли на основе тарикатов (суфийские ордена), наиболее распространённые среди нахов — кадирия и накшбандия. Например, Глава ЧР Р. А. Кадыров культивирует в Чечне кадирийское течение хаджи-мюридизма и относит себя к вирду последователей шейха Кунта-хаджи Кишиева, а депутат ГД РФ А. Д. Делимханов является последователем этого же тариката и течения, но уже относится к другому вирду — последователей шейха Бамат-Гирей-хаджи Митаева. Всего вирдов в ЧР насчитывается 7 кадирийского и 22 накшбандийского тарикатов. Также среди современной чеченской молодежи немало вообще не приемлющих суфизм.

Этническая принадлежность

В дореволюционный период исследователи императорской России относили нахов (в терминологии тех лет для всех нахоязычных этногрупп использовалось название чеченцы) к, так называемой, кавказской народности восточно-горской группы.

Расселение и численность

Согласно ЭСБЕ, до Кавказской войны (1817—1864) нахские народности и этногруппы проживали на территории между реками Сунжа, Аксай и Кавказскими горами. После войны, и в дальнейшем, на рубеже XIX и XX веков, они проживали «перемѣшанно съ русскими и кумыками въ Терской области, къ востоку отъ осетинъ, между Терекомъ и южной границей области, от Дарьяла до истока р. Акташа».

Этническая история

Также военный фактор сказался на истории нахов — Северный Кавказ всегда оставался узлом сложных проблем для захватившей его России, а нахские народы отличались особым упорством в борьбе за независимость. Область расселения нахских народов в средневековье — западная часть горной системы Восточного Кавказа.

Республика Ингушетия Чеченская Республика Республика Северная Осетия А л х а н ч у р т с к а я д о л и н а Т е р с к и й х р е б е т С у н ж е н с к а я д о л и н а Территория расселения нахских этногрупп в период Средневековья (совр. карта Чеченской Респ. и Респ. Ингушетия с указанием административного
деления на районы)
.
— селения общества Акки (обл. Акка), — селения общества Галай (обл. Галайн-Чож), — селения общества Мержой (обл. Мержа),
— селения общества Хевхарой (обл. Хевха), — селения общества Цечой (обл. Цеча), — селения общества Ялхарой (обл. Ялхара).

Грузинское влияние

Издревле нахские и грузинские (тушины, хевсуры) горцы заимствовали друг у друга предметы материальной культуры (напр., горное пахотное орудие), навыки в строительстве (напр., технологии возведения жилых и боевых башен, планировку жилищ), приёмы в ведении сельского хозяйства (напр., создание искусственных земельных участков-террас и особенности скотоводства). Грузины заимствовали у северокавказцев некоторые элементы одежды, много общего обнаруживается у нахов и грузин в музыке, танцах и особенно в песенном творчестве. С взаимовлиянием культур связана общность ряда социальных институтов, схожие праздники (напр., торжество связанное с сенокосом), постоянный обмен этническими элементами (напр., сохранилось предание о происхождении нахского общества малхистинцев от грузинского общества хевсур). Засвидетельствованы нахско-грузинские языковые параллели, подтверждающие взаимообогащении языков, сохранились эпиграфические памятники — ряд надписей на грузинском языке на плитах храма Тхаба-Ерды (совр. Горная Ингушетия), на стенах нахских склепов и других построек. В X—XIII веках из Грузинского царства в земли горцев распространялось христианство, строились христианские храмы с использованием местной строительной техники. В этот период возведённый, вероятно, грузинами храм Тхаба-Ерды, служил местом встречи соседних народов для решения спорных дел по обычному праву.

С XII—XIII веков границы грузинской феодальной монархии начали значительно расширяться, она стала одним из крупнейших и влиятельных государств Закавказья. Также устанавливались тесные отношения Грузинского царства с Северным Кавказом, особенно с ближайшими соседями — нахами, осетинами и народами Западного Дагестана. В приграничных с Грузией горных северокавказских районах заметное влияние оказывала национальная грузинская культура (в отличие от предыдущих эпох с начала XIII в. преобладающее влияние на нахский язык оказывал грузинский, в свою очередь, в картвельские языки проникали слова из горских языков Северного Кавказа), поддерживались торговые и экономические связи (получила широкое распространение грузинская медная монета, однако, в основном, торговля между северокавказскими горцами и их ближайшими соседями была меновой). Цари Грузии, занятые бесконечными внешними и внутренними войнами, обращались за военной помощью к горцам Северного Кавказа, наряду с осетинами, горцами Дагестана, представители нахских племён также служили в войсках Баграта IV, Давида Строителя, Георгия III, Тамары и других. В 30-х годах XIII века, в период неоднократных вторжений в Грузию Джалал-ад-Дина, они также оказывали посильную помощь Грузии. С XV века, после распада Грузинского царства, соседствовать с некоторыми приграничными нахскими обществами стало Кахетинское царство, продолжающее оказывающее на горцев определённое влияние.

На сегодня известно, что ряд нахских обществ находились в вассальной зависимости от грузинской феодальной монархии. Для пограничных с Грузией нахских обществ отношения с грузинской феодальной монархией были различны — иногда зависимые, полузависимые или вообще независимые, точно не установлено, однако, вероятно, что внутреннее управление в нахских обществах осуществляли органы сельской общины.

XVI—XVII века

Сведения о нахах в XVI—XVII веках отрывочно дают грузинские источники и источники дагестанского происхождения. Больше свидетельств известно из документов Русского царства — донесений (старорусск. отписок) воевод Терского города в Посольский приказ Москвы и Приказную палату Астрахани. В русских источниках упоминаются по разным поводам и под разными названиями те или иные, так называемые, горские люди и горские землицы. Иногда встречаются целые списки их, давая варианты названий, довольно устойчивые в документах разных годов, таким образом намечая круг кавказских племенных объединений, находившихся в сфере влияния администрации Терского города и состоявших в более или менее постоянных с ними отношениях. Именно нахские племена и территории среди списков горских людей и землиц впервые упоминаются в 1580-е годы.