Железнодорожный транспорт в Киргизии — сеть несвязанных между собой железнодорожных линий.
Железная дорога в Киргизии появилась в 1924 году.
Участки
с территорией Казахстана связаны:
- Бишкекская линия от Турксиба к Рыбачьему
- станция на Турксибе (Маймак) - принадлежит КТЖ
с территорией Узбекистана связаны:
- Ош - Кара-Суу и Джалалабад - Кок-Джангак (одна линия, разделенная территорией Узбекистана)
- 38 км - Кызылкия
- Шамалдусай — Ташкумыр
История
На момент обретения Киргизией независимости сеть железных дорог молодой республики представляла собой несколько не обладающих с внутренней вязностью участков, доставшихся в наследство от СССР. Это чрезвычайно короткие отрезки путей: Фергана — Кызылкия, Карасу — Ош, Ханабад — Джалал-Абад— Кок-Янгак, Учкурган — Таш-Кумыр, соединяющие юг Киргизии с узбекскими городами Ферганской долины, а также участок Чалдовар — Бишкек — Рыбачье (Иссык-Куль), соединявший северный города Киргизии с южным Казахстаном.
В 1994 году с целью устранения разорванности сети было принято решение об осуществлении проекта Транскиргизской железнодорожной магистрали Балыкчи — Кочкор — Джалал-Абад. Начавшееся в 1998 году строительство вскоре было свернуто Окончательно проект был закрыт в 2000 году, оставив по итогу лишь недостроенные заделы станций и насыпи.
С 1996 года обсуждается план возможного строительства железной дороги Китай — Киргизия — Узбекистан («CKU») (через южный участок киргизских железных дорог).
Характеристика
Протяжённость железных дорог Киргизии на 2006 год составляла 470 км, в 2012 году осталось лишь 424 км. На железнодорожный транспорт приходится около 3 % грузооборота. Степень изношенности подвижного состава на начало 2000-х годов высока, насчитывается 2500 грузовых вагонов, 450 пассажирских и 50 локомотивов. Перевозки осуществляет государственная компания «Кыргыз темир жолу».
Сеть железных дорог страны состоит из разрозненных тупиковых линий. Отдельные линии связывают север страны с железными дорогами Казахстана и южные регионы страны с железнодорожной сетью Узбекистана. Другие железнодорожные линии проходят по юго-западным районам Киргизии, соединяя крупные промышленные и населенные пункты страны с Ферганским регионом.
Структура Кыргыз Темир Жолу
- Филиал ГП «НК Кыргыз темир жолу» по локомотивному хозяйству
- Мостоотряд
- Филиал ГП «НК Кыргыз темир жолу» по путевому хозяйству
- Филиал ГП «НК Кыргыз темир жолу» по обеспечению электроэнергией, сигнализацией и связью
- Филиал ГП «НК Кыргыз темир жолу» по материально-техническому обеспечению
- Филиал ГП «НК Кыргыз темир жолу» по вагонному хозяйству
- Филиал ГП «НК Кыргыз темир жолу» по обеспечению погрузочно-разгрузочных работ
- Филиал ГП «НК Кыргыз темир жолу» по обслуживанию пассажиров
- Филиал ГП «НК Кыргыз темир жолу» по информационно-вычислительному обеспечению
- Филиал по обеспечению военизированной охраны объектов железной дороги и перевозимых грузов
- Южное отделение ГП «НК Кыргыз темир жолу»
Пассажирские поезда
- Бишкек-Москва, Бишкек-Екатеринбург, Бишкек-Новокузнецк, Бишкек-Рыбачье
Станции
- Луговая
- Мерке
- Каинда
- Кара-Балта
- Беловодск
- Шопоково
- Бишкек 1
- Бишкек 2
- Аламедин
- Кант
- Токмак
- Быстровка
- Рыбачье
- Ош-1
- Ош-2
- Джалал-Абад
- Карасуу
- Кашгар-кыштак
- Кызылкыя
- Шамалдысай
- Ташкумыр