Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Эвенки

Не путать с родственным народом Эвены.

Эвенки (самоназвание — эвэнкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 году; старое название — тунгусы — от якут. тоҥ уус; кит. 鄂温克族 — èwēnkè zú; монг. хамниган) — коренной народ Восточной Сибири. Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары, манегры, солоны.

Язык — эвенкийский, принадлежащий к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Выделяется три группы диалектов: северная, южная и восточная. Каждый диалект подразделяется на говоры.

Этноним

Название «тунгус» известно русским с XVI века, а самоназвание «орочен» в Приамурье («орочел» — на Охотском побережье) и «эвен» в Приангарье известно с XVII в. Этноним «эвенки» стал официально использоваться в качестве общепринятого лишь с начала 1930-х годов.

Топонимы

Историческое имя эвенков — тунгусы — закреплено в ряде топонимов: Нижняя Тунгуска и Подкаменная Тунгуска. По названию последней назван и знаменитый Тунгусский метеорит. Тунгусское плато (Красноярский край)

От эвенков русские землепроходцы заимствовали географические названия: Алдан (Алдун: «каменистые берега»), Енисей (Ионесси: «большая вода»), Лена (Елю-Енэ: «большая река»), Могоча (золотое дно или холм), Олёкма (Олоохунай: «беличья»), Сахалин (Сахалян-улла: «Чёрная река» (Амур)), Чита («глина»).

География

Эвенки населяют обширную территорию от Енисея на западе до Охотского моря на востоке. Южная граница расселения проходит по левобережью Амура и Ангаре. В административном отношении эвенки расселены в границах Иркутской, Амурской, Сахалинской областей, республик Якутии и Бурятии, Красноярского, Забайкальского и Хабаровского краёв. Эвенки присутствуют также в Томской и Тюменской областях. На этой огромной территории они нигде не составляют большинства населения и живут в одних поселениях вместе с русскими, якутами, бурятами и другими народами.

История

Лесные тунгусы, 1862 год

Эвенки сложились на основе смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья. К прототунгусской общности относят глазковскую культуру. Есть основания в качестве непосредственных предков эвенков рассматривать забайкальский народ увань, который, согласно китайским хроникам (V—VII века н. э.), обитал в горной тайге к северо-востоку от Баргузина и Селенги. Увани не были аборигенами Забайкалья, а представляли собой группу кочевников-скотоводов, пришедшую сюда из более южной местности. В процессе расселения по просторам Сибири тунгусы сталкивались с местными племенами и, в конечном счёте, ассимилировали их. Особенности этнического формирования тунгусов привели к тому, что для них характерны три антропологических типа, а также три различных хозяйственно-культурных группы: оленеводы, скотоводы и рыболовы.

На рубеже I—II тысячелетий н. э. эвенки были рассечены продвижением на север якутов. Восточные эвенки образовали этнос эвенов. До прихода русских в XVII веке эвенки (тунгусы) жили по рекам Ангара, Вилюй, Витим, Енисей, Верхняя Лена, Амур (орочоны), а также на побережье Байкала. Первым из русских столкнулся с тунгусами казак Бекетов в районе Ангары. Известным тунгусским князем того времени был Гантимур. В русских документах того времени зафиксированы имена и других князцев: Бабуг, Тякш, Кагил, Топук, Болдоной и Индак. Князцы управляли родами и землицами.

В XVIII веке тунгусы Даурии испытали влияние русских миссионеров. В 1761 году в Забайкалье был сформирован пятисотенный тунгусский казачий полк во главе со старшиной.

В 1924—1925 годах на Дальнем Востоке произошло антисоветское Тунгусское восстание.

В 1990-е годы для эвенков, как для некоторых других коренных народов Сибири, были созданы специальные школы-интернаты.

Численность

Численность эвенков к моменту их вхождения в состав России (XVII век) оценивалась приблизительно в 36135 человек. Наиболее точные данные об их численности дала перепись 1897 года — 64 500, при этом родным языком считали тунгусский 34 471 человек, остальные — русский (31,8 %), якутский, бурятский и другие языки.

Согласно переписи 2002 года в России проживали 35 527 эвенков. Из них более половины (18 232) жили в Якутии.

  • В Китае, по данным переписи 2010 года, численность эвенков и орочонов вместе взятых была 39 534. Они образуют две из 56 официально признанных национальностей КНР.
  • В Монголии в 1992 году проживало до тысячи эвенков, однако, возможно, более не говорящих на своём языке.

Эвенки в мире

Эвенки России

А. Н. Радищев писал в описании Тобольского наместничества следующие строки о тунгусах:

… Ниже в восточной части, по берегам Кеная и Тима, другой, столь же дикий, народ, но видом стройнее и опрятнее, известной под именем тунгусов. [У] сего народа существует странный обычай угощать приежжаго или паче приятеля тем, что лутчее есть в доме, изготов<ляя> в то же время лук и стрелы на умерщвление того, который худо ответствовать будет приветствию угощающаго…

В современности в России эвенки проживают, в основном, в Якутии (18 тысяч) и Красноярском крае (4,6 тысяч, в том числе 3,8 тысяч в Эвенкийском районе), а также в Бурятии (2,6 тысяч), Приамурье (1,5 тысяч), Забайкалье (1,5 тысяч), Приангарье (Предбайкалье) (1,4 тысяч). Муниципальные районы (по результатам переписи 2010 года), где эвенки образуют абсолютное большинство — Оленёкский (75,5 %) и Жиганский (55 %) в Якутии. В 1930—2006 годах существовал Эвенкийский автономный округ, в 1931—1938 — Витимо-Олёкминский национальный округ, созданные в районах компактного проживания эвенков.

Для эвенков характерен традиционный природоресурсный тип хозяйствования. Период контактов между эвенками и русскими насчитывает несколько столетий, и эвенки имеют давние контакты с рядом других групп людей, а также в том числе и якутов, бурят и других тунгусов.

Численность эвенков в России

По итогам переписи 2010 года в России проживают 38 396 эвенков, в том числе:

  • Дальневосточный федеральный округ — 24 761 (69,7 %)
    • Республика Саха (Якутия) — 18 232
    • Хабаровский край — 4533
    • Республика Бурятия — 2334
    • Амурская область — 1501
    • Забайкальский край — 1492
    • Сахалинская область — 243
    • Приморский край — 103
    • Еврейская автономная область — 72
  • Сибирский федеральный округ — 10 089 (28,4 %)
    • Красноярский край — 4632
    • Иркутская область — 1431
    • Томская область — 103
  • другие округа — 675 (1,9 %)
    • Северо-Западный федеральный округ — 218 (в том числе СПб — 140)
    • Центральный федеральный округ — 165 (в том числе Москва — 74)
    • Уральский федеральный округ — 139 (в том числе Тюменская область — 109)
    • Приволжский федеральный округ — 73
    • Южный федеральный округ — 62
    • Северо-Кавказский федеральный округ — 18

Эвенки Китая

Хотя в России обычно считается, что эвенки живут в российской Сибири, на сопредельной территории Китая они представлены четырьмя этнолингвистическими группами, общая численность которых превосходит численность эвенков в России: 39 534 против 38 396. Эти группы объединены в две официальные национальности, проживающие в Эвенкийском автономном хошуне автономного района Внутренняя Монголия и в соседней провинции Хэйлунцзян (уезд Нэхэ):

  • Орочоны (буквально — «оленеводы», кит. упр. 鄂伦春族, пиньинь Èlúnchūn Zú) — 8196 человек по переписи 2000 года, 44,54 % живёт во Внутренней Монголии, а 51,52 % — в провинции Хэйлунцзян, 1,2 % — в провинции Ляонин. Около половины говорит на орочонском диалекте эвенкийского языка, иногда рассматриваемом как отдельный язык; остальные только по-китайски. В настоящее время в Китае оленеводы-эвенки являются очень малой этнической группой, численностью всего около двухсот человек. Они говорят на диалекте северо-тунгусского языка. Существование их традиционной культуры находится под большой угрозой.
  • Эвенки (кит. упр. 鄂温克族, пиньинь Èwēnkè Zú) — 30 505 на 2000 год, 88,8 % в Хулун-Буире, в том числе:
    • небольшая группа собственно эвенков — около 400 человек в деревне Аолугуя (уезд Гэньхэ), которых сейчас[уточнить] перемещают в пригород уездного центра; сами себя они называют йэкэ, китайцы — якутэ (кит. упр. 雅库特, пиньинь Yǎkùtè или кит. упр. 雅库特鄂温克, пиньинь Yǎkùtè Èwēnkè), так как они возводили себя к якутам; согласно финскому алтаисту Юхе Янхунену, эта единственная этническая группа в Китае, занимающаяся оленеводством;
    • хамниганы — сильно монголизированная группа, которая говорит на монгольских языках — собственно хамниганском и на хамниганском (старо-барагском) диалекте эвенкийского языка; эти так называемые «маньчжурские хамниганы» эмигрировали из России в Китай в течение нескольких лет после Октябрьской революции; около 2500 человек живёт в Старобаргутском хошуне;
    • солоны — они вместе с даурами переселились из бассейна реки Зея в 1656 году в бассейн реки Нуньцзян, а затем в 1732 г. частью отправились дальше на запад, в бассейн реки Хайлар, где позже был образован Эвенкийский автономный хошун с 9733 эвенками; говорят на солонском диалекте, иногда рассматриваемом как отдельный язык.

Поскольку как хамнинганы, так и «якуты-эвенки» весьма малочисленны (около 2000 первых и, вероятно, около 200 вторых), подавляющее большинство лиц, приписанных в Китае к эвенкийской национальности, являются солонами. Численность солонов оценивалась в 7200 в 1957 г., 18 000 в 1982 г., и 25000 в 1990 г..

Динамика численности эвенков КНР (по данным всекитайских переписей населения)

Эвенки Монголии

В Монголии эвенки представлены только смешанными эвенкийско-монгольскими родами — хамниганами (около тысячи человек), проживающими в Селенгинском аймаке.

ДНК

Исследование SNP маркеров Y-хромосомы забайкальских и амурских эвенков выявило, что в обеих популяциях на первом месте находится субклад C2b1a2-M48 (ранее С3с) Y-хромосомной макрогаплогруппы C, на втором — Y-хромосомная гаплогруппа N1a1a1a1b-M2118 (N1a1a1a1b1-M1982/M1993 и N-Y25011). Также в обеих популяциях выявлены гаплогруппы R1a-M198 и I2-P37.2. Кроме того, у эвенков Приамурья выявлена гаплогруппа N-B479, а у эвенков Забайкалья — гаплогруппа I1-M253. У западных эвенков из Красноярского края (река Подкаменная Тунгуска) гаплогруппа C2b1a2-M48 или M86 (ранее C3c) достигает 70 %, гаплогруппа N1b-P43 — 27,5 %. Более половины совпадающих митохондриальных линий эвенков, эвенов и якутов относятся к ветвям митохондриальных гаплогрупп С и D. Высокая степень совпадения гаплотипов между популяциями якутов, эвенков и эвенов объясняется интенсивным переносом Y-хромосомной гаплогруппы N1a1 из популяций якутов к эвенкам и эвенам. Y-хромосомная гаплогруппа R1b1b2-M269 присутствует у эвенков с частотой 2,4%.

Традиционные занятия

Обитатели Тартарии. Николас Витсен. Тунгус (даурский) крайний справа

Охота эвенков производилась преимущественно в одиночку. Группой в два-три человека охотились на крупного зверя, когда надо было гнать его на стрелкá, а также на переходах через речки мелких парнокопытных, когда те переходили на новые места. Основная охота была на мясного зверя, пушного били попутно. На охоте тунгусы пользовались луками, рогатиной и устанавливали самострелы и петли. За зверем гонялись или били его на водопойных тропах из засады на деревьях и в лодках. Для выслеживания зверя маскировались, накидывая на себя шкуру с головы оленя, а иногда целую.

Важную роль для эвенков играло оленеводство. Оно, в основном, имело транспортное направление; различались так называемый эвенкийский тип, с использованием вьючных оленей и орочёнский тип с использованием верховых оленей.

Бродячие охотники добывали рыбу с помощью лука и остроги. Зимой старики кололи рыбу через лунки, а летом рыбаки занимались лучением с лодки. На небольших речках устраивали запоры и устанавливали в них корыта и «морды». В рыбалке участвовало много мужчин.

К мужским занятиям относились изготовление изделий из дерева, кости и металла, а также изготовление лодки-берестянки (берёсту шили женщины), лодки-долблёнки и нарт. Женщины выделывали шкуры, шили из них одежду, обувь, покрышки для чума, предметы домашнего обихода. Они обрабатывали берёсту и шили из неё посуду, а также «тиски» — берестяные полотнища для чумов и для лодок-берестянок. Мужчины умели украшать узорами деревянные, костяные и металлические вещи, женщины — ровдугу, берёсту и меха. На женщинах лежали обязанности ухода за детьми и приготовление пищи.

В 1907—1908 годах при поддержке императорского Русского географического общества этнограф Алексей Алексеевич Макаренко предпринял экспедиции по реке Подкаменной Тунгуске (Катанге) с целью сбора материалов о расселении, образе жизни, шаманстве, обычаях эвенков и приобретения коллекций для Этнографического отдела Русского музея императора Александра III в Санкт-Петербурге. Наиболее ценными из его собрания являются: полный комплекс шаманского чума, обрядовая охотничья одежда сымских эвенков, орудия охоты, принадлежности кузнечества, детские игрушки эвенков-орочонов Забайкалья.

Обычаи

Согласно этнографическим исследованиям, в древности эвенки практиковали обряд воздушного погребения, который часто встречается и у народов, включённых С. А. Старостиным в гипотезу о сино-кавказской макросемье языков.

Из праздников, до наших дней, дошел праздник «Бакалдын», который по-эвенкийски переводится как встреча. Это встреча людей, семей, родовых племён после долгой и суровой северной зимы. Это и встреча лета, встреча эвенкийского нового года. В старину здесь люди обменивались новостями, накопившимися за зиму, обговаривали совместные дела, женили детей.

Эвенкийские административно-территориальные образования

Серия «Народы СССР» (тунгусы), почтовая марка СССР 1933 года

Эвенкийские административно-территориальные образования в настоящее время (2009) имеются в России и Китае. В России к ним относятся Эвенкийский район Красноярского края (бывший Эвенкийский автономный округ), Анабарский, Жиганский и Оленёкский улусы Якутии, Баунтовский эвенкийский район Бурятии и ряд сельских поселений в Иркутской области, Бурятии и Якутии. В прошлом существовали и другие эвенкийские административно-территориальные образования.

В Китае к эвенкийским административно-территориальным образованиям относятся Орочонский и Эвенкийский автономные хошуны во Внутренней Монголии и несколько национальных волостей и сомонов во Внутренней Монголии и Хэйлунцзяне.

Эвенки в филателии

В 1933 году в СССР была выпущена этнографическая серия почтовых марок «Народы СССР». Среди них была марка, посвящённая тунгусам (так в те времена называли эвенков).