Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




29.07.2021


28.07.2021


27.07.2021


27.07.2021


26.07.2021





Яндекс.Метрика

Бронепоезд «Хунхуз»

09.03.2021

Бронепоезд (БП) «Хунхуз» — один из самых известных бронепоездов Русской императорской Армии Первой мировой войны, построенный первым в серии из четырёх бронепоездов типа 2-й Заамурской железнодорожной бригады или «генеральского типа», иногда называемых также типа «Хунхуз» или Хунхуз.

История

После начала Первой мировой войны создание новых бронепоездов начато в Австро-Венгрии, Германии и России.

76-мм горная пушка обр. 1904 года на тумбовом станке (музей Хамеенлинна)

В начале войны в августе 1914 года в мастерских 9-го железнодорожного батальона железнодорожных войск Русской императорской Армии завершилось строительство первого бронепоезда из бронепаровоза и четырёх бронеплощадок. Вооружен он был четырьмя трёхдюймовыми (76,2-мм) горными пушками и восемью пулеметами.

Уже в начале 1915 года, бронепоезд отправили на фронт, где ситуация для русской армии не лучшая. Катастрофа в Восточной Пруссии лишила Россию многих полков, а перенос Германией центра тяжести усилий на восточный фронт поставил её в тяжелое положение.

Преимущество германской армии в тяжелой артиллерии русское командование пыталось компенсировать новациями, вроде бронепоездов, которые позволяли осуществлять быстрый манёвр артиллерией с одного участка фронта на другой.

За первым составом вскоре последовал второй, появились и новые проекты, предлагавшие более совершенные конструкции. Воплощены в металле два из них — генерал-майора М. В. Колобова и инженера Балля.

Бронепоезд «Хунхуз», локомотив и броневагон. Киев, 1 сентября 1915

Бронепоезда типа 2-й Заамурской железнодорожной бригады или типа «Хунхуз» (название бандитов в Маньчжурии, где до 1914 года несла службу 2-я Заамурская железнодорожная бригада, будучи ещё 2-й Заамурской пограничной железнодорожной бригадой) — «Хунхуз», № 2, 3 и 5 разработаны в конце июня 1915 года командиром 2-й Заамурской железнодорожной бригады генерал-майором Колобовым и построены в сентябре — октябре 1915 года.

Головной «Хунхуз», построенный первого сентября 1915 года, второго сентября передан 1-му Заамурскому железнодорожному батальону. По одному такому же бронепоезду получили 2-й и 3-й Заамурские и 2-й Сибирский железнодорожные батальоны. Они имели номера 2, 5 и 3.

Устройство и экипаж

76-мм горн. пуш. 1904

«Генеральский бронепоезд» состоял из бронепаровоза на базе стандартного паровоза серии «О» (в обиходе «Овечки») и двух двухосных бронеплощадок. Толщина брони — 12-16 мм. Каждая бронеплощадка из пулемётного каземата, в котором 12 трофейных австро-венгерских 8-мм пулемётов Шварцлозе и башня с трёхдюймовой (76,2-мм) горной пушкой образца 1904 года. Она выбрано как основное вооружение за небольшие размеры и массу для размещения её на поворотной установке в передней части вагона. Угол обстрела пушки по горизонтали 220 градусов. Для связи с бронеплощадками электрическая (цветными лампочками) и рупорная сигнализация и звонковая связь.

Команда (экипаж) бронепоезда из трех взводов (пулеметного, артиллерийского и технического) — 94 человека, из них 4 офицера, которым создан относительный комфорт для боевой работы. Бронеплощадки с паровым отоплением, тепло- и шумоизоляцией — стенки обшиты 20-мм листами пробки и 6-мм фанерой. Командир бронепоезда в бою наблюдал и руководил экипажем из наблюдательной башенки на бронепаровозе.

Служба

Девятого сентября 1915 года «Хунхуз» под командованием поручика Крапивникова убыл на фронт.

23 сентября он получил первую боевую задачу — поддержать наступление 408-го пехотного полка 102-й пехотной дивизии.

По прибытии к линии фронта разведали пути. Австро-Венгерское командование, видимо полагаясь на крепость обороны, даже не уничтожило или не привело в негодность железнодорожную ветку, идущую от русских позиций через передовую. Этим воспользовались русские командиры.

24 сентября 1915 года в четыре часа в предрассветном тумане русский бронепоезд подошел к линии австрийских окопов и открыл фланговый огонь из всех пулеметов и переднего орудия.

После прорыва оборонительных рубежей противника и выхода бронепоезда ко второй линии вражеской обороны, противник пришел в себя и открыл ответный огонь. Продолжать движение вперед было невозможно — сошла с рельс контрольная платформа, попав передними колесами в австрийский ход сообщения, вовремя незамеченный экипажем. Вскоре австрийский снаряд разворотил железнодорожный путь позади состава.

Разбитый «Хунхуз» у станции Рудочка, вид слева. Лето 1916 года. Задняя площадка уже отцеплена и увезена русскими

Остановившийся бронепоезд представлял собой хорошую мишень для австрийских артиллеристов и вскоре прилетевшие один за другим три снаряда угодили в головную бронеплощадку, погибли командир артиллерийского взвода и четыре нижних чина, следующие снаряды разворотили кормовую площадку и пробили котел паровоза, окончательно лишив бронепоезд хода.

Судьба русского бронепоезда была решена. Командир поручик Крапивников, тоже раненный, понимая безвыходность ситуации, отдал приказ команде покинуть состав и пробиваться к своим войскам.

Почти вся команда вернулась. Подбитый же бронепоезд остался на нейтральной полосе, где был до лета 1916 года. Его вернули во время наступления Юго-Западного фронта 1916 года. Но комиссия, осмотревшая его, пришла к выводу о невозможности восстановления бронепоезда и он пошел на слом.

Оценка бронепоезда

Бронепоезда типа «Хунхуз» или типа 2-й Заамурской железнодорожной бригады — «Хунхуз», № 2, 3 и 5, разработанные в конце июня 1915 года и построенные в сентябре — октябре 1915 года, были одними из лучших бронепоездов Первой мировой войны по вооружению (по маневрености огня и толщине брони их немного превосходил только бронепоезд «Генерал Анненков»).

Также интересно то, что экипажу обеспечены относительно комфортные условия для боевой работы. Бронеплощадки с системой парового отопления, тепло- и шумоизоляцией — стенки обшиты 20-мм листами пробки и 6-мм листами фанеры, защищавших в некоторой мере от тяжелых в металлических закрытых помещениях для экипажа факторов — духоты летом, от которой даже были случаи потери сознания, и от соприкосновений с промороженным металлом зимой, при которых бывают случаи обморожения и даже «прилипания» влажных участков тела.