Московский кинофестиваль 1935 года (или Советский Кинофестиваль в Москве) — первый международный кинематографический смотр в СССР. Прошёл с 21 февраля по 1 марта 1935 года в Москве и является, таким образом, вторым старейшим киноконкурсом мира после Венецианского фестиваля, впервые проведённого в 1932 году. Участвовали 9 стран: Великобритания, Венгрия, Италия, Китай, Польша, СССР, США, Франция, Чехословакия. Официально считается предшественником Московского международного кинофестиваля, хотя нумерация послевоенных конкурсов начинается с первого Московского международного кинофестиваля 1959 года.
Предыстория
В конкурсной программе второго Венецианского кинофестиваля, прошедшего в августе 1934 года, были показаны советские художественные фильмы «Петербургская ночь», «Гроза», «Весёлые ребята», документальный фильм «Челюскин» (операторы М. А. Трояновский, А. М. Шафран; режиссёр Я. М. Посельский) и кинохроника. По другим сведениям, в конкурсе участвовали «Три песни о Ленине», «Весёлые ребята» и «Окраина». Ещё несколько фильмов были показаны вне конкурса для представителей прессы и работников искусства. По утверждению советской прессы, советский кинематограф удостоился главного приза — кубка выставки и получил восторженные отзывы иностранных кинокритиков. Вскоре в Москве было принято решение о проведения собственного кинофестиваля, который одновременно служил бы пропагандистским целям и способствовал привлечению в СССР иностранных кинофильмов. Ставилась задача культурного сближения с народами мира и победы в соревновании с зарубежной кинематографией. Фестиваль должен был закрепить триумф советского киноискусства. 21 февраля 1935 года в Доме кино состоялось открытие кинофестиваля, по завершению торжественной части были показаны фильмы «Чапаев» и «Мария Шапделен». Для представителей советской общественности эти же фильмы в этот же день демонстрировались в кинотеатре «Ударник».
Жюри
Председателем жюри стал руководитель Главного управления кинофотопромышленности при СНК СССР (Госкино) Борис Шумяцкий. В состав жюри входили деятели советского кино Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Александр Довженко, председатель ВОКС Александр Аросев и француз Анри Дебри, потомственный изобретатель киноаппаратуры и владелец одноимённой компании по её производству.
Фильмы-участники
На фестиваль поступило около 100 фильмов. Комиссия Госкино отобрала 26 фильмов для участия в конкурсе. Было представлено девять фильмов из СССР, семь из США, четыре из Франции, два из Великобритании и по одному из Италии, Польши, Китая и Чехословакии. В том числе:
Некоторое количество фильмов было продемонстрировано вне конкурса, в том числе:
А также:
- Выпуски киножурнала «Союзкиножурнал».
- Выпуск киножурнала «Советское искусство», посвящённый 100-летию балетного техникума Большого театра, спектаклю «Железный поток» в постановке Реалистического театра имени Красной Пресни и работам советского скульптора Шадра.
- Советская кинохроника:
- «Авиамарш» (о советских авиаторах и авиаконструкторах) и «Большая победа» (о заводе «Шарикоподшипник») режиссёра Михаила Кауфмана.
- «Город юности» (о Комсомольске-на-Амуре) и «Нанаец с Большой Тунгуски» (о молодом нанайце, приехавшем учиться в ленинградском Институте народов Севера) режиссёра Михаила Слуцкого.
- «Подарок Родины» (о красноармейском санатории имени Ворошилова в Сочи).
- «Киров» (о С. М. Кирове) творческого коллектива под руководством Якова Блиоха.
Награды
- Главный приз — Большой серебряный кубок, — вручён киностудии «Ленфильм» за кинокартины «Чапаев», «Юность Максима» и «Крестьяне», как «утверждающие реалистический стиль советской кинематографии и сочетающие идейную глубину, жизненную правдивость и простоту с высоким качеством режиссёрского мастерства, актёрской игры и операторской работы».
- Вторая премия — Малый серебряный кубок, — вручена французскому режиссёру Рене Клеру за фильм «Последний миллиардер».
- Третья премия (также малый серебряный кубок) — Уолту Диснею «за художественные мультипликационные фильмы, являющиеся высоким образцом мастерства».
Почётные грамоты:
- Фильму «Пансион „Мимоза“», «отличающемуся простотой и правдивостью изображения некоторых сторон общественной среды и высотой кинематографической культуры — режиссерского и актерского мастерства».
- Фильму «Петер», «соединяющему занимательный сюжет четко сконструированного сценария с высоким актерским мастерством».
- Кинофабрике «Мосфильм» за фильмы «Лётчики» и «Новый Гулливер», «сочетающие большое формальное мастерство и развлекательность с идейной насыщенностью и правдивостью».
- Режиссёру Кингу Видору «за высокое режиссерское мастерство фильма „Хлеб наш насущный“».
- Альфреду Грину, Юджину Солоу (англ. Eugene Solow) и Роберту Ли Джонсону (англ. Robert Lee Johnson) «за интересную попытку художественного изображения жизни современной американской молодежи в фильме „Джентльмены рождаются“».
- Режиссёру Цай Чушэну «за смелую попытку реалистического показа жизни и благородных качеств китайского народа в фильме „Песня рыбака“».
- Художнице Сарре Мокиль «за мастерство, проявленное в создании маски и типажа кукол фильма „Новый Гулливер“».
Особо отмечены жюри:
- Чарльз Лоутон за «прекрасное актёрское мастерство» в главной роли в исторической драме «Частная жизнь Генриха VIII».
- Показанный вне конкурса фильм «Вива, Вилья!» и исполнитель главной роли Уоллес Бири за «исключительные художественные качества» и «выдающееся мастерство».
- Чехословацкие актёры Иржи Восковец и Ян Верих за мастерство в фильме «Эй, ухнем».
- «Талантливая игра актерского ансамбля» в фильме «Молодой лес».
- «Ценные усилия кинематографии Италии художественно отобразить на экране великие эпизоды истории итальянского народа и большое мастерство, с которым эти фильмы выполнены».