Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Расстрел в Сфагиа

Расстрел в Сфагиа (греч. Η εκτέλεση στα Σφαγεία Θεσσαλονίκης) — расстрел 50 человек греческого гражданского населения, совершённый 2 июля 1943 года в Сфагиа, во время тройной, германо-итало-болгарской, оккупации Греции, в годы Второй мировой войны. Один из самых известных массовых расстрелов совершённых в годы оккупации в (сегодняшней) черте македонской столицы, города Фессалоники.

Предыстория

Греция была одной из европейских стран, где в годы Второй мировой войны партизанское движение получило широкий размах. С началом тройной оккупации Греции, инициативу по развёртыванию широкого движения Сопротивления взяла на себя Коммунистическая партия Греции, создав в сентябре 1941 года Национально-освободительный фронт Греции (ЭАМ), который затем приступил к созданию Народно-освободительной армии Греции (ЭЛАС). Железнодорожная и шоссейная сеть этой горной страны постоянно подвергалась атакам партизан ЭЛАС.

В ответ на действия греческих партизан, обычной практикой оккупационных властей были расстрелы на местах атак и диверсий либо жителей близлежащих населённых пунктов, либо заложников из числа политических заключённых тюрем и концлагерей.

Тюрьмы и лагеря выступали здесь в роли «источников крови»/поставщиков заложников смертников. Самым известным подобным лагерем в Центральной Македонии был, по выражению писательницы Анны-Марии Друмбуки, «отвратительной славы» лагерь «Павлос Мелас» в Салониках.

Концлагерь «Павлос Мелас»

Памятник Национальному Сопротивлению перед муниципалитетом Павлос Мелас

Лагерь «Павлос Мелас» был создан турками в 1881 году, в качестве казарм османской армии расположенной в Салониках. После освобождения македонской столицы греческой армией в 1912 году, лагерь перешёл под контроль греческой армии и был назван именем одного из самых известных македономахов, т.е. борцов за воссоединение Македонии с Грецией, Павлоса Меласа Самым большим зданием лагеря был длинный корпус А2. Перпендикулярно к нему располагалось другое здание, которое образовывло с А2 прямой угол, создавая тем самым центральную площадь лагеря. Для содержания заключённых также использовались бывшие конюшни военного лагеря. В своём большинстве заключённые были мужчинами, обвиняемыми или подозреваемыми в участии в Сопротивления, или членами компартии, что не исключало наличия в числе заключённых женщин с детьми, а также евреев.

И после расстрелов число заключённых в этом «резервуаре смертников» не уменьшалось и пополнялось за счёт арестованных в ходе карательных операций. Заключённые рассматривались как заложники, их смерть использовалась как предупреждение, но их жизнь могла одновременно быть фактором сдерживания нападений партизан Лагерь постоянно действовал как «источник крови» для ответных репрессивных мер оккупантов. Первая партия смертников была отправлена ещё в октябре 1941 года на демонстративную казнь через повешение в село Калокастро, Серре, Центральная Македония, где уже действовали партизанские отряды.

Расстрел в Сфагиа

В отличие от греческой столицы, где большинство расстрелов было осуществлено на стрельбище северо-восточного пригорода Кесариани, в Салониках командование Вермахта чередовало расстрелы в дюжине мест в черте города и пригородах. Одним из мест казней был избран и промышленный прибрежный район Сфагия расположенный на западе города. Собственно само имя район получил от находившегося там до войны мясо-перерабатывающего завода (Σφαγεία/Сфагиа по гречески означает бойня).

Нет однозначного ответа на вопрос какая из операций греческих партизан вызвала этот расстрел. Близким по времени и самым заметным в регионе Македония — Фессалия был разгром немецкой колонны т.н «Группы Эберлайн», совершённый партизанами Народно-освободительной армии в ущелье Сарантапоро 21 июня. Через два дня, 23 июня, другая немецкая колонна прошедшая через Сарантапоро, информировала немецкое командование о полном разгроме колонны «Группы Эберлайн».

По другим источникам, поводом для этого расстрела стало убийство 1 июля коменданта города Науса в Центральной Македонии. В ответ на действия греческих партизан и для устрашения населения, оккупационные власти приняли решение расстрелять 50 «коммунистов и осуждённых преступников» — 32 из лагеря «Павлос Мелас» и 18 из тюрьмы в салоникской крепости Эптапиргио.

Архимандрит Иоаким (Люляс)

Расстрел состоялся 2 июля на кирпичном заводе Папагеоргиу. Согласно послевоенному изданию газеты «Македония» от 9 апреля 1945 года, двое смертников перед расстрелом попытались бежать, одному из них это удалось. Напротив, издание компартии, кроме того что датирует расстрел 1 июля, приводит список 52 расстрелянных. Издание компартии также указывает имена группы ещё 3 человек расстрелянных в Салониках в этот день, но не связанных с расстрелом в Сфагиа.

Из этих «50 коммунистов», издание компартии подтверждает что двое (К. Цамуталидис и Г. Налпантидис) были членами партии с довоенного периода, а Налпантидис состоял к тому же в руководстве партийных организаций Македонии.

В числе смертников были двое священников — архимандрит Иоаким (Люляс) и священник Апостолис Телкас из Флорины. Последний провинился тем, что его сын был партизаном.

Митрополит Триккийский Дионисий (Хараламбус), также бывший узником концлагеря Павлос Мелас, позже писал, что архимандрит Иоаким «удостоился особых забот оккупантов» — он был без ряс и неузнаваем от побоев. Однако он шагал с гордостью, держа высоко голову, увенчанную кудрявыми чёрными волосами. Беспрестанно и красиво пел псалмы и молился. И обращаясь к смертникам выкрикнул: «Братья, мы умираем за святую цель».

4 июля оккупационная газета «Новая Европа» писала: «50 коммунистов и осуждённых преступников были расстреляны за зверства совершённые коммунистическими бандами против оккупационных сил».

Возраст расстрелянных «коммунистов и преступников» варьировал от пятнадцати (школьник А. Яламидис) до шестидесятидвух лет (К. Фахантидис).