Колыбель (люлька, зыбка) — подвесная или напольная качающаяся кроватка для маленького ребёнка (младенца).
Этимология
Слово колыбель происходит от древне-русского глагола колыбать, что означало качать, укачивать. Глагол колыбать близок к глаголу колебать и возможно произошёл от древне русского колыхать, украинского колисати, польского kоɫуsас, в.-луж. koɫsać, что означало бежать рысью, качать на коленях. В. И. Даль отмечает, что в зависимости от местности колыбель в XIX веке называли зыбка, люлька, качалка, баюкалка, колыска.
Слово же люлька (в значении колыбель) возникло от общеславянского люлю, означающего припев при укачивании и возникшего от глагола лелеять, который сроден с украинским лелíяти, болгарским лелям, лелея (укачиваю), сербохорватским лелѝjа̑м, лелѝjати, ле̑љам, лељати (качать, болтать), старо-чешским leleti (волновать) и родственно литовскому leliúoti, leliúoju (качать, колыхать), латышскому leluôt, leluoju (укачивать ребёнка, убаюкивать), сродство с древнеиндийским lē- lāyati, lēlāyáti, lēláyati (качает(ся), дрожит), lálati (играет), lālауаti (ласкает, лелеет), возможно с англосаксонским lǽl (прут, ветка). Также, в современном английском lull (убаюкивать).
История
В царских колыбелях постели и перины набивались лебяжьим пухом. Внутри колыбели размещали маленькие иконки или кресты.
Лёгкая зыбка (кузовок), сплетённая из сосновых дранок, подвешивалась на черёмуховых дужках к очепу и имела подножку для качания. Очеп — это гибкая жердь, прикреплённая к потолочной матице. На хорошем очепе зыбка колебалась довольно сильно, иногда на сажень от пола. Может быть, такое качание от самого дня рождения с последующим качанием на качелях и вырабатывало особую закалку: моряки, выходцы из крестьян, весьма редко были подвержены морской болезни. Позже вместо очепа стали пользоваться пружиной. Современные колыбели чаще всего делают из лозы, древесины и даже из пластмассы.
-
Колыбель на изогнутых опорах продольного качания из меди с позолотой. XV век. (Музей в Берлине)
-
Подвесная колыбель в музее села Сикачи-Алян
-
Подвесная колыбель поперечного качания. XVIII век. (Музей в Кракове)
-
Предусмотрена возможность фиксации ребёнка тесёмками к колыбели. (Словения)
-
Деревянная колыбель с пружинной подвеской и балдахином из простыни (Дом-музей Ю. Гагарина в Клушино)
Символика
В славянской традиции — первая земная обитель человека, объект и место магических оберегов, направленных на защиту жизни и здоровья ребёнка; в своём символическом значении соотносится с материнской утробой, жилым домом и гробом.
Конструкция
Ещё в XIX веке в Российской империи колыбели представляли собой: рамы обшитые холстом и подвешенные за углы; кузовки (небольшой короб, лукошко гнутый или плетёный из лыка или бересты) на очепе, с подножкой для качанья; кроватки на круглых полозьях.
Виды
Колыбель известна большинству народов мира. Изготавливались колыбели из самых разнообразных материалов: дерева (долблёные, дощатые люльки), ивовых прутьев, ротанга, кожи, коры, верёвок (люльки-гамаки). Существуют колыбели на опоре-качалке и подвесные.
Зыбка — в восточнославянских языках диалектное или областное название люльки (кроватки, подвешиваемой к потолку) для качания грудных малышей.
Укачивание ребёнка
Несмотря на традиционно сложившиеся обычаи по укачиванию детей для их успокоения и облегчения засыпания, некоторые исследователи и врачи (к примеру Бенджамин Спок) считают, что укачивание ребёнка, особенно интенсивное и длительное, вредит здоровью ребёнка, а именно его вестибулярному аппарату и психологическому развитию, а также взаимоотношениям в семье.
В мифологии
- Качать пустую колыбель — накликать ребёнку скорую смерть (рус. повсеместно).
- Качание в колыбели, по поверьям, стимулирует рост и развитие ребёнка.
- Большинство народов европейской части России и Сибири верило, что в подвешенной (приподнятой над полом) колыбели ребёнок находится под покровительством небесных сил.
В искусстве
- В живописи
-
Малое Святое семейство
Рафаэль Санти. 1518—1519 -
Русская колыбель
Лепренс Ж.Б. 1764 -
Дети в избе
Савицкий К.А. 1860-е -
У люльки (Больное дитя)
Лемох К.В. 1875