Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Фалилеев, Вадим Дмитриевич

Вадим Дмитриевич Фалилеев (1879, село Маис Пензенской обл. — 1950, Рим) — русский художник-график и живописец.
Из купеческой семьи. Окончил Мариинское земледельческое училище в Пензе, затем, в 1899—1901 гг. учился в Пензенском художественном училище, в 1902—1903 гг. — в Киевской художественной школе кн. М. К. Тенишевой и в рисовальных классах в Санкт-Петербурге. В 1903 г. поступил в императорскую Академию художеств. С 1905 г. изучал гравирование. В 1907 г. перешел в класс гравюры под руководством В. В. Матэ.

Занимался офортом, ксилографией, линогравюрой, искусством силуэта. С 1906 г. участвовал в выставках объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». Побывал в Мюнхене, Вене, Берлине и Париже. В 1910 г. получил звание художника и право на заграничное пенсионерство. С 1911 г. работал в Италии, осенью 1912 г. вместе с женой, Е. Н. Качурой-Фалилеевой уехал в Париж, затем снова в Италию. Побывал во Флоренции, в Венеции, Риме и на о. Капри.

В 1913 г. вернулся в Петербург, работал в области книжной графики, затем в Москве, участвовал в выставках «Мира искусства». В 1917 г. по заказу А. В. Щусева создал серию офортов и линогравюр, изображающих строительство Казанского вокзала, цикл офортов «Виды Рима», а также около 20 литографированных и 30 офортных портретов друзей и близких. Принимал участие в выставках «Мира искусства» в Петрограде и Москве. В начале 1917 в Гравюрном кабинете Румянцевского музея прошла его первая персональная выставка.

В 1918 был приглашен профессором в Строгановское художественное училище, одновременно преподавал в женском политехникуме. В 1920—1924 гг. был деканом графического факультета ГСХМ (с 1920 г. ВХУТЕМАС). Читал лекции по технике гравирования, истории и эстетики книги. Был руководителем литографской мастерской ВХУТЕМАСа. С 1923 г. — заведующим Гравюрным кабинетом Румянцевского музея.

Как художник испытал влияние Ф. Валлотона. Наряду с И. Н. Павловым и А. П. Остроумовой-Лебедевой много сделал для утверждения новых приемов цветной гравюры на дереве и линолеуме, однако Фалилееву не хватало художественной самостоятельности. По определению А. М. Эфроса работы Фалилеева отличаются «высокой техничностью и пониженной художественностью».

Ретроспективное и натуралистическое течение Фалилеева противостояло новаторской школе В. А. Фаворского, который также работал во ВХУТЕМАСе.

В мае 1924 г. Фалилеев с женой и дочерью эмигрировали в Швецию, в 1926 г. переехали в Берлин, в 1928 г. поселились в Риме. Фалилеев до конца жизни участвовал в художественных выставках, работал в театре.