Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

AN/SQS-53

AN/SQS-53 — американская корабельная гидроакустическая станция дальнего радиуса действия. Предназначена для размещения в носовом бульбовом обтекателе кораблей класса эсминец и крейсер и совместной работы с системой управления противолодочным оружием Mk 116. Разработана в качестве замены ГАС AN/SQS-26CX. Считается одним из лучших в мире гидролокаторов для надводных кораблей.

Отличается от предшественника AN/SQS-26 полностью полупроводниковой элементной базой и, как следствие, повышенной надёжностью (средняя наработка на отказ составляет 2000 часов) и менее трудоёмким техническим обслуживанием (курсы подготовки техников по ремонту занимают 5 недель вместо 5 месяцев для AN/SQS-26).

Система позволяет сопровождать до 100 целей в активном и пассивном режимах, классифицировать цели в пассивном режиме.

Пиковая мощность излучателя — 190 кВт.

Стоимость базовой модели составляет $6,3 млн, модификаций -B и -C — $10-11 млн.

Конструкция

Излучатель сонара представляет собой цилиндр высотой 1,75 м и диаметром 4,88 м с расположенными на нём 72 вертикальными линейками по 8 приёмопередатчиков TR-313 в каждом (всего 576 элементов). Масса антенны — около 27 т. Ширина луча составляет 5° по азимуту).

Рабочая частота передатчика — 3 кГц, максимальная частота – 192 кГц.

Обтекатель AN/SQS-53 изготовлен из жёсткого резиноподобного материала (в отличие от металлического обтекателя AN/SQS-26).

Станция включает в себя 22 стойки и 7 компьютеров AN/UYK-44(V) (в модификации -B компьютеры AN/UYK-20), объединённых в сеть.

История

ГАС разработана в 1972 году и производилась компанией General Electric, подразделением Heavy Military Electronic Equipment Dept. в Сиракьюс, Нью-Йорк, первая установка на корабле относится к 1975 году.

Модификации

Модификация AN/SQS-53A – базовая модель, твердотельная версия AN/SQS-26. Так же как и последняя использовала механическое сканирование луча с возможностью сопровождения только одной цели. Использовались цифровые компьютеры AN/UYK-20 и дисплеи AN/UYQ-21, а также сигнальный процессор AN/UYS-1 для обработки сигналов пассивного сонара.

Модификация AN/SQS-53B, появившаяся в 1980-х годах отличалась от базовой модели цифровым сигнальным процессором AN/UYS-1 и новым компьютером AN/UYK-44(V). Это значительно увеличило дальность действия сонара. Была обеспечена совместимость интерфейса с БИУС ПЛО AN/SQQ-89. Эта модификация обеспечивала подводную акустическую связь и активные контрмеры против акустических самонаводящихся торпед. Значительно увеличена надёжность аппаратуры.

Эта модификация могла сопровождать несколько целей, и классифицировать цели по акустической сигнатуре, имела встроенные средства самотестирования. Среднее сремя между отказами достигло 2000 ч, среднее время ремонта сокращено до 30 минут, трудоёмкость технического обслуживания уменьшилась на 60%.

Модификация AN/SQS-53C обладала вдвое большей дальностью действия за счёт модернизации оборудования, значительно увеличена производительность обработки информации. Было обеспечено сопровождение нескольких целей, одновременное использование пассивной и активной гидролокации, расширена полоса приёма. Увеличена мощность передатчика и надёжность аппаратуры.

Эта модификация была оснащена накопителем на магнитной ленты UYH-1 для протоколирования информации о контактах.

Модификация AN/SQS-53C Kingfisher/SWAK (англ. Shallow Water Active Kit, активный сонар для мелководья) обеспечивала поиск мин в переднем секторе 120° на расстояниях 2,5; 5; 10 и 20 км.

Модификация EC-16 (англ. Engineering Change 16) позволяла модернизировать сонары AN/SQS-53A/B, которые стояли на эсминцах типа «Кидд» (DDG 993–996) и первых девяти крейсерах типа «Тикондерога» (CG 47–55), до уровня AN/SQS-53C. Прототип был испытан в октябре 1994 года на эсминце DDG-995 «Скотт». Модификация обладала открытой архитектурой, облегчавшей дальнейшую модернизацию, упраздняла старую аналоговую электронику в приёмнике и имела новые цветные дисплеи, где оперативная обстановка отражалась на фоне топографических карт. Были улучшены цифровые интерфейсы с системой управления и принятия решения (англ. Command and Decision System, CDS и системой IMICS (англ. Identify, Manage, Change, Improve, Show). Хотя излучатель остался аналоговым, форма волны была изменена по образцу Kingfisher и AN/SQS-53C. Количество стоек оборудования уменьшилось на 15 (с 37 до 22), масса уменьшилась более чем на 11 т. Применение стандартных модулей уменьшило время разработки и её стоимость на две трети. Курс обучения техников по ремонту сократился с 29 до 5 недель, объём технического обслуживания — до 500 ч/год.

Модификация EC-84 позволяла сделать аналогичную модернизацию для эсминцев типа DD-963.

Модификация AN/SQS-53D, появившаяся в 1997 году отличалась полной заменой всех оставшихся аналоговых устройств на цифровые. В этой модификации широко использовались коммерческие компоненты, доступные на открытом рынке.

Японская компания NEC выпускает AN/SQS-53 по лицензии под названием OQS-102.

Технические характеристики

Носители

  • Ракетные крейсера типа «Вирджиния»
  • Ракетные крейсера типа «Белкнап»
  • Эскадренные миноносцы типа «Конго»
  • Эскадренные миноносцы типа «Кидд»
  • Эскадренные миноносцы типа «Спрюэнс»
  • Ракетные крейсера типа «Тикондерога»
  • Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк»