Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




12.06.2021


11.06.2021


10.06.2021


10.06.2021


09.06.2021





Яндекс.Метрика

Военно-воздушные силы Северного флота

05.03.2021

Военно-воздушные силы Северного флота — бывший род сил регионального командования ВС СССР/России.

Выполняли задачи по обеспечению безопасности страны в Северо-западном и Арктическом регионах СССР/России самостоятельно или совместно с силами флота, а также постоянно работали в интересах Северного флота и др. ведомств в составе оперативных группировок в различных районах мирового океана. После 2015 года ВВС и ПВО Северного флота переформированы в 45-ю армию ВВС и ПВО. Помимо лётных частей, в структуру 45-й армии вошли зенитно-ракетные и радиотехнические части по территориальному признаку.

Для выполнения поставленных задач силами авиации имеется сеть аэродромов берегового базирования с необходимой аэродромной инфраструктурой, летательные аппараты различных типов и классов, личный состав. Из всех флотов ВМФ России только авиация СФ имеет самолёты корабельного базирования, приписанные к ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

История военно-воздушных сил Северного флота

Становление в предвоенные годы

7 июня 1934 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «О развитии военно-морских баз и аэродромов Морских Сил Севера». Официальной датой формирования авиации Северного флота считается 18 августа 1936 года, когда был подписан приказ НК ВМФ о перебазировании 7-го отдельного морского разведывательного авиационного звена (три самолёта МБР-2), сформированного из состава 105-й авиабригады ВВС Балтийского флота. Это была первая лётная часть ВМФ на севере, которая затем была развёрнута в эскадрилью (29-я МБРАЭ, затем 45-я ОМБРАЭ).

В августе 1939 года вводится должность командующего ВВС СФ, на которую назначается комбриг А. А. Кузнецов (с 04.06.1940 г. — генерал-майор авиации).

16 сентября 1939 года приказом НК ВМФ СССР №00124 на базе 45-й ОМБРАЭ формируется 118-й морской ближнеразведывательный авиационный полк ВВС СФ. На вооружении полка были летающие лодки.

Советско-финская война

В скоротечной зимней кампании принимал участие 118-й МРАП. На тот момент в полку было 37 самолетов МБР-2 и семь ГСТ.

В конце декабря 1939 года из Белорусского особого военного округа на Север прибыли две истребительные авиационные эскадрильи самолётов И-15бис и И-16, а также эскадрилья скоростных бомбардировщиков СБ. Приказом НК ВМФ от 23.12.1939 года из них был сформирован 72-й смешанный авиационный полк ВВС СФ. Полк принимал участие в БД против Финляндии.

Авиация СФ за время финской компании боевых потерь не имела.

Великая Отечественная война

По состоянию на 22 июня 1941 года в составе ВВС СФ имелось пять лётных частей:

  • 118-й морской разведывательный авиационный полк, летающие лодки ГСТ и МБР-2
  • 72-й смешанный авиационный полк, четыре истребительные АЭ и одна бомбардировочная
  • 49-я отдельная морская разведывательная авиаэскадрилья на МБР-2
  • 34-е отдельное санитарное авиационное звено — 2 МБР-2
  • 24-е отдельное авиационное звено связи в составе Беломорской военно-морской базы — 2 МБР-2

Части аэродромного обеспечения: 15-я и 30-я авиабазы. Места дислокации авиации СФ: один сухопутный аэродром в п. Ваенга (Большой аэродром) и три гидроаэродрома: в губе Грязной в районе Североморска, на оз. Холмовское под Архангельском и на Большом Соловецком острове.

В связи с явной нехваткой сил на северном направлении, в течение лета 1941 года ВВС СФ были усилены 10 самолетами МиГ-3 от промышленности и 22 И-16 из других частей ВВС ВМФ, в августе поступило 10 И-153 из ВВС ЧФ. В бомбардировочную авиацию поступило 9 СБ и 6 Пе-2.

К 15 августа 1941 года, согласно приказу НК ВМФ, Беломорская Военно-морская база была переформирована в Беломорскую военную флотилию, с подчинением Военному совету СФ. В её состав была передана 49-я ОМРАЭ и 24-е ОАЗСВ.

Из экипажей и самолётов Полярной Авиации была сформирована 2-я авиационная группа Главного Управления Севморпути (ГУ СМП), под командованием ГСС полковника И. П. Мазурука. Штаб авиагруппы размещался в Архангельске. Группа отвечала за защиту морских коммуникаций и проводку судов.

28 августа 1941 года на аэродром Ваенга приземлились 24 британских истребителя «Харрикейн» Mk.IIB из состава 151-го крыла RAF. Задачей авиагруппы было переучивание советских специалистов, однако вскоре было сформировано две эскадрильи (ещё 15 самолётов было собрано из доставленных морем машинокомплектов), которые принимали участие в проводке конвоев союзников и прикрытии морских портов.. Осенью из Харрикейнов был сформирован новый 78-й ИАП. Формирование полка было возложено на Героя Советского Союза капитана Б. Ф. Сафонова.

12 сентября 1941 года, из состава 1-го МТАП БФ было перебазировано авиационное звено самолётов ДБ-3ф. Эти три машины вошли в состав 72-го САП и положили основу минно-торпедной авиации Северного флота СССР.

В сентябре 1941 года на СФ переведена 22-й ОМДРАЭ БФ на самолётах Че-2. Эскадрилья вошла в состав 118-го МРАП как З-я АЭ.

19 декабря 1941 года приказом командующего СФ был установлен следующий состав авиационных полков ВВС СФ: 72-й САП — 1-я, 2-я, 3-я ИАЭ, 4-я и 5-я БАЭ; 118-й МРАП — 1-я и 2-я МБРАЭ, 3-я МДРАЭ.

В январе 1942 года 72-й авиационный Краснознаменный полк был переименован во 2-ой гвардейский смешанный Краснознаменный авиационный полк СФ (Приказ НК ВМФ № 10 от 18 января 1942 года). В связи с большими потерями, в марте 1942 года в полк был передан полным составом 78-й ИАП со всей авиационной техникой. Командиром 2-го гвардейского смешанного авиационного Краснознаменного полка был назначен Герой Советского Союза майор Б. Ф. Сафонов.

В марте 1942 года на базе двух эскадрилий 2-го гв. САП был сформирован 27-й ИАП, вооружённый самолётами И-153, И-16 и «Харрикейн».

Директивой Ставки ВГК №170405с от 21.05.1942 г., для обеспечения проводки каравана судов PQ-16 в Баренцевом море, командующему АДД генерал-лейтенанту авиации Голованову было предписано выделить в период с 22 по 29 мая 36-ю АД ДД, с перебазированием её на аэр. Ваенга. Дивизии была поставлена задача — в указанный период систематически разрушать аэродромы: Бардуфосс, Стермоен, Тромсё, Гаммерфест. Для прикрытия бомбардировщиков предполагалось использовать истребительную авиацию ВВС СФ, Карельского фронта и ПВО, базирующуюся в районе Мурманска. Подобная задача 36-й АД ДД ставилась в последующем в сентябре-октябре 1942 г. и в ноябре 1943 г. — январе 1944 г.

В соответствии с Приказом НКО СССР № 0060 от 5.03.1942 г., 95-й истребительный авиационный полк ПВО Московского военного округа был передан в состав ВВС Северного флота, где был переименован в 95-й истребительный авиационный полк ВВС Северного флота. На вооружении полка были тяжёлые истребители Пе-3. Задачами полка были определены воздушное прикрытие конвоев союзников, бамбо-штурмовые удары по портам и базам и ведение воздушной разведки в море. Этот старейший авиационный полк в составе Северного флота претерпел ряд реорганизаций и переименований и закончил свой путь 1 сентября 2002 года (Директива ГШ ВМФ № 730/1/091 от 01.11.2001 года).

Для обеспечения проводок союзных конвоев, в июле 1942 года в составе ВВС СФ была сформирована Особая морская авиационная группа (ОМАГ), возглавляемая генерал-майором авиации Н. Т. Петрухиным. В состав группы входили 13-й, 20-й, 121-й и 255-й ИАП, а также 35-й МТАП. Кроме истребительных частей, в неё несколько ранее вошли также 28-й и 29-й ПБАП ВВС ВМФ, которые ещё в июне прибыли на Север. Эта группировка действовала до конца октября того же года, после чего была расформирована.

Первые послевоенные годы

Авиация Северного флота в испытаниях ядерного оружия

Холодная война

В постсоветское время

Аэродромы ВВС Северного флота в период с 1941 по 1945 гг.

  • аэродром Амдерма (69°45’50"С 61°33’1"В) — использовался ВВС БВФ (44-й САП);
  • аэродром Большая Муксалма (65°1’43"С 35°44’20"В) — использовался ВВС БВФ;
  • аэродром Ваенга-1 (69°2’42"С 33°23’55"В) — использовался ВВС СФ как основной;
  • аэродром Ваенга-2 (69°0’57"С 33°17’33.48"В) — использовался ВВС СФ как основной;
  • аэродром Ваенга-3 (Челнопушка, Чалмпушка) (69°3’4"С 33°14’16"В) — после войны закрыт, вместо него открыт Североморск-3;
  • аэродром Губа Белушья (71°31’53"С 52°18’58"В — координаты могут быть не точными) — использовался ВВС БВФ (44-й САП);
  • аэродром Губа Грязная (69°3’57"С 33°16’54"В) — использовался ВВС СФ как основной для гидроавиации (44-й САП, 118-й МРАП, 3-я МРАЭ 53-го САП(?), 2-я МРАЭ 54-го САП);
  • аэродром Диксон (73°31’2"С 80°22’31"В) — использовался ВВС БВФ (44-й САП);
  • аэродром Зубовка (69.774027,32.69032 — координаты могут быть не точными) — использовался ВВС СФ как запасной;
  • аэродром Иоканьга (67.986798,39.835196) — использовался ВВС БВФ как сухопутный;
  • аэродром Иоканьга (67.961159,39.619163) — использовался ВВС БВФ как гидроаэродром;
  • аэродром Кехта (64.31239,41.206083) — использовался ВВС СФ и ВВС БВФ в 1943 году;
  • аэродром Кильдин (69°18’58"С 34°9’59"В) — использовался ВВС СФ с 1943 года;
  • аэродром Малые Кармакулы (N72.373333 E52.716667 — координаты взяты по полярной гидрометеостанции — старейшей в России) — использовался ВВС СФ и ВВС БВФ в 1943 году;
  • аэродром Мезень (65.878689,44.214206) — использовался ВВС СФ и ВВС БВФ в 1943 году;
  • аэродром Моржовец (66°46’4"С 42°30’2"В) — использовался ВВС БВФ;
  • аэродром Мурмаши (68°46’0"С 32°44’00"В) — кроме армейских ВВС использовался как запасной ВВС СФ (46-й ШАП);
  • аэродром Мыс Великий (69.086352,33.277983) — вспомогательный к аэродрому Губа Грязная, постоянный гидроаэродром. Имел один спуск (в отличие от аэродрома Губа Грязная, имевшего два спуска). Оперативная емкость — до одной отдельной АЭ. Использовался в 1943 году;
  • аэродром Нарьян-Мар (67°37’47"С 53°5’24"В) — использовался ВВС БВФ (44-й САП);
  • аэродром Новая Земля (71.61673,52.481174) — использовался ВВС БВФ (44-й САП);
  • аэродром Обозерская (63°26’28"С 40°17’15"В) — использовался ВВС СФ и ВВС БВФ (учебно-тренировочный?) (46-й ШАП);
  • аэродром Поной (67°6’26"С 41°6’40"В) — использовался ВВС БВФ;
  • аэродром Пумманки (69°47’16"С 31°56’14"В) — использовался ВВС СФ (78-й ИАП, 46-й ШАП);
  • аэродром Роста (Совхоз Арктика) (68°59’39"С 33°7’27"В) — использовался ВВС СФ с 1943 года;
  • аэродром Русская Гавань (N76.188333 E62.588889) — использовался ВВС БВФ в 1941 году группой полковника И. П. Мазурука (2-я АГ ГУСМП), самолёты ДБ-3;
  • аэродром Северодвинск (Молотовск) (N64.615232 E39.817801) — использовался ВВС БВФ в 1942 году 16-м ОТАО 3-ей АГ;
  • аэродром Североморск-3 (68.869211,33.7183);
  • аэродром Соловки (65.027488,35.89497) — использовался ВВС БВФ как гидро и как сухопутный;
  • аэродром Средне-Ваенгское (69.009857,33.497901) — использовался ВВС СФ в 1943 году исключительно в зимний период в зависимости от состояния льда (в основном, толщины) и метеоусловий. Полоса укатывалась. Взлет-посадка производились только на лыжах.;
  • аэродром Териберка (69.14883,35.091491) — использовался ВВС СФ с 1943 года;
  • аэродром Тоендо (озеро Тоин То) (коодинаты) — использовался ВВС БВФ в 1941 году группой полковника И. П. Мазурука (2-я АГ ГУСМП), самолёты ГСТ;
  • аэродром Ура-Губа (69°12’37"С 32°42’31"В) — использовался ВВС СФ с августа 1943 года;
  • аэродром Усть-Цильна (N65.433889 E52.150833) — использовался ВВС БВФ в 1941 году группой полковника И. П. Мазурука (2-я АГ ГУСМП), самолёты И-153, СБ, ДБ-3;
  • аэродром Холмовское озеро (Лахта) (64°22’15"С 40°41’37"В) — использовался ВВС БВФ для гидроавиации;
  • аэродром Холмогоры (64.2437994,41.674686) — использовался ВВС СФ (46-й ШАП);
  • аэродром Шойна (67.834257,44.248466) — использовался ВВС СФ как запасная полоса;
  • аэродром Шонгуй (68°44’35"С 33°7’41"В) — кроме армейских ВВС использовался как запасной ВВС СФ (46-й ШАП);
  • аэродром Ягодник (64°24’1"С 40°53’20"В) — использовался ВВС СФ и ВВС БВФ (учебно-тренировочный?) (3-й УАП, 46-й ШАП);
  • аэродром Кегостров (64.5393333,40.4510333);
  • аэродром Васьково (64.441583,40.422416);
  • аэродром Бакарица (64.460924,40.606266);
  • аэродром Талаги (64.60025,40.7165).
  • аэродром Луостари (Petsamo) (69°24’4"N 30°59’23"E) — использовался частями 5-го Воздушного флота Люфтваффе. После захвата в октябре 1944 года использовался ВВС СФ (46-й ШАП)

Список командующих ВВС СФ