Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




10.08.2022


10.08.2022


10.08.2022


10.08.2022


09.08.2022





Яндекс.Метрика

Светлый (Калининградская область)

21.01.2021

Светлый (до 1947 года — Циммербуде, нем. Zimmerbude, lit. Cimerbūdė) — город в Калининградской области Российской Федерации.

Город Светлый является административным, деловым и культурным центром Светловского городского округа. Занимает площадь 2635 гектаров. Население — 21 630 чел, шестой по численности город области. Расположенный на северном побережье Калининградского судоходного канала, Светлый — промышленный спутник Калининграда, центр муниципального образования и самый молодой в регионе город.

География

Город расположен на берегу Калининградского морского судоходного канала, соединяющего Калининград с Балтийским морем, в 30 км от Калининграда. Светлый находится на Земландском полуострове.

История

Населённый пункт существует с 1640 года под названием Циммербуде («хижина, лачуга»). Это был один из небольших посёлков Восточной Пруссии. В течение длительного времени основным занятием жителей посёлка была рыбная ловля.

Первое упоминание о его предшественнике — поселении Циммербуде датируется серединой XV века в хронике немецкого рыцарского Ордена. Однако ещё раньше, в Фишхаузенской рукописи 1305 года (Германия), встречается упоминание о полуострове Пайзе («Пойзарт» — местность у леса Пойз), со стороны которого в первой половине XIII столетия немецкие рыцари вторглись на земли пруссов. Время не сохранило крепостных стен некогда стоявшего здесь замка «Королевского рыбацкого поместья», возведённого в середине XV века и вначале принадлежавшего Земландскому епископу. После конфискации церковного имущества поместье перешло во владение Освальда фон Таубенхайма, который принадлежал к самому знатному дворянству Земланда и владел Циммербуде вплоть до 1661 года.

В 1669 году поместье было подарено бывшему воспитателю короля Фридриха I Эбергарду фон Данкельману в качестве награды.

С 1720 года Циммербуде включало в себя, наряду с 16 наделами земли, 12 крестьян и примерно столько же рыбаков, основным занятием которых было рыболовство, в основном для собственных нужд.

Постепенно замок разрушили время и воды залива, но память о нём продолжала жить ещё не в одном поколении.

После того как замок перестал существовать, жители посёлка длительное время влачили жалкое существование. Жили бедно, кормились за счёт рыбной ловли, которая никогда не обеспечивала им сытной жизни. Кроме нескольких закислённых лугов, они не имели земли, и поэтому почти не держали скот. Их жилища были крайне тесными и грязными, дым из очагов выходил через камышовые крыши и оседал толстым слоем сажи на стенах кухонь. Длинными зимними вечерами в избах жгли лучины, отчего лица у жителей были постоянно чёрными. Одежду пряли, ткали и шили собственноручно. К этой жизни добавлялись ещё наводнения, которые повторялись из года в год.

Важную роль в жизни посёлка занимала религия: проведение религиозных обрядов, служб и т. д. Длительное время в Циммербуде не было своей церкви, и посёлок относился к церковному приходу Меденау (Логвино). Но из-за плохих дорог посещать церковь в Меденау жители посёлка могли лишь несколько раз в своей жизни: там крестили детей, венчались, ходили по самым большим праздникам в случае хорошей погоды. В остальное время сильно выраженные религиозные чувства жители удовлетворяли в виде церковных проповедей, которые проводились в школьном здании. А 1 апреля 1901 года Циммербуде с соседними деревнями Пайзе и Неплекен с 1500 жителей образовали собственную церковную общину и выкупили маленькую церквушку, которую двумя годами раньше Меденау построило в Циммербуде, как свой филиал. В 20-е годы нашего столетия была построена новая школа, которая стала административным центром. В 30-е годы поселок Циммербуде превратился в довольно оживленный, хотя и небольшой, населенный пункт. В поселке осуществлялась продажа мануфактуры, гастрономии, рыбацких товаров, были трактир и пекарня. Можно было заглянуть в гостиницу под названием «Вальдпшосхен» («Лесной замковый домик»). В Циммербуде находился пост жандармерии. Роды принимала своя поселковая акушерка. Украшала поселок церковь.

Количество жителей Циммербуде составляло по годам: 1829 – 388 чел., 1844 -460 чел., 1858 – 634 чел., 1905 -797 чел., 1919-742 чел.

Так бы и оставались эти маленькие поселки обычным захолустьем, если бы не счастливые для них обстоятельства. В 1894 году началось строительство канала Кенигсберг – Пиллау, которое продолжалось до 1901 года. После отсыпки косы вода возле поселков успокоилась, в рыбацких селениях были подняты мостовые, устроены удобные гавани, оборудованы сигнальные станции. Затем постройка электростанции, открытие железной дороги с вокзалом, строительство двух портовых причалов, комбикормового завода и перевод из Пиллау моторных катеров привели к оживлению жизни в поселках, увеличению населения и улучшению его благосостояния.

Рыбаки получили работу и возможность доступного сообщения с Кенигсбергом. Кроме того, оживление в жизнь поселка внесло длительное проживание в этих местах рабочих, которые принимали участие в строительстве канала и Восточно-Прусской электростанции.

Вторая мировая война для Пайзе и Циммербуде закончилась в апреле 1945 года, не оставив значительных разрушений. Непосредственно на современной территории города Светлого военные действия не проходили, но два бывших немецких поселка имели тогда тесную привязку к войсковой операции советских войск по взятию военной базы города Пиллау.

25 апреля 1945 года, после шестидневного сражения, под мощным ударом советских войск пала важнейшая база гитлеровского военно-морского флота – крепость Пиллау. Тем самым был завершен полный разгром Земландской группировки врага. Остатки войск, выбитых из Пиллау, бежали через пролив Зестиф на косу Фрише-Нерунг (Балтийская коса). На небольшом участке косы скопилось до 35 тысяч солдат и офицеров. Здесь гитлеровцам удалось создать довольно плотную оборону.

Перед нашими войсками стояла задача захватить косу, не дать возможности врагу отвести войска и боевую технику на территорию Германии. Для более успешного проведения операции при форсировании косы Фрише-Нерунг было принято решение высадить два тактических десанта. Первый из Пиллау, а пунктом сосредоточения второго избрали Пайзе-Циммербуде, так как между этими поселками находились электростанция с удобными причалами для посадки на катера людей и боевой техники.

В первом броске высаживался батальон морской пехоты 487 отдельного дисциплинарного батальона Краснознаменного Балтийского Флота под командованием подполковника А.О. Лейбовича. Ротой этого батальона, первой ступившей на косу, командовал старший лейтенант Василий Степанович Яльцев. Во время операции Яльцев лично уничтожил около 50 фашистов, а его рота уничтожила 250 и взяла в плен свыше 800 гитлеровцев. Старший лейтинант Василий Яльцев героически погиб в этом бою. Противник на данном участке косы был остановлен.

В 1970 году по просьбам жителей Светлого одна из улиц города была переименована в улицу имени Василия Яльцева.

Сегодня на территории Светловского городского округа покоится прах 1080 советских военнослужащих, героически павших в Восточно-Прусской операции в апреле 1945 года.

Первые послевоенные годы были самые трудные в истории нашего города, впрочем, как и в других городах и поселениях бывшей Восточной Пруссии. Вместо прежних названий появились новые: в 1947 году – «населенный пункт Светлый», а два года спустя – «рабочий поселок Светлый». Название будущего города себя оправдывало, в Светлом «кипела» новая рабочая жизнь, наполненная героическим эпосом трудовых свершений тысяч советских людей. Поезда переселенцев шли к нам из Брянска и Тамбова, Ярославля и Волохны… Приезжали энергетики разных специальностей, строители, рыбаки. Нередко совсем юными выпускниками ремесленных училищ. И сразу же включались в работу. Основные силы были направлены на восстановление и пуск электростанции ГРЭС-2. Тяжелейший труд на одном энтузиазме, полуголодное послевоенное существование позволили в кратчайшее время построить промышленные предприятия, организовать современное производство, наладить быт людей, создать качественно новые социальные условия для работы и жизни тысяч светловчан.

Осень 1947 г. Выдалась в Калининградской области холодная и дождливая. В поселке Взморье жили 13 семей, которые организовали рыбколхоз «за Родину». Уже в середине 50-х морскому промыслу стала принадлежать главная роль в улове колхоза «за Родину». В 1956 году был сделан важный новый шаг – первый выход в Северное море. С тех пор колхоз стал добывать не только салаку и треску, но и североморскую сельдь.

Когда же родился город Светлый? Формальный ответ таков: образован в 1955 г., а в 1963 г. преобразован в город областного подчинения. Образование Светлого являлось событием местного значения, но оно было связано с большими планами Калининградской области, да и всей страны.

В 70х улица Советская делит город на 2 части и одновременно связывает два его района – Центральный и Комсомольский.

Перпендикулярно Советской проходит бульвар Нахимова. Деревья на бульваре выглядят старше домов вокруг. Светловчане не захотели ждать, пока поднимутся молодые саженцы. Были привезены 30 летние каштаны и липы, они хорошо прижились на новом месте и хорошо украсили этот район города. Каждое дерево нужно было отыскать далеко от города, некоторых из них, особенно крупных, привозили и сажали ночью, чтобы не мешать движению.


Посёлок Комсомольский (Пайзе)

Рыбацкая деревня Пайзе основана в начале XIV столетия, после того, как епископ Бартоломей предоставил право начать отсюда заселение новых земель в Земланде.

В течение столетий жители деревни Пайза вели очень скромное существование, так как жить в одиноко стоящей деревне было сложно.

Население Пайзе по годам составляло: 1831—209 чел., 1844—305 чел., 1858—361 чел., 1944—2196 чел. В конце 30-х годов прошлого века в Пайзе были три небольшие гостиницы, универмаг, булочная и мясные лавки. Имелось также спортивное сообщество. Особенно жители увлекались футболом.


Геральдическое описание герба города Светлого

В лазоревом поле поверх уширенного к сторонам пояса золотой корабельный фонарь, сопровождаемый сверху — серебряной с черным клювом чайкой, летящей вправо с воздетыми крыльями, а внизу — повышенной серебряной нитью, чешуйчато изогнутой над зеленой выщербленной оконечностью, окаймленной серебром.

Герб города Светлого говорящий. Главная фигура герба — светящийся фонарь, источник света. Герб как нельзя лучше показывает приморское положение города, передает сам дух города, пропитанного морским ветром и наполненного веселым гомоном чаек.

История Светлого всегда была связана с морем и морским промыслом — сначала бедная рыбацкая деревушка на берегу залива, затем после прокладки Кёнигсбергского морского Канала (1901 год) — рыбацкий поселок и, наконец, с 1956 г. — город-порт. Таковы вехи становления города и его история. Светящийся фонарь — путеводный символ надежды и правильности выбранного пути. С помощью таких простейших сигнальных устройств во все времена женщины и дети рыбаков в ночи, в шторм и непогоду указывали мужчинам путь к причалу. Подобные фонари устанавливались также на корме парусных судов. Серебристая чайка — это особый вид крупной чайки, характерной для калининградского взморья. Чайка в гербе передает морской дух города. Вид чайки над кораблем в безбрежном море согревает душу моряка, напоминает о далеком береге, о доме. Даже улицы Светлого освещены электрическими фонарями с символической чайкой.

Две серебряные морские волны — это символическое изображение морского канала, давшего когда-то новую жизнь бедным рыбацким деревушкам на берегу залива. Сегодня по створам канала, ориентируясь на свет навигационных фонарей, идут сотни морских судов, которых встречает, уютно расположившийся на изумрудном берегу, город Светлый.

Серебряные лучи золотого фонаря, как открытые городские ворота, гостеприимно распахнуты, привлекая в город гостей и купцов. Серебро — символ открытости и чистоты помыслов.

Галерея

  • Административное здание

  • «Сбербанк» на Калининградской улице

  • Стадион «Судоремонтник»

  • Торгово-развлекательный центр «Буревестник»

  • Улица Советская

  • Бульвар Нахимова

Климат

Климат формируется под влиянием преобладающего переноса воздушных масс с Атлантического океана на материк и характеризуется как переходный к морскому с мягкой малоснежной зимой, относительно холодной весной, умеренно тёплым летом и тёплой дождливой осенью. Средняя годовая температура воздуха — плюс 6,8 °C. Абсолютные колебания могут достигать больших величин — от плюс 35 °C в июле — августе до минус 33 °C в январе — феврале.

Средняя температура января — минус 3,4 °C. Насчитывается 86 дней в году с морозами. Сильные морозы бывают редко. Самый тёплый период — июль месяц, когда среднемесячная температура воздуха составляет 17,5 °C. В целом режим погоды неустойчивый и связан, главным образом, с преобладанием морских воздушных масс, с большой повторяемостью сопутствующих им циклонов (штормов).

Влажные воздушные массы, поступающие с Атлантического океана, обуславливают высокую относительную влажность воздуха, которая зимой и осенью составляет 85-87 %, снижаясь к началу лета до 72-73 %. Высокая влажность воздуха и большая облачность заметно сказываются на особенностях (уменьшении) светового режима.

В течение года в округе отмечается 150 пасмурных и только 30 ясных дней. В среднем за год регистрируется 74 дня с туманами, преимущественно туманы образуются зимой. Они сопровождаются моросью, дождём и снегом. а год выпадает до 700—750 мм осадков, большая часть из них приходится на тёплое время года. Максимум приходится на август месяц — до 90 мм, минимум — на февраль — март месяцы. В зимние месяцы выпадает лишь 8-10 % годовой суммы осадков. Высота снежного покрова невелика — 13-18 см.

Рассматриваемая территория в целом относится к зоне активной ветровой деятельности. Ветровой режим характеризуется преобладанием ветров юго-западных, западных направлений с повторяемостью 35 %, а также южных и юго-восточных направлений с повторяемостью 23 %. Средняя за год скорость ветра составляет 3,7 м/с. Наибольшей скоростью обладает западный ветер. Зимой его средняя скорость составляет 5,5 м/с. Число дней с сильными ветрами (штормами) со скоростью более 15 м/с достигает 10-15 дней..

Население

На 1 января 2019 года по численности населения город находился на 633-м месте из 1115 городов Российской Федерации.

Средний возраст жителей — 35 лет.

Образование

  • Средняя общеобразовательная школа № 1
  • Средняя общеобразовательная школа № 3
  • Средняя общеобразовательная школа № 5

Общее количество учащихся — 2,6 тыс. чел.

Экономика

  • ООО «Лукойл — Калининградморнефть»: база производственного обеспечения добычи нефти в море и на суше, ООО «Лукойл-КНТ»: комплексный нефтетерминал, хранение, перевалка жидких нефтепродуктов;
  • ЗАО «Содружество-Соя» — глубокая переработка маслосодержащих культур;
  • ООО «Кливер» — завод по производству строительных металлоконструкций;
  • ООО «Vivo-Porte» — производство межкомнатных дверей;
  • ООО «Оптим-Кран» http://www.optim-crane.ru — производство опорных и подвесных мостовых кранов, а также козловых, консольных, специальных различной грузоподъемности и режима работ;
  • ООО «Регио-Экспресс» https://regio-express.ru/ — пассажирские перевозки;
  • Рыбколхоз «За Родину» — добыча и переработка рыбы;
  • ОАО "Светловское предприятие «Эра» — производит электромонтажные работы, ремонт электрооборудования, замеры параметров электрооборудования, ремонт судов речного и морского регистров;
  • ОГУП «Запреммаш» — ремонт и изготовление судового, рыбоперерабатывающего оборудования;
  • ЗАО «Межколхозная производственная база» — судоремонт, портовые услуги, обслуживание и снабжение рыболовецкого флота;
  • ЗАО «Судоремонт Балтика» — ремонт судов, портовые услуги;
  • ЗАО «БалтНафта» — перевалка нефтепродуктов;
  • ООО «Креон» — измельчение рыбы, производство консервов.
  • ООО «Светловский комбинат мясопродуктов» — производство мясных изделий, колбас.
  • ООО «БалтикФишИндустрия» — рыбоперерабатывающее производство

Транспорт

В Светлом расположена станция Балтийский Лес Калининградской железной дороги. Эта станция относится к тупиковой ветке, ответвляющейся от железнодорожной линии Калининград — Балтийск. По состоянию на 2009 год Светлый не обслуживается пассажирскими поездами. Расстояние до Калининграда — 27,5 км, до аэропорта Храброво 38 км.

Автобусное сообщение: автобусы № 105 и № 108 и экспресс № 205, автотранспортное предприятие «Регио-Экспресс» (обладатель общероссийской премии «Золотая колесница»). Стоимость — 91 рубль до Калининграда(по справке с места учебы — 65), 20 рублей — по городу Светлому, 28 рублей — по городу Калининграду. Также с августа 2012 года ходит маршрутное такси № 307 (Светлый — Балтийск). Стоимость — 100 рублей.

Достопримечательности

  • Храм святой великомученицы Варвары

  • Бульвар Нахимова

  • Светловский детский парк

  • Калининградский морской канал и порт в Светлом

  • Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (город Светлый).

  • Бюст Адмирала Нахимова

Города-побратимы

  • Кентшин, Польша с 8 декабря 2005 года
  • Новы-Двур-Гданьский, Польша
  • Светлогорск, Беларусь с 2011 года
  • Лида, Беларусь с июля 2012 года
  • Карлсхамн, Швеция с 20 сентября 2012 года
  • Молодечно, Беларусь с 3 июля 2015 года
  • Мальборк, Польша с 2019 года