Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




22.07.2021


21.07.2021


21.07.2021


21.07.2021


20.07.2021





Яндекс.Метрика

Баркас

07.03.2021

Баркас или Барказ (итал. barcaccia — большая лодка, нидерл. barkas):

  • большая мореходная 14 — 22-вёсельная или моторизованная шлюпка, длиной до 12,2 метра, шириной до 3,66 метра, водоизмещением 4 — 5 тонн с убирающимся бушпритом (для кливера) и двумя мачтами (для фока и грота);
  • самоходное судно небольших размеров, предназначенное для различных перевозок в гаванях и на рейдах.

Ранее после баркаса, второй по величине, тип гребной шлюпки, на кораблях и судах являлся катер, который отличался от баркаса более лёгкой постройкой и острыми обводами.

История

Во времена парусного судоходства баркас, гребное грузовое судно при кораблях, обычно вместе с пинассом располагался на барринге между фок- и грот-мачтой. Баркасы спускались на воду для завоза якоря, перевозки пассажиров (членов экипажа), подвоза питьевой воды, продуктов питания и иного. В конце XIX века баркас и полубаркас, как большие из судовых шлюпок, устанавливались под рострами (запасной рангоут) на шкафуте посредине корабля.

Величина баркаса зависела от величины корабля где они были размещены, один или два бывали при каждом военном судне. В зависимости от величины корабля зависело и количество баркасов на нём, так на линкоре «Дредноут» (HMS Dreadnought), в начале его службы, было два 14-метровых паровых полубаркаса, один 11-метровый паровой полубаркас, один 13-метровый гребной баркас. Также существовали и Полубаркасы, которые были немного меньше баркасов, и имели 14 — 18 вёсел. Баркасы, на военных судах, когда спущены на воду, обыкновенно стоят на Бакштове. Ранее в военном деле России, до создания миноносок, баркасы в составе минных плотов применялись для установки минных заграждений.

В Русском флоте, на конец XIX века, употреблялись следующие гребные баркасы и полубаркасы:

  • 20-ти вёсельный баркас;
  • 18-ти вёсельный баркас;
  • 16-ти вёсельный полубаркас;
  • 14-ти вёсельный полубаркас.

Баркас упоминается в романе «Тихий Дон» Шолохова как рыболовная лодка донских казаков.

Виды и типы

На флотах государств мира существовали и существуют следующие виды и типы баркасов и полубаркасов:

  • корабельный баркас — большая шлюпка, для корабельных нужд, меньше портового баркаса;
  • портовый баркас — больше корабельных (длиною 100 — 120 футов), небольшой пароход, для портовых нужд, не имеющие рангоута и служащие большею частью для буксировки портовых судов и барок, а также для посылок;
  • пожарный баркас — портовый баркас имеющий приспособления для тушения пожара, то есть снабжён противопожарными средствами;
  • гребной баркас — имеющий в качестве движителя вёсла;
  • парусный баркас — имеющий в качестве движителя паруса;
  • паровой баркас — имеющий в качестве движителя паровую машину;
  • моторный (моторизованный) баркас — имеющий в качестве движителя мотор;
  • и другие.