Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Ротшильдовское (яйцо Фаберже)

«Ротшильдовское» (или «Яйцо-часы Ротшильдов») — ювелирное пасхальное яйцо, изготовленное в 1902 году фирмой Карла Фаберже для семьи Эфрусси. В 1905 году Беатриса Эфрусси (1864—1934) преподнесла это яйцо своему младшему брату — барону Эдуарду Ротшильду (1868—1949) — в качестве подарка на помолвку с Жерменой Хальфен.

Долгое время (чуть более ста лет) о существовании пасхального яйца «Ротшильдовское» не было никаких сведений: оно не экспонировалось, не перепродавалось и являлось собственностью семьи Ротшильдов. В 2007 году выставлено аукционным домом Кристис (англ. Christie`s) в Лондоне и куплено Александром Ивановым за 18,5 миллионов долларов США. Хранилось в частном музее — «Русский национальный музей» (директор — Александр Иванов). Находилось в экспозиции музея Фаберже, Баден-Баден, (Германия). В 2014 г. преподнесено в дар Государственному Эрмитажу.

Предыстория

Широкую известность ювелирный дом Фаберже получил, благодаря созданной в период с 1885 по 1917 год коллекции ювелирных пасхальных яиц. Основателем традиции дарить на праздник Пасхи ювелирное пасхальное яйцо от фирмы Карла Фаберже (Санкт-Петербург) стал император России Александр III, который впервые сделал такой подарок своей супруге в 1885 году. Ювелирное яйцо «Курочка» стало первым из 52-х императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Фаберже для царской семьи. Первое изделие было создано по принципу русской народной игрушки «Матрёшка» и представляло собой золотой корпус, покрытый снаружи белой эмалью, который разделялся пополам. Внутри яйца открывался золотой желток, в котором содержалась миниатюрная фигурка курицы, содержащая копию императорской короны и рубиновый кулон на цепочке. И тем не менее, идея подобного ювелирного изделия не была оригинальной:

Пасхальное яйцо Фаберже должно было стать вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII века, три экземпляра которого известны и сегодня. Они находятся: в замке Розенборг (Копенгаген); в музее Истории искусств (Вена) и в частной коллекции (ранее — в художественной галерее «Зелёные своды», Дрезден). Во всех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней — кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.

— Mogens Bencard, The Hen in the Egg.

Успех ювелирных императорских пасхальных яиц Фаберже способствовал тому, что заказы на подарки такого рода к пасхе последовали от ряда состоятельных заказчиков. В период с 1898 по 1904 годы русский предприниматель Александр Кельх заказал и подарил своей супруге Варваре Кельх-Базановой 7 пасхальных яиц фирмы Фаберже, изготовленных ювелиром Михаилом Перхиным. Кроме того, среди клиентов, которые заказали и приобрели пасхальные яйца Фаберже, оказались известные люди того времени: Вандербильт, Консуэло, герцогиня Мальборо, супруги Юсуповы, племянник Альфреда Нобеля — Эммануэль Нобель. В 2007 году стало известно о существовании ещё одного изделия ювелирного дома: на аукцион Christie`s было выставлено «яйцо-часы Ротшильдов», созданное в 1902 году для семьи американских миллиардеров и хранившееся в их семье на протяжении всего этого времени.

Описание

Ювелирное пасхальное яйцо-часы Ротшильдов практически повторяет яйцо-часы «Петушок» (1900) из серии императорских пасхальных яиц Фаберже.

Ювелирное пасхальное яйцо-часы изготовлено из золота, украшено алмазами, прозрачной бледно-розовой и белой эмалью, платиной, опоясано фризом, выложенным из жемчуга. В эмалированное прозрачной бледно-розовой эмалью пасхальное яйцо вмонтированы часы Н. Роде. Белый циферблат обрамлён кольцом из жемчуга, расписан замкнутым, огибающим каждую цифру орнаментом в виде гирлянд. Открывающаяся вершина ювелирного яйца выполнена из розового золота, а под ней спрятан сюрприз: механический, ярко эмалированный золотой петушок, украшенный алмазами. На тыльной стороне ювелирного яйца-часов расположена ажурная круглая дверца, открывающая путь к сложному часовому механизму.

Последнее из семи пасхальных яиц работы ювелирных дел мастера Михаила Евлампиевича Перхина фирмы Карла Фаберже, заказанное русским предпринимателем Александром Фердинандовичем Кельхом в качестве пасхального подарка жене Варваре Кельх-Базановой в 1904 году — «Шантеклер Кельха» — практически повторяет «Яйцо-часы Ротшильдов», изготовленное ранее (в 1902 году).

Сюрприз

На вершине яйца плоская, ажурно орнаментированная, розетка скрывает сюрприз — механического золотого эмалированного петушка, усыпанного алмазами. С наступлением каждого нового часа верхушка откидывается, из-под верхней ажурной крышки изделия особый механизм поднимает механического петушка, способного взмахивать крыльями, открывать клюв и петь. Движение обеспечивается заводным механизмом: каждый час золотой петушок расправляет крылья, четырежды взмахивает ими, трижды наклоняет голову, раскрывает клюв и поёт. Продолжительность «выступления» занимает 15 секунд, после чего колокольчик отбивает часовые удары.

Владельцы

В 1902 году заказано семьёй Эфрусси в ювелирном доме Карла Фаберже (Санкт-Петербург). Подарено Беатрисой Эфрусси на помолвку своему младшему брату Эдуарду Ротшильду с Жерменой Хальфен в 1905 году. До 2007 года находилось во владении семьи Ротшильдов.

В 2007 году выставлено на аукцион «Кристи», англ. Christie`s (Лондон). Продано Александру Иванову (директору Российского Национального Музея, Россия). Хранилось в частном собрании («Русский национальный музей»), находилось в экспозиции музея Фаберже, Баден-Баден (Германия). В 2014 г. преподнесено в дар Государственному Эрмитажу.