ТК-12 — подводная лодка класса ТРПКСН проекта 941 «Акула», третий корабль серии.
История корабля
19 апреля 1980 года заложена в цехе ПО «Севмашпредприятие» как тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения под заводским номером 713.
21 мая 1981 года зачислена в списки кораблей ВМФ. 26 декабря 1984 года вступила в строй ВМФ СССР. Ответственным сдатчиком был Ю. Н. Гречков.
15 января 1985 года зачислена в состав Северного флота, вошёл в состав 18-й ДПЛ 1-й ФлПЛ СФ
В 1985—1986 годах в течение 164 суток продолжалась боевая служба экипажа Ю. М. Репина и экипажа М. А. Леонтьева. Смена экипажа осуществлялась с помощью ледокола.
В 1986 году произошло столкновение с АПЛ HMS Splendid (S106) ВМС Великобритании. «Сплендид» лишился буксируемой гидроакустической антенны, которую на себе в базу привёз ТК-12. Сам ТК-12 получил повреждения носового горизонтального руля.
В августе-сентябре 1987 года состоялся поход на Северный полюс экипажа Ю. М. Репина (старший на борту — А. В. Ольховиков), 7 сентября 1987 года в 20 ч 55 мин 29 сек прошли географическую точку Северного полюса. Выполнена ракетная стрельба ракетой Р-39 с широты 88 градусов 36 минут (первая ракета взорвалась, вторая стартовала успешно). Первый экипаж награждён Вымпелом Министра Обороны СССР
С 16 сентября 1991 по 20 января 1992 года на ФГУП «Звездочка» в Северодвинске прошёл средний ремонт. Выполнена операция № 1 по замене активной зоны реакторов.
3 июня 1992 года переклассифицирована в тяжёлый атомный подводный крейсер стратегического назначения.
В 1996 году выведена из боевого состава ВМФ в резерв.
В 1998 году исключена из состава ВМФ. Поставлен на отстой в губе Нерпичья (г. Заозёрск).
В ноябре 2001 года по инициативе экипажа поступило предложение присвоить кораблю наименование «Симбирск», не утверждённое командованием.
В июле 2005 года отбуксирована в Северодвинск для утилизации. 21 ноября 2006 года заведена в док-камеру ФГУП «Звёздочка» для окончательной разделки. В течение 2006—2007 годов была утилизирована.
Командиры
- 1984—1985 — А. С. Близнюк
- 1985—1989 — Ю. М. Репин
- 1986 командиры второго экипажа — М. А. Леонтьев, потом И. Э. Гришков, потом Н. В. Корбут, потом В. В. Турчин, потом И. В. Федоренко
- 1989—1996 — А. А. Жиделев
- 1996—2005 — А. Д. Астанин