Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Котельников, Глеб Евгеньевич

Глеб Евгеньевич Котельников (18 января (30 января) 1872, Санкт-Петербург — 22 ноября 1944, Москва) — изобретатель авиационного ранцевого парашюта.

Биография

Родился в семье профессора механики и высшей математики. Внук (по матери) художника Ивана Зайцева. Родители увлекались театром, и это увлечение привилось сыну. С детства он пел, играл на скрипке, а также ему нравилось мастерить разные игрушки и модели.

Окончил Киевское военное училище (1894), и, прослужив три года обязательной службы, ушёл в запас. Служил акцизным чиновником в провинции, помогал организовывать драматические кружки, сам иногда играл в спектаклях, продолжал конструировать.

В 1910 году Глеб вернулся в Петербург и стал актёром труппы Народного дома на Петербургской стороне (псевдоним Глебов-Котельников).

Сын — Анатолий Глебов (Котельников), советский драматург.

Создание парашюта

В 1910 году Котельников под впечатлением от гибели лётчика Льва Макаровича Мациевича занялся разработкой парашюта.

До Котельникова лётчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Их конструкция была очень ненадёжна, к тому же они сильно увеличивали вес самолёта. Поэтому использовали их крайне редко.

Вскоре изобретатель получил привилегию: № 5010 Коллежскому асессору Г. Котельникову — на спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом 27 октября 1911 года.

Вторую попытку зарегистрировать своё изобретение он предпринял уже во Франции, получив 20 марта 1912 года патент за № 438 612.

Парашют РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) был разработан в течение 10 месяцев, и его показательное испытание Глеб Евгеньевич произвёл (6)19 июня 1912 года, — в районе деревни Сализи (ныне — Котельниково).

Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на лётчике при помощи подвесной системы; причём конструктивно человек прикреплялся к парашюту в двух точках. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо.

Сначала 2 июня 1912 года провели испытания с помощью автомобиля. Машину разогнали, и Котельников дёрнул за спусковой ремень. Привязанный за буксировочные крюки парашют мгновенно раскрылся, а его сила торможения передалась на автомобиль, заставив заглохнуть двигатель.

6 июня того же года состоялись испытания парашюта в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы возле деревни Сализи.

На разных высотах с аэростата сбрасывался манекен массой около 80 кг с парашютом. Все броски прошли успешно.

Зимой 1912—1913 года парашют РК-1 конструкции Г. Е. Котельникова был представлен коммерческой фирмой «Ломач и К°» на конкурс в Париже и Руане. 5 января 1913 года студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский впервые прыгнул с парашютом РК-1 в Руане с 60-метровой отметки моста, перекинутого через Сену. Парашют сработал блестяще. Русское изобретение получило признание за рубежом. А царское правительство вспомнило о нём только в ходе первой мировой войны.

В начале Первой мировой войны поручик запаса Г. Е. Котельников был призван в армию и направлен в автомобильные части. Однако вскоре лётчик Г. В. Алехнович убедил командование в необходимости снабжения экипажей многомоторных самолетов парашютами РК-1. В Главном военно-инженерном управлении постановили привлечь Котельникова к участию в изготовлении ранцевых парашютов для авиаторов.

Котельниковым было предложено использовать для самолётов Сикорского и Слесарёва прицепной парашют; их было изготовлено 75 штук, но применения они не получили.

Советское время

Могила Котельникова на Новодевичьем кладбище Москвы.

В 1923 году Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2. Позже появилась модель парашюта РК-3 с мягким ранцем, на который 4 июля 1924 года был получен патент за № 1607. В том же 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг, однако применения он не получил.

В 1926 году Г. Е. Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.

После первой блокадной зимы Котельников был эвакуирован из Ленинграда.

Глеб Котельников умер 22 ноября 1944 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. Его могила является местом паломничества парашютистов, которые привязывают к деревьям около его могилы ленточки для затяжки парашютов.

Память

Деревня Сализи, где впервые испытывался парашют Котельникова, 1 августа 1949 года была переименована в Котельниково. Недалеко от полигона сооружён скромный памятник с изображением парашюта.

В Санкт-Петербурге имеется аллея Котельникова.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде

1912—1941 — 14-я линия, 31, кв. 20.

Сочинения

  • Котельников Г.Е. История одного изобретения: русский парашют. — М.-Л.: Детиздат., 1938. — С. 88, илл.
  • Котельников Г.Е. История одного изобретения: русский парашют. — М.-Л.: Детиздат, 2-е изд., испр. и доп., 1939. — С. 107, илл.
  • Котельников Г.Е. [files.litmir.co/br/?b=415229 Парашют]. — М.-Л.: Детгиз, 1943. — С. 125, илл.