Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




22.07.2021


21.07.2021


21.07.2021


21.07.2021


20.07.2021





Яндекс.Метрика

Саваоф

13.06.2021

Саваоф (дорев.орф. Саваоѳ; ивр. ‏צבאות‏‎, Цеваот, мн. число от ивр. ‏צבא‏‎, цава — воинство, войско; «Господь Воинств») — один из титулов Бога в иудейской и христианской традициях, упоминаемый в Танахе (Ветхом Завете) с Первой книги Царств (1 Цар. 1:3), а также в Новом завете — в Послании Иакова (Иак. 5:4) и в Послании к Римлянам (Рим. 9:29). Это имя может означать как «Иегова воинств». В книге пророка Захарии говорится о Господе Саваофе.

Суть понятия

В отличие от других титулов, титул Саваоф выдвигает особенно свойство всемогущества, образ которого заимствован от воинства. Название это не встречается в древнейших книгах Библии, но оно часто употребляется у пророков и в псалмах (в русском переводе — «Господь Саваоф», в оригинале — «Яхве (Иегова) Цеваот»). Ввиду того, что это название заимствовано от воинства, некоторые видят в Саваофе просто «Бога войны»; но это мнение опровергается уже тем фактом, что обращение Саваоф совсем ещё не употребляется в то время, когда еврейский народ развивал свою высшую воинственную деятельность (при завоевании Ханаана), и, напротив, часто употребляется в ту эпоху, когда воинственность давно уступила место мирному развитию. Правильнее видеть в этом термине идею Бога как всемогущего Владыки всех сил неба и земли, так как, по Библейскому представлению, звезды и другие космические явления — тоже своего рода «воинства небесные», повелитель которых есть Бог, как Иегова Саваоф — «Господь сил» (1Цар. 17:45; Пс. 23:10, Ис. 1:24 и др.).

По другим данным, идея Бога в иудаизме развивалась от представления о последнем, как племенном покровителе, приносившем избранному народу военные победы и Землю обетованную, — отсюда и название саваоф, — к трансцендентной сущности, наполняющей собой всю вселенную. По мнению Рудольфа Отто, об этом изменении говорит восклицание серафимов «Свят, свят, свят», что в переводе с древнееврейского означает «Иной, иной, иной!»:

Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

— Ис. 6:2-3

Древний христианский гимн «Свят, свят, свят», используемый и в католической, и в православной церкви, славословит Святую Троицу как Саваофа. В русском православии с XVI века имя «Саваоф» используется для подписания образа Бога Отца на иконах.

В каббале Саваоф (Цваот) раскрывается как одно из 10 Священных Имён Творца, упоминаемых в Торе (Зоар, Ваикра п. 156-177), которое соответствует сфиротам нецах и ход.

В культуре

  • «Очарованный странник» (1873) — повесть Н.С. Лескова;
  • «Бог Саваоф» (1896) — картина В.М. Васнецова;
  • «Саваоф» (1908) — стихотворение И.А. Бунина;
  • «Саваоф» (1909) — стихотворение К. Д. Бальмонта;
  • «Пришествие» (1917) — стихотворение С.А. Есенина;
  • «Нощь и поле» (1917) — стихотворение С.А. Есенина;
  • «Толпы, толпы, как неуемные...» (1918) — стихотворение А.Б. Мариенгофа;
  • «Русь Бесприютная» (1924) — стихотворение С.А. Есенина;
  • «Случай Чарльза Декстера Варда» (1927) — повесть Г.Ф. Лавкрафта;
  • «Искусство» (1930) — стихотворение Н.А. Заболоцкого;
  • «Небесное воинство» (1937) — кантата Бенджамена Бриттена;
  • «Мой брат» (1986) — композиция Игоря Талькова;
  • «Саваоф» (2014) — композиция рок-группы «Пастырь».
  • «Moon over Sabaoth» (2020) — композиция метал-группы «Draconian».