Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Диев, Борис Александрович

Борис Александрович Диев (4 декабря 1924, Казань — 30 мая 2008, Москва) — советский и российский композитор, дирижёр, Народный артист Российской Федерации; профессор, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов РФ; участник Великой Отечественной войны, полковник. Член КПСС с 1953 года.

Биография

Родился в семье военнослужащего. Окончил музыкальную школу, затем Казанское музыкальное училище по классу фортепиано А. Н. Раниец, там же занимался композицией у Н. Г. Жиганова. Участник Великой Отечественной войны.

В 1950 году окончил Институт военных дирижёров по классу дирижирования доцента А. Д. Цейтлина, в 1954 г. — адъюнктуру при Институте военных дирижёров (научный руководитель — профессор М. М. Багриновский, научный консультант — профессор Л. А. Мазель); одновременно занимался композицией у профессора Московской консерватории А. Н. Александрова и прошёл специальный курс преподавания дирижёрской ритмики у профессора Н. Г. Александровой.

В 1956 году защитил диссертацию, присвоена учёная степень кандидат искусствоведения, с 1960 г. — «доцент».

В 1955—1970 гг. преподавал дирижирование в Московской консерватории (на военно-дирижёрском факультете); полковник.

Оркестр Института военных дирижёров под управлением Б. А. Диева удостоен звания лауреата и первой премии на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в 1957 году (Москва).

В 1970—1975 гг. — начальник Управления музыкальных учреждений Министерства культуры РСФСР.

С 1975 г. — художественный руководитель и главный дирижёр Государственного духового оркестра РСФСР и одновременно — Сводного духового оркестра профсоюзов г. Москвы. В 1977—1981 гг. — главный дирижёр Московского государственного театра оперетты.

С 1981 по 1984 гг. — заведующий кафедрой духовых и эстрадных оркестров Московского государственного института культуры. Помимо дирижирования, Диев многие годы вел курс дирижёрской ритмики. Многие его выпускники удостоены высоких почетных званий. Среди них — народный артист России, профессор И.Раевский, народный артист России В.Солодахин, заслуженный деятель искусств России, профессор Б.Коростелев, заслуженный артист России, доцент В.Гришин и многие другие.

Умер Б. А. Диев 30 мая 2008 года в Москве. Похоронен на Востряковском кладбище.

Талантливый музыкант, дирижёр, педагог и выдающийся мастер духового оркестра, человек редкого обаяния, он привнес в нашу жизнь удивительно светлую, искрящуюся ноту. Произведения Б. А. Диева были услышаны и не затерялись в бурных событиях перестройки … Прощаясь с замечательным композитором, дирижёром и педагогом, вспоминая его выразительные мелодии, его светлый облик, мы невольно обращаемся к тем памятным событиям, которые запечатлела его музыка и которые навсегда сохранит история музыкального искусства России.

— из некролога Правления Союза композиторов Российской Федерации, 5 июня 2008.

Семья

Жена —Татьяна Викторовна Диева, певица, автор книги «И жизнь, и слезы, и любовь….» издательство «Композитор» 2014.

Сыновья — Андрей, лауреат Всесоюзных конкурсов в Москве (1977 г), в Испании (1978 г.), в Монреале (Канада, 1980 г.), I премия и золотая медаль в Токио (Япония, 1986 г.), заслуженный артист России, профессор кафедры специального фортепиано Московской консерватории. Жена — Королева Татьяна Петровна, пианистка. Дети: сын — Александр и дочь — Варвара.

Сергей, юрист, поэт. Дочь — Ольга.

Научная деятельность

Автор научно-методических трудов.

Избранные труды
  • Музыкальное оформление парадов Советской Армии /Сборник: «Труды института», вып.3. М.: ВДФ. 1956
  • Строевая служба военного оркестра / Учебное пособие М.: НВД, 1960
  • Основы дирижёрской техники. М.: ВДФ ,1963
  • Дирижёрская ритмика /Учебное пособие. М.: ВДФ,1968
  • Школа оркестрового исполнительства на духовых инструментах. М.: ВДФ, 1975
  • Оркестрово-ансамблевая подготовка военного оркестра /Учебное пособие. М.: ВДФ, 1975
  • Некоторые особенности методики обучения по дирижированию. М.: ВДФ, 1976
  • Совершенствование дирижёрского аппарата /Учебное пособие-хрестоматия по курсу «Дирижерской ритмики». М.:ВДФ, 1999

Творчество

Своё первое сочинение написал в 1953 году — марш «Родная сторона». В 1960—1970-е годы его музыка становится известной. Оркестровые, программные произведения посвящены военно-патриотической тематике.

Марши Б. А. Диева стали «парадной классикой», более 50 лет исполняются на парадах на Красной площади и в других городах России.

В 1991 году Б. А. Диев сделал обработку и инструментовку с автографа мелодии «Национального гимна» М. И. Глинки для духового оркестра. Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 № 2127 его оркестровка была утверждена в качестве Государственного гимна РФ, который исполнялся в России и за рубежом с 1991 по 2000 г.

Симфонии для духового оркестра

  • Симфониетта для духового оркестра, 1982
  • Симфония № 1 «Подвиг павших вдохновляет живых» в 4-х частях, 1986
  • Симфония № 2 «Октябрьская», для оркестра и чтеца на слова В.Маяковского. В 3-х частях с апофеозом.1988
  • Симфония № 3. В 3-х частях.1989
  • Симфония № 4. Одночастная.1993
  • Симфония № 5. Одночастная.1994
  • Симфония № 6. Одночастная. 1995
  • Симфония № 7. Одночастная.2000
  • Симфония № 8. В 3-частях. 2002
  • Марши

  • Родная сторона. М.:"Музыка".1954
  • Походный марш. М. О.,1955
  • Однополчане. М.: «Музыка». 1958
  • На страже мира. М. О.,1966; Муз.,1974
  • Солдатская дружба. М. О.,1968 г.; С/К, 1979
  • Содружество. С/К,1981
  • Морской парад. С/К,1983
  • Праздничный парадный марш. М. О.,1983
  • Президентский. Торжественный марш. С/К,1992
  • Строевой марш.1966
  • Марш стройотрядов (флотский марш).1987
  • Парад милиции.1979
  • Весна сорок пятого. С/К, 1988; Норвежское изд.,1997
  • Юбилейный марш. С/К, 1989; 1990
  • Российский марш. С/К, 1992; Норвежское изд., 1997
  • Торжественное шествие.1985
  • Олимпийский марш.2008
  • Марш «Вступление». 1960
  • Марш военных строителей. 1975
  • Московский марш. На тему песни А. Петрова из к/ф «Я шагаю по Москве». 1979
  • Марш призывников. 1985
  • Марш морской пехоты. 1973
  • Праздничный марш. 1968
  • Герои гражданской войны. Муз.,1957
  • Первомай. Муз.,1968
  • Победителям — Слава! (Торжественный марш). Муз. 1985
  • Боевое содружество,1984
  • Увертюры для духового оркестра

  • Увертюра «Слава». 1963
  • Русская увертюра.1967
  • Юбилейная увертюра.1969
  • «Цвети, Отчизна».1974
  • Российские просторы.1987
  • Знамя Октября. 1987
  • Увертюра к 60-летию «Победы в Великой Отечественной войне». 2003
  • Край родной.1970
  • Поэмы, сюиты, фантазии, рапсодии и другие сочинения для духового оркестра

  • Героико-романтическая поэма «Юности сороковых», 1984
  • Поэма «У разъезда Дубосеково».1986; 1990 (2 ред.)
  • «Патетическая поэма».1984
  • «Бессмертие подвига».1989
  • Элегия. Памяти пилотов эскадрильи «Нормандия-Неман».1990
  • Танцевальная сюита в 4-х частях. Свинг, Баллада, Вальс, Фьюжен. 2003
  • «Подвиг народа». Фантазия на темы песен Великой Отечественной войны.1969
  • Дружба народов. Рапсодия на темы мелодий народов СССР. Муз.,1970
  • Фантазия на темы песен Великой Отечественной войны. С/К,1975
  • Прелюдия и фуга № 1. С/К, 1983
  • Прелюдия и фуга № 2. С/К, 1985
  • Партизанская быль. Сюита в 5 частях. 1986
  • Присяга Родине. Сюита в 4-х частях. 1987
  • Золотая Нива. Сюита. 1984
  • Сюита «Родное село». В 4-х частях. 1985
  • Партизанская сюита. Муз., 1988
  • Мир детям мира. Сюита для детского хора. 1986
  • День Родины. Торжественная музыка. С/К, 1988
  • Аллегро. Адажио. Престо.1990
  • Играют солисты. Труба, Валторна, Баритон. 1984
  • Праздничная музыка. 1989
  • Музыка для цирка. 1989
  • Молодежная сюита. 1987
  • Сюита «Октябрь». 1973
  • Здравствуй праздник! 1972
  • Весеннее утро (пьеса). 1970
  • Мечта (пьеса). 1971
  • Улыбка (пьеса). 1971
  • Торжественная прелюдия. 1983
  • Фантазия на темы песен советских композиторов. 1982
  • Русская сюита. 1985
  • Приветственная ода. 1985
  • Пионерская сюита. 1986
  • Съезд продолжается. 1984
  • Произведения для симфонического оркестра

  • Героическая поэма. 1980
  • Поэма «Славица». 1987
  • Поэма «Величальная». 1990
  • Увертюра «Страна созидания». 1979
  • Балетная сюита. В 4-х частях (Полька, Вальс, Танго, Галоп) 2001
  • Частушки. Русские вариации для скрипки. 1992
  • Балет Касагранде «Пиноккио». Инструментовка Б. А. Диева.
  • А. Кара Караев «Неистовый гасконец» — Б. А. Диевым написано два номера.
  • Две увертюры на темы оперетт к 50-летнему юбилею Театра оперетты.
  • Музыка к спектаклю «Виват, Россия!» I.Увертюра для солдатского хора и пушек с духовым оркестром. II. Вокально-хореографическая сюита «Встреча на Эльбе» для хора, солистов и балета.
  • Камерно-инструментальная музыка

  • Соната для кларнета и фортепиано. 1982
  • Бурлеска для фагота и фортепиано. 1965
  • Соната для фагота и фортепиано. 1966
  • Соната для тромбона и фортепиано. 1981
  • Две пьесы для тромбона и фортепиано. «Раздолье», «Прибаутки», М. О.,1987
  • Квартет (флейта, гобой, кларнет, фагот). 1990
  • Русский квинтет (флейта, гобой, кларнет, валторна, фагот).1992
  • «Рэгтайм-шутка». Пьеса для фортепиано.2005
  • Пьесы для инструментов с духовым оркестром

  • Фантазия для 4-х тромбонов.1990
  • Дивертисмент для 3-х труб. 1991
  • Фантазия для 4-х валторн.1992
  • Скерцо для кларнетов и флейты-пикколо.1993
  • Юмореска для трубы,1996;1968
  • Бурлеска для фагота. 1990
  • Концерт для тромбона. В 3-х частях. 1987
  • Концерт для саксофона-тенора. В 3-х частях. 1988
  • Частушки. Русские вариации для скрипки. 1992
  • Концерт для трубы.2006
  • Экспромт для трубы. 1992
  • Концертино для фортепиано.1993
  • Концерт для тубы. 1996
  • Концерт для баритона. 1996
  • Каприччио для флейты. 2002
  • Интермеццо для альта-саксофона.2002
  • Экспромт для 2 фаготов и 2- гобоев.2003
  • Концертино для валторны.2001
  • Концертное Соло-бас кларнета. 2001
  • Концертное allegro для 4-х саксофонов . 2003
  • Рондо для ксилофона. 2003
  • Концертштюк для тубы. 2004
  • Фантазия на темы оперетты Б.Александрова «Свадьба в Малиновке». 1992
  • Произведения вокальной, хоровой, детской и эстрадно-танцевальной музыки

  • Пять песнопений для мужского и смешанного хора a cappella. Пять частей на тексты из православного календаря «Год Души».1999: Призыв Господа, Покаянная молитва, Мира заступница, Божие слово, Христос Воскресе!
  • «Русская женщина» для голоса с оркестром. Слова Е.Евтушенко, 1990.
  • Обработки русских народных песен, детские песни и хоровые произведения, сборники песен.
  • «Эстрадная музыка».
  • Сборник «Танцевальная музыка»:
    • У нас сегодня весело (быстрый фокстрот).
    • Вчера было иначе (фокстрот: фортепиано — дирекцион, саксофон-тенор).
    • Твоя улыбка(фокстрот)
    • Сборник танцев (вальс, полька, быстрый фокстрот, танго, медленный фокстрот)
    • Мы будем вместе (быстрый фокстрот)
    • Ориенталь (дискотека)
    • Веселая встреча (марш фокстрот)
    • Я люблю танцевать(фокстрот)
    • Моя мечта (фокстрот)
    • В день рождения (фокстрот)
    • Лирический фокстрот
    • Первый день каникул (фокстрот)
    • Ну и характер (фокстрот)
    • Татьяна (медленный фокстрот)
    • Хорошая примета (фокстрот)
    • Липси и т. д.
  • Отзывы

    КОРОЛЬ МАРША

    Т. К. Егорова

    Вослед 90-летию Борса Диев

    Обладавший яркой индивидуальностью талантливый композитор, блистательный дирижёр, внимательный и требовательный педагог, человек, чья душевная доброта и отзывчивость как магнитом притягивали к себе людей, — таким навсегда остался в моей памяти Борис Александрович Диев. Я всегда дорожила знакомством с ним и уверена, что фраза «его жизнь была полностью посвящена искусству», хотя и выглядит на первый взгляд несколько пафосной и даже тривиальной, но применительно к Борису Александровичу она абсолютно уместна. Ибо все, чему он посвящал свои духовные и физические силы, были тесно связано с бескорыстным служением музыке, Родине, Отечеству. Судьба распорядилась так, что становление и развитие его многогранного таланта, принесшего ему широкое признание и уважение соотечественников, было предопределено цепочкой событий, основополагающим звеном которой стала Великая Отечественная война.

    Борис Диев встретил войну семнадцатилетним юношей, учившимся по классу фортепиано на старших курсах Казанского музыкального училища и занимавшимся параллельно композицией у тогда ещё совсем молодого Назиба Гиязовича Жиганова (его имя с 2001 года было присвоено Казанской государственной консерватории). Окончить училище не удалось: летом 1942 года он был призван в армию и направлен в стрелково-снайперское училище. Когда там стало известно, что молодой призывник по профессии музыкант, командование сразу распорядилось определить его в военный оркестр. Опыт, который Борис Диев приобрел в выступлениях на проходивших зачастую близи линии фронта концертах и в госпиталях, был бесценен. Впоследствии увиденное и пережитое на войне, осмысленное и пропущенное сквозь призму личного мироощущения получит отражение в музыкальных сочинениях Бориса Диева. Начиная с 1-й симфонии с программным названием «Подвиг павших вдохновляет живых» (1986), тема войны, героического подвига народа станет определяющей в его творчестве. Своей кульминации она достигнет в таких произведениях, как «Героическая поэма» для симфонического оркестра (1980) и героико-романтическая поэма для духового оркестра «Юности сороковых» (1984), за которые их автор был удостоен медали имени А. В. Александрова.

    В годы войны Б. Диеву пришлось не только научиться играть на различных музыкальных инструментах (аккордеоне, альте, корнете, сигнальном рожке, тромбоне), но организовать из музыкантов оркестра джаз — банд. Он сделал для него серию обработок и аранжировок популярных в те годы песен и танцев и подготовил разнообразную концертную программу, с которой выступал в воинских частях в качестве дирижёра. Причем, успехи Бориса Диева, как дирижёра, уверенность, эмоциональность и темпераментность его исполнительской манеры, которые завораживали, приводили в восхищение оркестрантов и слушатилей. Они были настолько очевидны, что после войны он был направлен руководством училища в Москву для поступления на Военно-дирижёрский факультет Московской консерватории. После окончания Военно-дирижёрского факультета консерватории он получил назначение в оркестр Гвардейской Карачевской дивизии Прибалтийского военного округа. В конце 1951 года, успешно выдержав вступительные экзамены в адъюнктуру (аспирантуру)¸ Борис Диев снова оказался в Москве, чтобы продолжить совершенствование своего дирижёрского и профессионального мастерства.

    Успешно защитив диссертацию, молодой кандидат искусствоведения, майор Борис Диев получил предложение остаться на факультете в качестве преподавателя дирижёрской кафедры ВДФ при Московской консерватории. За время своей педагогической работы в Московской консерватории, а затем и в Государственном педагогическом институте им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных), а также ныне Университете культуры он прошёл путь от старшего преподавателя до профессора, подготовив более 600 специалистов, ставших известными дирижёрами, как в нашей стране, так и за рубежом. Но самым значимым в педагогической и научной деятельности Бориса Александровича Диева следует признать разработку им уникального авторского курса и создание на его основе учебника «Дирижерская ритмика». До сих пор этот учебник является настольной книгой для всех дирижёров. Подлинным признанием заслуг народного артиста РФ, профессора Б. А. Диева как дирижёра, педагога и ученого, о чём так много говорили участники Международной межвузовской научно-практической конференции, посвященной его 90-летию со дня рождения и проходившей в рамках XIII Всероссийских оркестрово-хоровых ассамблей, стала организация и проведение I конкурса марширующих духовых оркестров «ДЕФИЛЕ-БЕНД», которому было присвоено имя Б. А. Диева.

    Однако интенсивные занятия со студентами и аспирантами, активная дирижёрская деятельность на посту художественного руководителя и главного дирижёра Государственного духового оркестра РСФСР и Сводного духового оркестра Профсоюзов г. Москвы в сочетании с многочисленными гастрольными поездками, а затем и обязанностями художественного руководителя и главного дирижёра. Московского театра оперетты не могли помешать Борису Александровичу заниматься любимым делом — композицией. Его творческая работоспособность была поразительной, а интерес охватывал собой практически все жанры музыкального искусства. Достаточно сказать, что им было написано восемь симфоний, увертюры, поэмы, фантазии, рапсодии, элегии для духового оркестра, камерно-инструментальные, вокальные и хоровые сочинения, ряд великолепных виртуозных концертов и произведений для симфонического оркестра.

    Концерты Бориса Александровича Диева достойны того, чтобы упомянуть о них особо, ибо его талант раскрылся в них с неожиданной стороны. Как оказалось, Борис Диев принадлежит к весьма немногочисленным в истории музыки композиторам, сочинявших концерты для инструментов, которые трудно представить в качестве солирующих, например для тубы, бас-кларнета, тромбона, саксофона, баритона и т. д. Ещё большее впечатление оставляет то ликующее, восторженное и вместе с тем оттененное мягкой иронией мироощущение, которым проникнуты эти сочинения, что заставляет вспомнить музыку эпохи Барокко. А использование джазовых приемов придает им легкость и непринужденность, блеск и очарование, неизменно вызывающие бурный энтузиазм слушателей.

    Но, безусловно, самые высшие достижения в композиторском творчестве Бориса Александровича Диева связаны с жанром марша, к которому он впервые обратился в 1954 году и которому сохранял верность на протяжении пятидесяти лет. Причина популярности маршей Бориса Диева кроется в современном преломлении и развитии традиций петровского виватного канта, а также парадных и строевых маршей XVIII—XIX столетий, олицетворявших собой победную блеск и славу русского оружия. Многие его марши премированы на Всесоюзных конкурсах и используются в художественных и документальных фильмах. Неудивительно, что лучшие среди них — «Солдатская дружба» (1968), «Весна 45» (1988), «Российский марш» (1997) — стали обязательной частью праздничных военных ритуалов, государственных торжеств и парадов на Красной площади, а его знаменитый марш «На страже мира» (1966) по праву занял место в одном ряду с легендарным «Прощанием славянки» Василия Агапкина. Не случайно именно марш «На страже мира» венчал обширную программу юбилейного концерта, состоявшегося в декабре 2014 года в Большом зале Московской консерватории, где выступили ведущие музыкальные коллективы страны — Государственный духовой оркестр России (главный дирижёр)оркестра заслуженный артист РФ Виктор Луценко), Центральный военный оркестр Министерства обороны РФ (главный военный дирижёр Вооруженных сил РФ, народный артист РФ, генерал-лейтенант Валерий Халилов). Дирижёры: народный артист РСФСР Игорь Раевский, народный артист РФ Владимир Солодахин, заслуженные артисты РФ, подполковники Андрей Головин и Валерий Беликов, заслуженный артист РФ Расул Ахмедов-ученики Б. А Диева, а также дирижёры оркестра — капитан Андрей Нисенбаум и Валерий Халилов, Хор Московской консерватории под руководством заслуженного артиста РСФСР, заслуженного деятеля искусств РФ Станислава Калинина. Солисты — народный артист РСФСР Герард Васильев, заслуженный артист России Андрей Диев(ф-но), солист-Александр Альберт, Федор Шагов(туба),Дмитрий Сибиренков(бас-кларнет),Владимир Гамазов и Дмитрий Березин(ксилофон).

    И ещё одним важным событием был отмечен юбилейный для Бориса Александровича 2014 год. Это выход в свет книги воспоминаний Татьяны Викторовны Диевой «И жизнь, и слезы, и любовь.» (Семейная хроника) (М.: «Композитор». 2014) и диска с записью маршей композитора, чьё имя навсегда останется в золотом фонде отечественной музыкальной культуры так же, как и его музыка, прославляющая мощь и величие России.

    Журнал «Музыкальная жизнь» № 3 2015

    К 90-летию со дня рождения Б. А. Диева

    «От марша до симфонии». 6 декабря состоялся концерт в Большом зале консерватории. Со вступительным словом выступил Заместитель председателя (И. о. председателя) Союза композиторов России профессор, доктор искусствоведения России, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии Союза композиторов России им. Д. Д. Шостаковича Всеволод Всеволодович Задерацкий. Им была зачитана приветственная телеграмма Министра культуры РФ В. Р. Мединского организаторам, участникам концерта памяти Бориса Диева. «Уважаемые друзья, приветствую вас на концерте памяти Бориса Александровича Диева, которому в эти дни могло бы исполниться 90 лет. Он был поистине многогранным человеком. Выдающийся композитор и пианист, дирижер и искусствовед, профессор Б. А. Диев внес огромный вклад в отечественную культуру. И как творческая личность, чьи марши исполняются во время торжественных парадов на Красной площади в Москве и звучат во многих документальных и художественных фильмах; и как педагог — учитель нескольких поколений музыкантов и искусствоведов, чьи научные труды и учебники сегодня широко используются в вузах; и как государственный деятель, который часть своего творческого пути посвятил работе в Министерстве культуры РСФСР. Уверен, ваше замечательное начинание, позволяющее сохранить память о Борисе Александровиче, на долгие годы станет не только важным событием года культуры в РФ, но и многолетней традицией. От всей души благодарю организаторов конкурса „Марширующие оркестры“ имени Б. А. Диева, желаю его участникам ярких выступлений и дальнейших творческих успехов. А гостям незабываемых впечатлений» — В. Р. Мединский

    Далее В. В. Задерацкий с теплотой и большим уважением рассказал о творчестве и судьбе Б. А. Диева. С раннего детства в Казани у Б. А. Диева обнаружились необыкновенные способности. Семилетку музыкальной школы по классу фортепиано он окончил с отличием за 5 лет. Затем музыкальное училище, где по классу композиции брал уроки у Назиба Гаязовича Жиганова (первого ректора Казанской государственной консерватории в 1945 г.). Ему прочили большое будущее как пианиста. Но война помешала его мечтам. В 1942 году его призвали в Армию, а командование, узнав, что призывник музыкант, направили его в военный оркестр стрелкового училища. В период службы Б. А. Диев овладел многими музыкальными инструментами, в том числе аккордеоном, с которым он выступал в госпиталях и на линии фронта. Из военного оркестра организовал джаз-банд, для которого сделал серию обработок и аранжировок популярных в то время песен и танцев, подготовил разнообразную программу, с которой выступал в воинских частях, где в передышках между боями давал концерты перед солдатами и офицерами. В оркестре Б. Диев зарекомендовал себя уже как дирижёр и аккомпаниатор, а после войны был рекомендован руководством училища в Москву на Военно-дирижёрский факультет при Московской консерватории. Б. Диев попал в класс дирижёра Большого театра А. Д. Цейтлина, закончил дирижёрский факультет с отличием в 1951 году и поступил в адъюнктуру (аспирантуру), где его научным руководителем был профессор М. М. Багриновский, а научным консультантом крупнейший теоретик проф. Л. А. Мазель, известный классическими трудами в области музыкальных стилей, форм, синтаксиса, гармонии, мелодики, ритмики, музыкальной эстетики, которые в последующем развил в своем творчестве Б. А. Диев. С 1954 г. Б. А. Диева назначают преподавателем кафедры дирижирования. Взяв на себя художественное руководство оркестром Факультета Б.Диев подготовил сложную концертную программу, с которой выступил на I Всемирном фестивале молодежи и студентов, проходившем в 1957 г. в Москве. За исполнение этой яркой программы дирижёр и оркестр были удостоены 1-й премии фестиваля. Ещё во время войны Б. Диев сочинял песни на слова поэтов с военной тематикой, а в период учебы он сочинил марши: «Однополчане», «Походный марш», «Родная страна». Путь Б. Диева к достижению высот подлинного мастерства лежал через многолетнее изучение опыта крупных отечественных и зарубежных дирижёров. Постепенно он создал в своем воображении образ идеального дирижёра, который стал эталоном в его личной дирижёрской практике.

    Уверенность, эмоциональность и темпераментность исполнительской манеры Б. А. Диева завораживали и приводили в восхищение не только оркестрантов, но зрителей.

    Б. А. Диевым был написан ряд научных трудов в том числе учебник «Дирижерская ритмика», который до сих пор является настольной книгой для всех дирижёров. В этот же период им были написаны марши: «На страже мира» (1966) и «Солдатская дружба» (1968), которые получили премии на Всесоюзном конкурсе и с 60-х годов XX столетия используются в учебном процессе и исполняются на Красной площади и в других городах во время торжественных парадов. На Всесоюзных конкурсах Б. Диев получал премии за написание увертюры «Российские просторы» (1987), «Юбилейная увертюра» (1969), «Край родной» (1970), «Русская увертюра» (1967), «Цвети, Отчизна» (1970). За время работы на Военно-дирижёрском факультете (1951—1970 гг., 1993—1995 гг.). Б. А. Диев подготовил большое количество дирижёров, аспирантов и свыше 600 специалистов, в том числе иностранных, по дисциплине «Дирижерская ритмика». Все они впоследствии зарекомендовали себя профессионалами высокого класса и занимают ведущие должности в оркестрах, музыкальных вузах страны и за рубежом.

    В 45 лет в чине полковника Б. А. Диев ушёл в отставку и его сразу назначили Начальником управления музыкальных учреждений, Членом коллегии Министерства культура РФСФР. Новая работа раскрыла новые грани его таланта организатора и музыкального общественного деятеля. В этот же период он выступает в качестве дирижёра с симфоническими оркестрами в абонементных концертах Консерватории и с оркестром Гостелерадио, Русским народным оркестром им. Н. П. Осипова и гастролирует в различных городах России. В 1975 г. Б. А. Диев возглавил Государственный духовой оркестр РСФСР в должности художественного руководителя и главного дирижёра, а также руководил Сводным оркестром профсоюзов Москвы. В 1972 г. Б. А. Диев был назначен музыкальным руководителем и главным дирижёром Московского театра оперетты. К 50-летию Театра оперетты им был поставлен юбилейный спектакль «О любимом жанре», к этому спектаклю им написаны две фантазии на тему из оперетт. Б. А. Диевым также были поставлены спектакли: «Кадриль» муз. В. Гроховского, «Ребята нашего двора» муз. Т. Хренникова, «Приключения Пиноккио» муз. А.Касагранде, «Неистовый гасконец» муз. А. Кара-Караева. Постановочные работы были отмечены почетными дипломами и присуждением звания лауреата фестиваля «Московская театральная весна». С солистами театра Б.Диев выезжал за рубеж и выступал в роли пианиста аккомпаниатора.

    В 1981 г. Б. А. Диев занял должность профессора и заведующего кафедрой духовых и эстрадных оркестров Московского государственного института культуры. В институте, как некогда прежде в Консерватории он ведет класс дирижирования и дирижёрской ритмики. Занимается со студентами и аспирантами, отдавая все силы, знания и опыт делу воспитания музыкальных кадров для музыкальных коллективов и учебных заведений страны. Однако, где бы ни работал Б. А. Диев главной составляющей и смыслом его духовной жизни была композиция. Ей он отдавал редкие периоды времени во время отдыха в Домах творчества. Полностью предаться любимому делу композитор смог лишь после вынужденного ухода с работы по состоянию здоровья. За последние два десятилетия им было создано 8 симфоний, увертюры, поэмы, сюиты, фантазии, концерты, рапсодии и другие произведения для духового оркестра, произведения для симфонического оркестра, камерная инструментальная музыка, произведения вокальной, хоровой, детской и эстрадно-танцевальнгой музыки, произведения театрально-сценических жанров. В. В. Задерацкий заострил внимание на концертах для духовых инструментов баритона, саксофона, тромбона и особенно на концерте для тубы. Иными словами жанровый диапазон его творческих интересов был весьма велик. Пережив тяжелейшие суровые годы войны, Б. А. Диев свой талант посвятил в первую очередь памяти своих ровесников, отдавших жизнь за Победу нашей страны и за счастливое будущее своего народа. Его произведения отмечены глубиной, масштабностью, гражданственностью. Осмысление темы войны вписали яркую страницу в музыкальную летопись отечественной культуры. Не случайно за сочинение поэмы «Юности сороковых» (1984) и «Героической поэмы» (1980) для симфонического оркестра Б. А. Диев был награжден медалью им. А. В. Александрова. Произведения Б. А. Диева постоянно используют дирижёры и педагоги в учебном процессе и в классных вечерах, вузах и музыкальных училищах, и конечно его произведения исполняют оркестры России и за рубежом. Особое место в творчестве Б.Диева занимают марши, которых у него более 25. Многие из них премированы и использованы в художественных и документальных фильмах: «Союзники. Верой и правдой», «Давид Драгунский», «Таинственная страсть», «Под знаком скорпиона».

    Причина популярности маршей Бориса Диева кроется в современном преломлении и развитии традиций времени Петра I, парадных и строевых маршей XVIII—XIXстолетий, олицетворявших собой победу, блеск и славу русского духа и любви к Родине. Именно поэтому на 13 Всероссийской оркестрово-хоровой ассамблее — Международная межвузовская научно-практическая конференция, посвящена 90-летию Б. А. Диева, а конкурс «ДЕФИЛЕ-БЕНД» духовых оркестров имени Б. А. Диева. Его уникальный учебник «Дирижерская ритмика» и «Совершенствование дирижерского аппарата» были переизданы его женой Татьяной Диевой, а также вышла её книга «И жизнь, и слезы, и любовь». (Семейная хроника, М.:"Композитор". 2014) по одноименному фильму, который был сделан телеканалом «Звезда» и завоевал 1 место в номинации «Детство, опаленное войной».

    Т. Диева к 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне выпустила сборник и диск маршей Б. А.Диева, а также диск из произведений посвященных Великой Отечественной Войне.

    О концерте. Первое отделение юбилейного концерта открыл Государственный духовой оркестр России известным маршем «Солдатская дружба». Затем прозвучала 5 симфония в блестящем дирижёрском исполнении заслуженного артиста России Виктора Луценко. Он очень тепло прочувствовал всю сложную канву партитуры. После этого прозвучали в исполнении Московского хора консерватории под руководством заслуженного деятеля искусств России Станислава Калинина «5 песнопений» для мужского и смешанного хоров a capella на тексты из православного календаря "Год души 1999 ".

    Хочется подчеркнуть, что особенность музыки Б. А. Диева состоит в том, что все духовые инструменты играют в унисон свою партию, каждый инструмент дополняет друг друга, и слушатель партию каждого духового инструмента слышит и понимает. В этом мастерство и композитора и дирижёра. Более того, в мире не так много композиторов, которые писали музыку практически для всех духовых инструментов. Поэтому с большим интересом на концерте встретили исполнение Государственным духовым оркестром фантазии для группы валторн с оркестром, дивертисмент для группы труб с оркестром. Для тубы писало мало композиторов. В своем творчестве Б.Диев прекрасно раскрыл возможности этого инструмента, поэтому концертная пьеса концертштюк для тубы с оркестром, которую виртуозно исполнил Федор Шагов вызвала бурю оваций зала.

    От театра оперетты с приветствием выступил народный артист РСФСР Герард Васильев. Он блестяще исполнил «Севастопольский вальс» (К. Листов, слова Г. Рублева). В заключении 1 отделения прозвучал марш «Весна сорок пятого» Б. А. Диева. Исполнение каждого произведения Б. А. Диева встречалось овациями.

    Во втором отделении выступил Центральный военный оркестр Московской области РФ. В концерте принимали участие ученики Б. А. Диева дирижёры: народный артист РСФСР И.Раевский, народный артист РСФСР В.Солодахин, заслуженныйе артисты России подполковники В.Беликов и А.Головин, капитан А.Нисенбаум-дирижёр оркестра. Произведения 2-го отделения были приняты воодушевленно и сопровождались продолжительными аплодисментами. И конечно, «Русская женщина» (слова Е.Евтушенко, солист Александр Альберт, дирижёр народный артист РСФСР И.Раевский) — песня, которая не один год завораживает сердца людей. Можно сказать, что Б.Диев не мог не написать музыку на гениальные стихи Е. Евтушенко. Ему помогала в этом его муза — супруга Татьяна Диева.

    С большой любовью, задором, профессионализмом и любовью исполнил концертино для фортепиано с оркестром заслуженный артист России Андрей Диев. Дирижировал Главный военный дирижёр Вооруженных Сил Российской Федерации — народный артист России, генерал-лейтенант Валерий Халилов. В заключении концерта прозвучал марш «На страже мира», который более 50 лет звучит на Красной площади во время торжественных парадов. Зал аплодировал стоя всем участникам концерта.

    Борис Александрович Диев внес в отечественную и международную культуру такой вклад, который ещё до конца не осмыслен. Он был из той плеяды композиторов, которые в свою музыку вложили любовь к Отечеству, который выражал любовь через музыку и Отчество им гордится. Надеюсь, что через определенное количество лет будет организован «Международный конкурс для духовых оркестров имени Б. А. Диева», в программу которого будут включены исполнение марши Б. А. Диева и других композиторов.

    А серебряный звук духовых инструментов завораживает, как и все творчество Бориса Александровича Диева, чьё имя и музыка навсегда останется в золотом фонде отечественной музыкальной культуры.

    Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук,

    член-корреспондент РАЕН,

    друг семьи и почитатель таланта Б. А. Диева

    Владимир Бакшеев

    Награды

    • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1977)
    • медаль им. А. В. Александрова (1980) — за поэму «Юности сороковых» для духового оркестра и «Героическую поэму» для симфонического оркестра
    • Народный артист Российской Федерации (1992)
    • орден Почёта (2000)
    • Государственная премия Российской Федерации (2004) — за торжественную увертюру «Виват, Россия!».
    • Благодарность Президента Российской Федерации (2005) — за заслуги в области музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность