Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Тёрнер, Нат

Нат Тёрнер, также Тернер (англ. Nat Turner, 2 октября 1800 — 11 ноября 1831) — американский чернокожий раб, возглавлявший восстание рабов в штате Вирджиния 21 августа 1831 года, в результате которого погибло 60 белых людей и по меньшей мере 100 чёрных рабов, — крупнейшее число погибших в одном восстании до Гражданской войны в США в южной части Соединённых Штатов.

Он собрал сторонников в Саутгемптоне, штат Вирджиния. Впоследствии Тёрнер был признан виновным, приговорён к смертной казни и повешен, после чего с его тела была содрана кожа. Впоследствии американское правительство казнило 56 чёрных рабов, обвинённых в участии в восстании Тёрнера. Двести чёрных были избиты и убиты белыми ополченцами. В Вирджинии и других южных штатах государственные органы приняли новые законы, запрещающие получение образования рабами и свободными неграми, ограничивающие свободу собраний и другие гражданские права свободных чёрных, и потребовали от белых чиновников обязательного присутствия на богослужениях чёрных.

Ранняя жизнь

При рождении владелец Тёрнера записал только его имя — Нат, хотя он, возможно, имел фамилию в рядах рабов. В соответствии с общепринятой практикой белые обращались к нему по фамилии его владельца, Самуэля Тёрнера. Эта практика была перенята историками. Тёрнер мало знал о своём происхождении: его отец, как считалось, сбежал из рабства, когда Тёрнер был маленьким мальчиком. Тёрнер остался рядом со своей бабушкой по отцовской линии, Старой Бриджит, которая также была в рабстве у Самуэля Тёрнера. Бабушка Тёрнера происходила из короманти — народа, проживавшего на территории современной Ганы, представителей которого часто продавали в рабство в Америку; их группы известны восстаниями рабов. Она была захвачена в Африке в тринадцать лет и отправлена в Америку.

Тёрнер провёл свою жизнь в округе Саутгемптон, штат Вирджиния, месте, населённом преимущественно чёрными.

Тёрнер с детства отличался интеллектом: он научился читать и писать в довольно раннем возрасте. Будучи глубоко религиозным, Нат часто постился, молился или был погружён в чтение историй из Библии. Его якобы часто посещали видения, которые он интерпретировал как сообщения от Бога. Эти видения значительно повлияли на его жизнь: например, когда Тёрнеру было 22 года, он сбежал от своего владельца, но вернулся через месяц после того, как увидел видение. Тёрнер часто оказывал услуги баптистам, проповедуя Библию среди своих товарищей-рабов, которые прозвали его «пророком». Тёрнер также имел влияние на белых людей, например, он якобы сумел убедить некоего Этельреда Т. Брэнтли прекратить жить порочной жизнью.

К началу 1828 года Тёрнер был уверен, что ему «предопределена какая-то великая цель в руках Всевышнего». Во время работы в поле своего владельца 12 мая Тёрнер «услышал громкий шум в небесах», а затем якобы духа, который говорил с ним. Тёрнер был убеждён, что Бог дал ему задание «убить… врагов их собственным оружием». Первыми соратниками Тёрнера стали четыре других раба — Генри, Харк, Нельсон и Сэм.

Начиная с февраля 1831 года Тёрнер пришёл к убеждению, что определённые атмосферные явления были знаком того, что он должен начать подготовку к восстанию против рабовладельцев.

12 февраля 1831 года в штате Вирджиния наблюдалось солнечное затмение. Тёрнер увидел в этом руку чёрного человека, закрывшую солнце, и принял это видение как знак. Восстание было первоначально запланировано на 4 июля, День независимости, но было отложено для дополнительных обсуждений между Тёрнером и его последователями и в связи с его болезнью. 7 августа произошло ещё одно солнечное затмение, при котором появилось солнце голубовато-зелёного цвета (возможно, из-за попавшего при извержении вулкана Сент-Хеленс в атмосферу вулканического пепла). Тёрнер принял это в качестве окончательного сигнала, и через две недели, 21 августа, он начал восстание.

Восстание

Тёрнер начал восстание 21 августа 1831 года с освобождения нескольких доверенных рабов. Повстанцы перемещались от дома к дому, освобождая рабов и убивая их хозяев. Повстанцы в конечном счёте включали более 70 порабощённых и свободных чёрных.

Поскольку повстанцы не хотели выдавать своё присутствие во время атак, они первоначально использовали ножи, топоры и тупые предметы, а не огнестрельное оружие. Восстание не разделяло жертв по возрасту или полу. Нат Тёрнер признался в убийстве лишь одной из жертв восстания — Маргрет Уайтхед, которую он убил ударом доски от изгороди.

До того как белые ополченцы смогли принять ответные меры, повстанцы убили 60 мужчин, женщин и детей. Они пощадили несколько домов бедняков, поскольку Тёрнер считал, что те живут не лучше негров. Тёрнер также считал, что революционное насилие будет служить пробуждению отношения белых к реальности рабовладельческого общества, которому присуща жестокость. Тёрнер позже сказал, что хотел распространить «ужас и тревогу» среди белых.

Поимка и казнь

Восстание было подавлено в течение двух дней, но Тёрнер скрывался до 30 октября, когда был обнаружен спрятавшимся в норе, покрытой досками от забора. 5 ноября 1831 года он был осуждён, признан виновным и приговорён к смертной казни. Тёрнер был повешен 11 ноября в городе Иерусалим (ныне Кортленд), штат Вирджиния. С его тела содрали кожу, обезглавили и четвертовали.

Всего после восстания за мятеж в Саутгемптоне и связанные с ним преступления было обвинено 45 рабов, в том числе и сам Тёрнер, и 5 свободных чернокожих. Из 45 обвинённых рабов 15 были оправданы. Из 30 осуждённых 18 были повешены, а 12 получили помилование и были проданы властями штата. Из 5 свободных чернокожих, судимых за участие в восстании, один был повешен, а остальные были оправданы.

После казни Тёрнера местный адвокат, Томас Раффин Грей, опубликовал «Признания Ната Тёрнера», полученные частично из исследований, проведённых в то время, когда Тёрнер был в бегах, а частично — из бесед с заключённым Тёрнером до суда. Эта работа является основным историческим документом о Нате Тёрнере, хотя её достоверность ставится некоторыми американскими историками под сомнение.

Образ Ната Тёрнера в художественной литературе и кино

Гарриет Бичер-Стоу опубликовала «Признания Ната Тёрнера» в качестве приложения к своему роману «Дред, или Повесть о великом злосчастном болоте» (Dred, A Tale of the Great Dismal Swamp, 1856, русский перевод 1857). Дред, главный герой романа, — беглый раб и религиозный фанатик, который помогает другим беглым рабам и замышляет восстание. Он сочетает в себе черты Ната Тёрнера и Денмарка Весси.

Роман Уильяма Стайрона «Признания Ната Тёрнера» (The Confessions of Nat Turner, 1967, Пулитцеровская премия за 1986 год, русский перевод 2005) содержит многочисленные картины жестокого угнетения рабов и ответного насилия во время восстания. Книга вызвала горячую полемику, обвинения автора в расизме и в попытке искажения образа реального исторического лица. В ответ на роман был опубликован коллективный сборник эссе «„Нат Тёрнер“ Уильяма Стайрона. Возражения десяти чёрных писателей» (Willian Styron’s The Confessions of Nat Turner: Ten Black Writers Respond, 1968).

Восстание Тёрнера показано в 5-й серии телефильма «Корни» (Roots, 1977), снятого по одноимённому роману Алекса Хейли (1976), что является анахронизмом, поскольку события в этой серии происходят в 1841 году, а восстание произошло в 1831-м. В самой книге, а также в новой экранизации (2016) упоминания о восстании относятся к 1831 году.

В 2016 году в США был снят исторический фильм «Рождение нации» (The Birth of a Nation) о восстании Тёрнера, чью роль играет Нэйт Паркер, который является также режиссёром и автором сценария.