Владимир Михайлович Киршон (6 (19) августа 1902, Нальчик — 28 июля 1938, Москва) — русский советский писатель, публицист, драматург и поэт, сценарист, редактор.
Биография
Ранние годы
Родился в Нальчике в семье присяжного стряпчего и с 1911 года присяжного поверенного, выпускника юридического факультета Санкт-Петербургского университета Михаила Львовича Киршона и фельдшера, выпускницы Бестужевских высших женских курсов Ольги Петровны Зайцевой. Его родители принимали активное участие в революционном движении.
Детство прошло в Санкт-Петербурге, где семья жила на 8-й Рождественской улице, дом № 50. После Февральской революции 1917 года мать с сыном и дочерью переехали в Кисловодск, где они снимали домик на Шереметьевской улице, № 9. В 1917—1918 годах учился в Кисловодской мужской гимназии.
В Красной армии
Летом 1918 года был принят в команду бронепоезда при отряде красных партизан Н. С. Янышевского, вместе с которым с боями прорвался во Владикавказ, а в середине января 1919 года вернулся в Кисловодск. После захвата города белогвардейцами мать отправила сына к родственникам в Ростов, оттуда он перебрался в Харьков и снова вступил в Красную Армию.
В 1920 году стал членом РКП(б).
Первые шаги в литературе
Образование получил в Коммунистическом институте имени Я. М. Свердлова (1923). Будучи студентом, написал агитационную пьесу «Наша Карманьола», а в 1922 году — революционные песни «Мы — фабричные ребята» и «Мировой пожар горит, буржуазия дрожит!».
После окончания университета был направлен на партийную работу, заведующим учебной частью совпартшколы в Ростове-на-Дону. Выступал с агитационными пьесами, писал комсомольские песни (в том числе «Посмотрите как нелепо расплылася рожа НЭПа»).
В 1923 году совместно с Михаилом Бойтлером для киностудии «Пролеткино» написал сценарий одного из первых советских шпионско-приключенческих фильмов «Борьба за ультиматум». Организатор Ассоциации пролетарских писателей в Ростове-на-Дону (где в 1923—1926 годах жил в доме Ивана Зворыкина) и на Северном Кавказе, являясь её председателем до отъезда в Москву в 1925 году. В 1924 году он входит в комиссию по созданию Всероссийской ассоциации пролетарских писателей.
В руководстве РАПП
С 1925 года Киршон — один из секретарей РАППа (Российской ассоциации пролетарских писателей) в Москве. Вместе с Фурмановым готовил доклад по организационному вопросу. Работал в редколлегии журнала «На литературном посту» в числе наиболее радикально настроенных коммунистических литфункционеров. Он разделял взгляды Л. Л. Авербаха, во всём доверял ему, вместе с ним участвовал в борьбе с попутчиками, вместе с В. Н. Билль-Белоцерковским, Л. Л. Авербахом травил Михаила Булгакова. Предлагал «поставить к стенке» философа А. Ф. Лосева.
Когда после РАППа был создан Союз советских писателей, на его первом съезде количество делегатов в возрасте до 40 лет составляло 71 %. Советскую литературу создавали молодые люди, а молодости свойственны крайности и заблуждения, отмечал доктор филологических наук С. И. Шешуков.
Драматург
В 1926 году была написана и поставлена первая зрелая пьеса Киршона — «Константин Терёхин» (написана совместно с А. В. Успенским), а вслед за нею «Рельсы гудят» (1927), которые утвердили его имя в советской драматургии.
«Константин Терёхин» под названием «Ржавчина» — первая пьеса советских авторов, которая была поставлена на американской сцене: её премьера на Бродвее состоялась 17 декабря 1929 года (Theatre Guild Studio, режиссёрский дебют Герберта Бибермана, постановка Харольда Клёрмана). Помимо исполнившего главную роль Бибермана, в спектакле были заняты Ли Страсберг, Джон Гарфилд, Франшо Тоун, Рут Нельсон и Лютер Адлер. Первоначально планировались лишь три спектакля, но благодаря их успеху постановка до своего закрытия в феврале 1930 года выдержала 65 представлений. Эта пьеса стала не только первым опубликованным драматическим произведением писателя, но и самым популярным: она была поставлена многими театрами в СССР, а также за рубежом — в Японии, Норвегии, Германии, Франции (свыше 100 представлений), Латвии, Чехословакии и Англии, была переведена на ряд языков.
В 1930—1934 годах он — ответственный редактор журнала «Рост». Член редакционной коллегии журнала «Советский театр» (1930—1933).
В 1931 Киршон выпустил пьесы «Город ветров» о 26 бакинских комиссарах и «Хлеб» о борьбе партии за социализм на примере хлебозаготовок, а в 1934 году — «Чудесный сплав», прославление социалистического строительства. В своих произведениях воспевал «тип нового руководителя, стойкого большевика» и воспевал коллективизацию. Киршон выступал за классицистски единую, завершённую по структуре драму, именно на этой почве разворачивалась его полемика с Вс. Вишневским и Н. Погодиным.
Художественному уровню его пьес с самого начала придавали чрезвычайно мало значения. …пьесы Киршона … написаны по определённому политическому шаблону, облечённому в драматическую форму.
— Вольфганг Казак
В 1934 году в США вышел английский перевод его пьесы «Хлеб», выходила в иностранных переводах также его пьеса «Рельсы гудят». На основе пьесы «Город ветров» композитором Л. В. Книппером была написана опера «Северный ветер», поставленная в 1930 году. Комедия «Чудесный сплав» в постановке Б. А. Мордвинова (Московский Художественный театр) стала вторым по популярности спектаклем среди театров РСФСР в сезоне 1934/1935 года и только в Москве шла на сценах шести театров. Эту пьесу предлагали к просмотру в культурной программе Первого съезда советских писателей в августе 1934 года.
Опала, арест и казнь
В апреле 1937 года, после объявления об аресте бывшего наркома внутренних дел СССР Генриха Ягоды, в опалу попала группа приближённых к нему литературных функционеров — Леопольд Авербах, Александр Афиногенов и другие. Среди них был и В. Киршон. 26 мая 1937 года он был исключён из состава правления Союза писателей. Арестован 29 августа 1937 года по письменному доносу П. Ф. Юдина. Обвинён в участии в контрреволюционной террористической организации. Имя В. Киршона было включено в расстрельный список, датированный 28 марта 1938 года (№ 63 в списке из 164 фамилий, под грифом «Москва-Центр»). 21 апреля 1938 года приговор был утверждён на заседании ВКВС СССР. Владимир Киршон ещё три месяца продолжал находиться в тюрьме и был казнён 28 июля 1938 года.
26 ноября 1955 года реабилитирован посмертно.
Семья
- Жена — Рита Корн (полное имя — Рита Эммануиловна Корнблюм; 1907—1992), литератор, мемуарист, редактор газеты Московского Художественного театра, уроженка Ростова-на-Дону. Этот брак закончился громким и длительным бракоразводным процессом в первой половине 1930-х годов. Сыновья:
- Юрий Владимирович Киршон (ранее Корнблюм, 1928—2001), в 1951 году арестован и осуждён на 25 лет ИТЛ (освобождён и реабилитирован в 1954 году), сценарист-мультипликатор, был женат на дочери Р. П. Хмельницкого Наталье;
- Владимир Киршон (ранее Корнблюм, 1932—2005).
- После развода жил в незарегистрированном браке с Нонной Белоручевой, в прошлом женой председателя Госбанка СССР Л. Е. Марьясина.
Интересные факты
Известен как автор стихотворения «Я спросил у ясеня» (вставная песня из его пьесы «Большой день»), положенного на музыку Микаэлом Таривердиевым в кинофильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
Известен также как один из наиболее рьяных и последовательных участников многолетней травли писателя и драматурга Михаила Булгакова. Является прототипом драматурга Клинкера в «Театральном романе»; выведен в рассказе Михаила Булгакова «Был май» (опубликован в 1978 году) под именем Полиевкта Эдуардовича, молодого человека, одетого по последней западноевропейской моде.
После ареста и расстрела Киршона его дача в подмосковном Переделкино была передана писателю В. Я. Зазубрину, а после ареста последнего в ней жил Александр Фадеев.
Библиография
- Как они кончат: [Траги-комедия]. М.: Ком. ун-т им. Свердлова, 1922.
- Наша карманьола: Сценарий. М.—Л.: Молодая гвардия, 1923.
- Изд. 2-е. М.—Л.: Молодая гвардия, 1924.
- Ночь под Рождество, или Изумительное происшествие в комсомольском клубе: Комсомольская пьеса в 1 д. Владивосток: Красный молодняк, 1923.
- Сергей Есенин. Л.: Прибой, [1926].
- Константин Терёхин (Ржавчина): [Пьеса]. М.: Гос. изд-во, 1927. Совместно с А. Успенским
- Эмиграция и оппозиция / Предисл. Е. Ярославского. М.: Московский рабочий, 1927.
- На кино-посту: [Сборник статей]. М.—Л.: Московский рабочий, [1928].
- Рельсы гудят: Пьеса. М.—Л.: Гос. изд-во, 1928.
- М.—Л.: Гос. изд-во, 1931.
- За развёрнутое наступление! (На литературном фронте). [М.:] Московский рабочий, 1930.
- Дни большевиков: Отрывки из пьес. М.: Огонёк, 1930.
- За большевистское искусство. [Перестройка РАПП]. [М.:] Огонёк, 1932. Совместно с М. Серебрянским.
- Город ветров: Драма в 5 актах и 9 карт с прологом и эпилогом. М.—Л.: [Огиз], 1931.
- М., 1934.
- Хлеб: Пьеса в 5 акта и 9 карт. М.—Л.: ОГИЗ—ГИХЛ, 1931.
- М.: Сов. лит., 1933.
- На высшую ступень. Призыв ударников в литературу и критику. М.—Л.: ГИХЛ, 1932.
- Суд: Пьеса в 8 карт. М.: Сов. лит-ра, 1933.
- М., 1936.
- Драматические произведения. 1927—1932 г.г. М.—Л.: ГИХЛ, 1933.
- За социалистический реализм в драматургии. [М.:] ГИХЛ, 1934.
- Чудесный сплав: Комедия в 4-х актах. М.: ГИХЛ, 1934.
- М.: Гослитиздат, 1935.
- М., 1936.
- Л.: Облоно, 1936.
- М.: Искусство, 1956.
- Большой день: Фантастическая пьеса в 5 актах, 6 карт. М.—Л.: Искусство, 1936.
- Драматические произведения / [Вступит. статья Н. Стальского]. М: Сов. писатель, 1957.
- Избранное / [Сост. и подгот. текста Н. П. Стальского; Предисл. Л. С. Шаумяна]. М.: Гослитиздат, 1958.
- Статьи и речи о драматургии, театре и кино. — Пьесы В. М. Киршона на сцене. — Воспоминания о В. М. Киршоне / [Сост. и примеч. Р. Э. Корнблюм; Вступит. статья Е. Горбуновой]. М.: Искусство, 1962.
- О литературе и искусстве: Статьи и выступления / [Сост., предисл. и примеч. Р. Э. Корнблюм; Вступит. статья Е. Горбуновой]. М.: Худ. лит., 1967.