Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Софер

Софер, или сойфер (др.-евр. סופר), или софер-стам (др.-евр. סופר סת״ם), или переписчик свитков — еврейская религиозная специальность по написанию свитков Торы, пергаментов для тфилин и мезуз, свитков Эстер и других книг Танаха. Иногда тот же метод письма используется также при написании различных каббалистических амулетов («камеот»). Множественное число от слова «софер» в древнееврейском языке — соферим (др.-евр. סופרים), в др.-греч. — γραμματεΐς, в лат. — scribae, или по-русски — книжники.

СТаМ (др.-евр. סת״ם) — это аббревиатура — «Сефер Тора», «Тфилин» и «Мезуза».

Манускрипты пишут особым квадратным письмом, так называемым «ашурским» — «ассирийским» шрифтом. Этим письмом были начертаны Скрижали Завета, он сохранялся в среде священников Иерусалимского Храма. К моменту Вавилонского изгнания он очень узко использовался евреями, которые для повседневных записей пользовались так называемым финикийским письмом. Поэтому пророки Эзра и Нехемья (Ездра и Неемия) провели реформу письма, канонизировав по возвращении из Вавилонского изгнания правила написания этим «ашурским» письмом. Потому шрифт и назван «ассирийским» — в честь вернувшихся из Ассирии. Пророки Эзра и Нехемья в еврейской традиции называются также Писцами (а-софер).

Написание манускриптов требует специальной техники, знания законов написания букв, особой сосредоточенности. От софера требуется особая богобоязненность и честность, тщательное выполнение заповедей Торы.

Соферы образовали учёную комиссию или корпорацию, известную под названием великой синагоги, а впоследствии — Синедриона. Число членов этой корпорации было неопределённым; впоследствии оно приблизительно определялось в 70 человек.

Согласно Первой книге Паралипоменон, писцы-соферы (в синодальном тексте Библии переведено как «соферийцы») жили в одном из городов колена Иудина — в городе Иавис или Иабец (др.-евр. יעבץ; др.-греч. Ιαβες; лат. Iabes) (1Пар. 2:55). Поскольку писцы-соферы занимались написанием религиозных текстов, то они происходили в основном из колена Левия. Соферы стали первыми толкователями текстов Священного Писания.

В Христианстве соферы известны под именем книжники. В Новом Завете, в Евангелии, Иисус Христос многократно обращается к книжникам с различными обличениями, начиная их с фразы: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Мф. 23:13, Мф. 23:14, Мф. 23:15, Мф. 23:16, Мф. 23:23,, Мф. 23:25, Мф. 23:27, Мф. 23:29).

Епифаний Кипрский в своей книге «На восемьдесят ересей» выделил книжников в особую иудейскую секту, что не является верным, книжники могли быть как фарисеями, так и саддукеями. Более поздние христианские авторы: Иоанн Дамаскин (VIII век) в книге греч. «Περὶ αἱρέσεων ἐν συντομίᾳ ἑκατόν, ὅθεν ἤρξαντο καὶ πόθεν γέγονασιν» («О ста ересях вкратце») и Никита Хониат (XIII век) в книге греч. «Θησαυρὸς ὀρθοδοξίας» («Сокровище православия»), использовавшие сочинение Епифания «Панарион», повторяя деление Епифания, писали о книжниках как об отдельной иудейской ереси.