Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




03.08.2021


03.08.2021


03.08.2021


01.08.2021


30.07.2021





Яндекс.Метрика

Россия и Европейский союз

22.04.2021

Ныне действующее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) Евросоюза и России было подписано в 1994 году.

Начиная с 2014 года в связи с событиями на Украине Евросоюз свернул контакты и сотрудничество с Россией и российскими организациями (см. #Украинский кризис и санкции Евросоюза в отношении России).

История

25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 года — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря 1997 года). Первое заседание Совета сотрудничества ЕС—Россия состоялось в Лондоне 27 января 1998 года.

Сферы сотрудничества

Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):

  • экономического;
  • внутренней безопасности и правосудия;
  • внешней безопасности;
  • науки и образования.

Идею общеевропейского экономического пространства предложил Романо Проди на саммите ЕС — Россия (2001). Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зоны свободной торговли.

В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.

Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.

В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учётом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий. Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. Следует, однако, иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта.

Евроинтеграция России

Вопросы, касающиеся евроинтеграции России (в частности, введения безвизового режима и создания единого экономического пространства), находились на повестке дня лишь до начала украинского кризиса 2013—2014 годов. В дальнейшем, после присоединения Крыма к России и начала вооружённого конфликта на востоке Украины, гораздо более актуальными стали вопросы, относящиеся к взаимным экономическим и политическим санкциям.

Безвизовый режим

27 августа 2002 г. президент России Владимир Путин направил в адрес председателя Европейской Комиссии и глав государств-членов ЕС послание по проблематике жизнеобеспечения Калининградской области в свете планов расширения ЕС, в котором было предложено рассмотреть вопрос о переходе в перспективе на безвизовый режим взаимных поездок. Это послание явилось официальным началом обсуждения вопроса о безвизовых поездках граждан России и стран Евросоюза. На заседании Совета ЕС в Брюсселе 30 сентября 2002 г. было принято решение рассмотреть отдельно в качестве долгосрочной перспективы вопрос о возможности установления с Россией безвизовых отношений.

Первоначальные оптимистические заявления о перспективе перехода к безвизовому режиму, однако, через несколько лет сменились более осторожными комментариями, а в 2010 году верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон на пресс-конференции в Москве заявила, что Евросоюзу и России ещё далеко до введения безвизового режима.

6 марта 2014 года главы государств и правительств ЕС приняли совместное заявление по Украине, в котором, в частности, заявили о приостановке переговоров с Россией о визах.

Единое экономическое пространство

В октябре 2010 года на российско-германско-французском саммите в Довиле был согласован план действий, по которому через 10—15 лет Россия и Евросоюз могли бы представлять собой единое экономическое пространство — без виз и с общей системой безопасности.

25 ноября 2010 года в статье для немецкой газеты Süddeutsche Zeitung премьер-министр России Владимир Путин предлагал ЕС создать экономический альянс на территории от Владивостока до Лиссабона, что могло бы способствовать экономическому освоению сибирских и дальневосточных территорий России:

«По словам Путина, кризис показал, что экономики ЕС и России являются уязвимыми. Россия, пишет премьер, всё ещё сильно зависит от сырьевого рынка. Среди минусов Европы Путин назвал деиндустриализацию экономики, которая приводит к потере позиций ЕС на рынке, в том числе и на рынке высокотехнологичных товаров. Чтобы изменить ситуацию, считает премьер, необходимо чётко использовать плюсы обеих экономических систем — России и ЕС. Россия может предложить Европе ресурсы, Европа России — инвестиционный капитал, новые технологии»…

Отношение к вступлению России в ЕС

По данным опроса общественного мнения, проведённого в ноябре 2013 года, более трети россиян (38 %) желали вступления своей страны в Европейский Союз. 40 % были против вступления. При этом около половины россиян считали, что отношения между Россией и ЕС — дружеские. Чаще всего за вступление России в ЕС высказываются респонденты с высшим образованием и россияне младше 29 лет.

В качестве аргументов за вступление в ЕС опрошенные россияне называют:

  • рост российской экономики;
  • интеграция в мировое экономическое пространство;
  • поступление инвестиций;
  • улучшение благосостояния россиян;
  • отмена визового режима с ЕС;
  • укрепление взаимоотношений со странами Европы;
  • превращение России в более цивилизованную страну;
  • повышение авторитета России в мире;
  • укрепление безопасности и стабильности.

А в качестве аргументов против вступления в ЕС опрошенные россияне называют:

  • попадание в зависимость от стран Европы;
  • обнищание жителей страны;
  • падение уровня производства;
  • рост инфляции;
  • потеря рынков сбыта, в том числе внутренних рынков;
  • эксплуатация ресурсов страны;
  • подавление и вытеснение российской культуры.

Проблемы

Переговоры по переводу в практическую плоскость деклараций о стратегическом партнёрстве, предусмотренном Соглашением 2005 года, продвигались медленно. Наибольших успехов стороны достигли в формировании общего экономического пространства.

Расширение ЕС, осуществлённое в 2004 году, вызвало к жизни новые проблемы, при этом отношения с Россией были низведены Евросоюзом до ранга отношений с так называемыми государствами «непосредственного соседства», куда также попали страны Северной Африки, Украина, Молдавия, Грузия и т. д.

С расширением ЕС в 2004 году негативное отношение к России в штаб-квартире ЕС усилилось. Показательной стала проведённая 10 октября 2004 встреча глав МИД 11 стран — членов ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Швеция, Финляндия и Австрия), на которой было выдвинуто требование поднять роль «малых стран» во внешней политике ЕС, а более конкретно — ужесточить политику ЕС в отношении России.

В 2009 году Евросоюз приступил к осуществлению нового проекта «Восточное партнёрство», имеющего основной заявленной целью развитие интеграционных связей с шестью странами бывшего СССР: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной.

В России полагают, что данный проект бросает вызов российским интересам на постсоветском пространстве, ведёт к подрыву геополитического влияния России в Восточной Европе и укреплению здесь позиций ЕС, а в перспективе — к окончательной дезинтеграции постсоветского пространства.

Претензии России к ЕС касаются:

  • предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнёрство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств;
  • неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;
  • ущемления прав крупных русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии; отсутствия поддержки русского языка в ЕС;
  • политики сдерживания внешнеполитического влияния России, особенно на постсоветском пространстве и в Сирии;
  • отказа ЕС вводить безвизовый режим для туристических поездок;

Претензии ЕС к России касаются:

  • нарушений прав человека и гражданских свобод (в том числе в Чечне);
  • существования российских военных баз внутри признанных ЕС и ООН границ Грузии, Молдавии и Украины, существующих вопреки воле правительств этих стран;
  • вмешательства России в конфликты на постсоветском пространстве (приднестровский конфликт, грузино-абхазский конфликт, южноосетинский конфликт, война на Донбассе);
  • нарушения территориальной целостности Грузии и Украины в их признанных ЕС и ООН границах (признание независимости Абхазии и Южной Осетии и присоединение Крыма);
  • заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с экспортными ценами;
  • взимания Россией компенсационных выплат с иностранных авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута, не имеющего аналогов в мировой практике.

Следует заметить, что большая часть претензий ЕС к России относится к внутренним делам России или отношениям России с третьими странами, а не к собственно отношениям России и ЕС.

Украинский кризис и санкции Евросоюза в отношении России

Ещё во время Евромайдана руководство Европейского союза, выступавшее в поддержку оппозиции, заявляло о возможности введения санкций в отношении государственного руководства Украины.

20 февраля Совет Европейского союза принял решение о введении «точечных санкций», в том числе замораживания счетов и запрета на въезд в ЕС в отношении лиц, ответственных за «нарушение прав человека, насилие и чрезмерное применение силы», а также приостановил экспорт военного и полицейского спецоборудования, которое могло быть использовано для «репрессий внутри страны».

С начала присоединения Крыма к Российской Федерации позиция западного сообщества (в том числе Евросоюза) состояла в осуждении вмешательства России во внутренние дела Украины («российской агрессии») и поддержке территориальной целостности и суверенитета Украины. От России потребовали прекратить вмешательство во внутренние дела Украины и перейти к решению всех спорных вопросов с Украиной через политический диалог. Российское руководство, со своей стороны, отказывалось признавать легитимность фактических новых властей Украины, которые, по его мнению, пришли к управлению страной путём неконституционного вооружённого переворота. Россия призывала страны Евросоюза, выступившие гарантами соглашения об урегулировании политического кризиса, подписанного президентом Януковичем с оппозицией 21 февраля 2014 года, к строгому исполнению положений этого соглашения. Отказ России принять требования западного сообщества привёл к резкому охлаждению отношений с НАТО, Евросоюзом, Советом Европы и государствами-членами этих организаций, а в дальнейшем — к введению против России политических и экономических санкций.

6 марта 2014 года на внеочередном заседании Европейского совета по Украине было принято решение считать референдум о присоединении Крыма к России незаконным, поскольку он не соответствует конституции Украины. Участники заседания призвали Россию немедленно вернуть свои войска в места их постоянной дислокации и обеспечить доступ международных наблюдателей в Крым, а также начать переговоры с Украиной. До тех пор, пока это не будет сделано, участники заседания приняли решение заморозить переговоры с Россией по визам и новому соглашению о партнёрстве. В заявлении, принятом по итогам заседания, Россию предупредили о «долгосрочных последствиях» в случае, если она продолжит свои «действия по дестабилизации ситуации на Украине».

В середине марта 2014 года, после того как Россия, вопреки прозвучавшим предупреждениям, завершила присоединение Крыма, США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций. Эти меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки. Списки лиц и организаций, в отношении которых действуют санкции, периодически пополняются. Помимо указанных ограничений, было также предпринято сворачивание контактов и сотрудничества с Россией и российскими организациями в различных сферах.

Последующее расширение санкций (апрель-май) было связано с обострением ситуации на востоке Украины. Организаторы санкций обвинили Россию в действиях, направленных на дестабилизацию ситуации на юго-востоке Украины и подрыв её территориальной целостности, — планировании и координации антимайдановских протестов, а позднее — в использовании регулярных войск в боевых действиях на стороне антиправительственных повстанцев, а также в поставках оружия и финансовой поддержке самопровозглашённых республик.

Следующий виток санкций был связан с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014 года, к которой, по мнению руководства ряда государств, привели действия повстанцев, поддерживаемых Россией.

Действующие санкции в отношении России предусматривают, в частности:

  • запрет на выдачу въездных виз жителям Крыма через диппредставительства стран ЕС в России;
  • прекращение нового финансирования проектов в России через Европейский инвестиционный банк;
  • санкции в сфере торговли и инвестиций в отношении Крыма и Севастополя:
    • запрет на инвестиции в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические секторы, а также добычу нефти, газа и минералов, запрет на поставку оборудования для этих секторов, а также на оказание для них финансовых и страховых услуг;
    • запрет на закупку более 250 наименований товаров, среди которых полезные ископаемые минералы и углеводороды;
    • запрет на предоставление кредитов и приобретение долей в проектах, которые затронуты секторальными санкциями;
    • запрет на покупку недвижимости и предприятий в Крыму, финансирование крымских компаний и предоставление связанных с этим услуг, оказание туристических услуг в Крыму;
    • запрет на поставки в Крым около 200 наименований товаров, в частности технологий для транспортного, телекоммуникационного и энергетического секторов, а также для разведки и добычи газа, нефти и минеральных ресурсов, и драгоценных металлов;
    • запрет на оказание технической помощи и предоставление строительных и инженерных услуг, связанных с инфраструктурой полуострова;
  • санкции против «Сбербанка России», банка ВТБ, «Газпромбанка», «Внешэкономбанка», «Россельхозбанка», эмбарго на импорт и экспорт оружия; запрет на экспорт товаров двойного назначения и технологий для военного использования в Россию или российским конечным военным пользователям; запрет на поставки в Россию высокотехнологичного оборудования для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и сланцевой нефти;
  • запрет на организацию долгового финансирования «Роснефти», «Транснефти», «Газпром нефти», «Уралвагонзавода», «Оборонпрома», «Объединённой авиастроительной корпорации».

В марте 2015 года Евросоюз принял решение увязать действующий санкционный режим с полным выполнением Минских соглашений. В связи с тем, что Минские соглашения, как полагают в ЕС, до сих пор не выполнены по вине России, эти ограничительные меры продлеваются каждые полгода.

Кроме того, были введены санкции против компаний, принимавших участие в строительстве Крымского моста и подходящей к нему со стороны Крыма автодороги «Таврида»

В марте 2019 года Евросоюз внёс в свой санкционный список ещё восемь российских граждан в связи с инцидентом в Керченском проливе.

Европейский парламент

17 апреля 2014 года Европейский парламент принял резолюцию рекомендательного характера, в которой призвал отказаться от строительства газопровода «Южный поток».

3 июня 2015 года Европарламент ограничил свободный доступ в ассамблею российским дипломатам в ответ на российский «чёрный список» в отношении 89 европейских граждан. Исключение сделано лишь для постоянного представителя России при Евросоюзе Владимира Чижова.

10 июня 2015 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой призвал «критически пересмотреть» отношения Евросоюза с Россией и больше не считать Россию стратегическим партнёром Евросоюза.

12 марта 2019 года Европейский парламент принял резолюцию «О политических отношениях между Европейским союзом и Россией», в которой заявил, что Евросоюз более не считает Россию «стратегическим партнёром», и призвал остановить строительство газопровода «Северный поток — 2», так как он противоречит интересам Евросоюза: «Газопровод „Северный поток-2“ усиливает зависимость ЕС от поставок российского газа, ставит под угрозу внутренний рынок ЕС и не соответствует положениям энергетической политики ЕС и её стратегическим интересам». Депутаты рекомендовали пересмотреть вступившее в силу в 1997 году Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве, потому что положения его второй статьи, в которой идёт речь об «уважении демократических принципов и прав человека», «не соблюдаются».

19 сентября 2019 года Европарламент принял резолюцию «О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы», согласно которой Вторую мировую войну развязали две тоталитарные державы — Германия и СССР, подписавшие Пакт Молотова-Риббентропа. В декабре президент России Владимир Путин посвятил несколько выступлений на международных и российских форумах критике этой резолюции и восстановлению исторической справедливости — напоминанию о роли европейских держав, в том числе Польши, в развязывании Второй мировой войны.

Встречные санкции

6 августа 2014 года указом президента России «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» был запрещён ввоз на территорию РФ «отдельных видов» сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению. Под действие эмбарго, в частности, попали страны Евросоюза.

В июне 2019 года Федерика Могерини заявила, что экономики стран Евросоюза полностью адаптировались к российским контрсанкциям. Еврокомиссия пришла к выводу, что санкции Евросоюза против России и ответные контрсанкции в агропродовольственном секторе со стороны России оказали сдержанное влияние на европейскую экономику. По словам Могерини, «Несмотря на трудности, вызванные российским эмбарго, агропродовольственный сектор ЕС продемонстрировал выдающуюся устойчивость, и большинство затронутых секторов смогли найти альтернативные рынки. С 2013 года, то есть до введения Россией эмбарго, общий экспорт агропродовольственных товаров ЕС в третьи страны вырос на 14,6 %».

По оценке Французского исследовательского центра в сфере международной экономики (CEPII), 76,7 % потерь от российских контрсанкций против стран Запада понесла Европа. Убытки Польши составили 1,1 миллиарда долл., Австрии — 852 миллиона долл., Нидерландов — 794 миллиона долл. За четыре года доля российских производителей на рынках фруктовой, овощной, сырной, молочной и мясной продукции значительно расширилась. По оценкам Financial Times, в 2013 году Россия импортировала 35 % потребляемого продовольствия, а в 2018 году — не более 20 %.

31 мая 2019 года министерство иностранных дел РФ расширило чёрный список представителей Евросоюза, которым запрещён въезд в Россию. «Основанием для таких решений стали бездоказательные, а порой абсурдные обвинения в адрес наших соотечественников»,— говорится в заявлении, опубликованном на сайте МИДа. Число фигурантов российского списка доведено до паритетного со списком Евросоюза. В России считают, что использование Евросоюзом «противоречащего международному праву инструмента односторонних санкций» даёт России право на «соразмерные ответные действия».

Саммиты Россия — ЕС

С 2000 по 2012 годы саммиты Россия — ЕС проходили дважды в год: в первой половине года в России, во второй половине года — в стране-председателе ЕС или в Брюсселе. В марте 2014 года ЕС отказался от дальнейшего проведения саммитов.

Диалог о правах человека

С 2005 по 2013 год РФ и ЕС регулярно проводили консультации о правах человека.

Европейский парламент и другие органы ЕС уделяют внимание правам человека в России в своих отношениях с ней. В Госдуме РФ в мае 2012 года состоялись слушания о правах человека в ЕС. МИД РФ в декабре 2012 и январе 2014 года представил доклады о правах человека в ЕС за 2012 и 2013 годы.

В 2021 году ЕС наложил санкции на двух россиян в рамках «европейского акта Магнитского».

Дело Навального

4-6 февраля 2021 года состоялся визит в Москву главы дипломатического ведомства ЕС Ж. Борреля. Целью визита было обсуждение дела Алексея Навального и отношения России и ЕС . В ходе визита состоялась встреча с главой МИД России Сергеем Лавровым. По результатам переговоров Боррель заявил:

…я приехал в Москву, чтобы проверить с помощью дипломатии, заинтересовано ли российское правительство в устранении разногласий и обращении вспять негативной тенденции в наших отношениях. Реакция, которую я получил, была явно обратной. […] нам придется задуматься над более широкими последствиями и наметить дальнейший путь.

Встречные высылки дипломатов

5.02.2021 Российский МИД сообщил, что страну должны покинуть дипломаты из Швеции, Польши и Германии из-за участия последних в акциях протеста 23 января в поддержку Алексея Навального. Высылка состоялась во время визита Ж. Борреля, что было расценено как желание унизить дипломатического представителя ЕС.

8.02.2021 Германия, Швеция и Польша ответили на высылку своих дипломатов: страны скоординированно объявили персонами нон грата по одному сотруднику российских дипмиссий.

Санкции Евросоюза

2.03.2021 Евросоюз ввел санкции в отношении четырех высокопоставленных российских силовиков в связи с ситуацией вокруг оппозиционера Алексея Навального. Их внесли в санкционный список в связи с их ролью в «произвольном аресте, судебном преследовании и осуждении Алексея Навального, а также в подавлении мирных протестов, вызванных незаконным с ним обращением».

Под санкции подпали: директор ФСИН Александр Калашников, председатель СКР Александр Бастрыкин, генпрокурор России Игорь Краснов, директор Росгвардии Виктор Золотов.

В МИД России Сергей Лавров пообещал ответить на санкции ЕС, конкретные ответные меры не уточнялись. Санкции против России также вводит администрация президента США. В американский список попали семь высокопоставленных чиновников и 14 организаций.