«Золушка» — советский музыкальный художественный фильм-сказка, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1947 году режиссёрами Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро. Сценарий написан драматургом Евгением Шварцем по мотивам одноимённой сказки Шарля Перро.
28 ноября 1947 года фильм показали в Финляндии, 23 декабря — в Австрии, а 24 марта 1948 года — во Франции. 13 ноября 1949 года фильм был показан в Швеции, а 24 марта 1951 года — в Японии.
Кинопрокат (1947) — 18,27 млн зрителей (4-е место).
Восстановлен на «Мосфильме» в 1967 году и на Киностудии имени М. Горького — в 1981 году.
Сюжет
В сказочном королевстве молодая девушка Золушка живёт в доме вместе с мачехой, двумя сводными сёстрами и отцом. Однажды король объявляет бал, куда приглашена и семья Золушки, однако мачеха приказывает Золушке сделать столько работы по дому, что бедняжка не успевает приготовиться к балу. Она идёт во дворцовый парк, чтобы издали понаблюдать за праздником. Здесь ей предстаёт фея со своим пажом, превращает тыкву в карету, крысу — в кучера, а лохмотья Золушки — в роскошное платье. Паж дарит девушке хрустальные туфельки, а фея предупреждает, что волшебство растает в полночь.
На балу Золушка очаровывает короля и принца, веселит гостей песней «Добрый жук», ест мороженое и забывает о времени. В спешке под бой курантов Золушка убегает из дворца и теряет на лестнице хрустальную туфельку. С последним ударом курантов волшебство рассеивается, и Золушка возвращается домой.
Король приказывает солдатам найти незнакомку по туфельке. Сёстрам Золушки башмачок не подходит, и тогда мачеха приказывает Золушке надеть его своими ловкими руками на ногу дочери Анны. Не признав в Анне прекрасную гостью на балу, король и министр бальных танцев устраивают проверку. Туфелька слишком мала для ноги Анны и потому слетает. В это время во дворце появляется Золушка со своим отцом и показывает собравшимся вторую хрустальную туфельку. Злая мачеха с дочками оказывается не у дел.
История создания
Идея экранизировать старинную французскую сказку принадлежала кинорежиссёру Надежде Кошеверовой.
Прочитанный 29 мая 1945 года на худсовете «Ленфильма» сценарий Евгения Шварца встретил единодушное одобрение и без единой помарки был отправлен в Москву для утверждения Главным комитетом по производству художественных фильмов. Обсуждение на художественном совете Комитета состоялось в декабре и получило вполне благожелательные отзывы. На «Ленфильм» пришло «Заключение по литературному сценарию»:
Декорации и костюмы выполнялись по эскизам Николая Акимова. Для создания «волшебства» был приглашён мосфильмовский оператор Борис Горбачёв, успешно внедривший в комбинированные съёмки метод аддитивного транспаранта. По воспоминаниям Янины Жеймо перед началом съёмок её отправили в санаторий «подкормиться, чтобы не выглядеть слишком тощей». На 31 декабря 1946 года исполнительнице Золушки было 37 лет, а Алексею Консовскому, принцу — 34 года. Игравшему родного отца Золушки Василию Меркурьеву — 42 года, то есть он был старше «дочери» всего на 5 лет.
На роль феи пробовалась также Любовь Орлова.
24 сентября 1946 года под председательством директора студии И. А. Глотова состоялся очередной худсовет студии с просмотром и обсуждением отснятого материала картины (участвовали: начальник сценарного отдела студии Л. М. Жежеленко, Г. М. Козинцев и другие).
Из высказанного на заседании после просмотра:
В образе Золушки я не обнаружил активной любви к труду, равно как не обнаружил традиционной обаятельности в других образах. Все остальные персонажи, окружающие Золушку, удивительно несимпатичные лица. Дегенеративен Гарин, который никак не вызывает симпатии, неприятен принц — рахитик с разжиженными мозгами. Почему его такого должна любить Золушка? Всё это действует так, что начинаешь беспокоиться за весь материал в силу того, что он, с моей точки зрения, является порочным.
— Я. Б. Фрид, из стенограммы заседания 24 сентября 1946
Окончательная сдача фильма состоялась 24 апреля 1947 года.
В ролях
- Янина Жеймо — Золушка (вокал — Любовь Чернина)
- Алексей Консовский — принц (вокал — Юрий Хочинский)
- Эраст Гарин — король
- Фаина Раневская — мачеха Золушки
- Елена Юнгер — Анна, первая дочь мачехи
- Тамара Сезеневская — Марианна, вторая дочь мачехи
- Василий Меркурьев — лесничий, отец Золушки
- Александр Румнев — маркиз де-Па-де-труа, придворный танцмейстер
- Варвара Мясникова — фея, крёстная Золушки
- Борис Кудряшов — кучер
- Игорь Клименков — паж феи
- Сергей Филиппов — капрал
- Николай Мичурин — придворный волшебник (в титрах не указан)
- Татьяна Пилецкая — дама на балу (в титрах не указана)
- Константин Адашевский — королевский герольд (в титрах не указан)
Съёмочная группа
- Автор сценария — Евгений Шварц
- Режиссёры:
- Надежда Кошеверова
- Михаил Шапиро
- Главный оператор — Евгений Шапиро
- Главный художник — Исаак Махлис
- Звукооператор — Александр Островский
- Композитор — Антонио Спадавеккиа
- Вторые режиссёры — Иосиф Гиндин, Антонина Кудрявцева
- Операторы — Алексей Сысоев, Музакир Шуруков
- Художники — Евгения Словцова, Н. Спичкин
- Художники по костюмам — Тамара Левицкая, Е. Шибинская
- Художник-гримёр — Василий Ульянов
- Балетмейстер — Александр Румнев
- Монтаж — В. Миронова
- Комбинированные съёмки:
- главный оператор — Борис Горбачёв
- операторы — Виталий Чулков, Г. Шуркин
- художники — Михаил Кроткин, А. Алексеев
Директоры картины — И. Поляков, Владимир Беспрозванный
- Группа восстановления 1981 года — Киностудия имени М. Горького:
- Режиссёр — Георгий Шепотинник
- Звукооператор — Керим Амиров
- Директор — Алексей Аборин
Музыка и песни
Все песни Золушки исполнила певица из Ленинградской государственной эстрады Любовь Чернина.
Колоризированная версия
По заказу «Первого канала» в 2009 году были завершены работы по реставрации и колоризации оригинальной версии фильма 1947 года. Негатив картины и плёнка со звуковой дорожкой находились в плохом состоянии — материалы пришлось подвергать сканированию несколько раз. Восстановление проходило методом покадровой цифровой реставрации изображения, ремастеринга звука при участии компаний Legend Films и «ЮПитер». При подборе цвета для декораций, предметов интерьера и костюмов персонажей пользовались эскизами Николая Акимова.
- Режиссёр — Иван Цветов
- Художник — Наталья Монева
- Оператор цветокоррекции — Алексей Лебешев
- Продюсер — Виктор Рабинков
Работы проходили в США на студии Legend Films. Обработка 120 тысяч кадров заняла больше года, стоимость работ составила свыше 1 млн $.
Премьера колоризированной версии состоялась 1 января 2010 года на «Первом канале». Результат затеи подвергся критике. В частности, актриса Татьяна Пилецкая, снимавшаяся в сценах бала, утверждала, что у многих костюмов цвета не совпали с реальными.