Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Батако

Батако или Старый Батако (осет. Бæтæхъойыхъæу, ингуш. Батако-юрт) — село в Правобережном районе Республики Северная Осетия — Алания.

Административный центр муниципального образования «Батакоевское сельское поселение».

География

Селение Батако находится на севере Правобережного района, у южного подножья Кабардино-Сунженского хребта, на высоте 595 метров над уровнем моря. Находится в 22 км к северу от районного центра — Беслан и в 47 км к северо-западу от города Владикавказ.

История

Основателем села является офицер российской армии — Бда Кадиев, один из самых влиятельных людей Осетии середины XIX века. В 1844 году в новообразованное селение наблюдается переселение горцев из Горной Тагаурии, позднее так же выходцы Урс-туальского ущелья в основном фамилмя Плиевых.

В государственных документах это селение первоначально называлось Владимирским, но это название не закрепилось, и позже было переименовано в Батако-Юрт, по названию маленькой пересыхающей речки — Батако, протекавшей через село. Однако жители самого села именовали его — Бда-Юрт (по имени основателя Бда Кадиева).

В «Прошении Иналовой деревни вольных фарсаглагов» начальнику Владикавказского военного округа генерал-майору Ильинскому отмечалось: «До сих пор мы не были обязаны никому из частных лиц никакими податями; переселившиеся из нас по некоторым обстоятельствам осетины в деревни Заманкульскую, Эльхотовскую и Батако-Юртскую забрали свои строения, дворовую ограду и вообще все свои пожитки как свою собственность». Как видно, в сознании крестьян перечисленные три аула, включая Батако, были «вольными». Однако реальная картина взаимоотношений между крестьянами и равнинными поселениями тагаурских алдаров была не столь радужной. Так в 1840 году, крестьяне Батако-Юрта пытались убить владельца соседнего аула — Муссу Кундухова и его братьев.

Царским указом в мусульманском ауле была построена церковь Святого Георгия Победоносца и приходская школа при ней. В это время, был заметен небольшой отток осетин, в другие мусульманские селения. Переселялись в основном в Эльхотово, Зильги, Заманкул, и Тулатово (Беслан). Были случаи ухода в далёкую Дигорию, в аулы Вольно-Магометановское и Лескен. В Батако-Юрте, помимо церковной школы, были две начальные. Церковная школа была бесплатной, в отличие от других двух, и небольшая часть осетин отдала детей на обучение в эту школу. Однако узнав о том, что в школе своевольно покрестили осетинских детей, жители аула убили двух священников и двух учителей. В 1905 году разрушили церковь, выгнали священников и захватили прилегающую к церкви землю. Наряду с Батако-Юртом, захваты церковных земель и изгнание должностных лиц имели место в Христиановском, Дарг-Кохе, Ногкау, Заманкуле, Зильги и других селениях.


Как видно, в сознании крестьян перечисленные три аула, включая Батако, были «вольными». Однако реальная картина взаимоотношений между крестьянами и равнинными поселениями тагаурских алдаров была не столь радужной. В пореформенной Осетии в Батако появилась небольшая группа «имущих» и «зажиточных», сумевших приспособиться к новым условиям. О быстром развитии торговли свидетельствует появление множества различных торговых обществ, банков и касс. В 80-х гг 19 века. в равнинных селах Осетии наибольшее количество торговых заведений было: в Алагире – 25, Христиановском – 19, Батако – 18, Хумалаге – 9, Эльхотово – 12, Кадгароне – 11 и т.д. Несмотря на трудности, в первую очередь – финансовые, в конце XIX в. в школьном деле произошли существенные сдвиги. Именно в тот период за счет самого сельского населения большинство школ приобрело собственные помещения, что позволило увеличить численность учащихся. В крупных равнинных селениях, в том числе Батако, наряду со школами грамоты, имелось от двух до четырех начальных школ. Процесс расслоения жителей Батако проявился в годы первой революции. С другой стороны, появление сельских банков и кредитных товариществ (в Батако – «Владимирское кредитное товарищество») объективно стимулировало развитие сельского хозяйства и экономики в целом. Общая сумма кредитов составила свыше 700 тыс. руб.



В 1918 году село было разрушено ингушами, они так же сожгли церковь и жителям села пришлось пару лет скитаться по сёлам и станицам Осетии. В 1920 году, беженцам было предложено место нынешнего селения Ногир для переселения. Однако, они изъявили желание восстановить разрушенное село. Одноако при обратном переселении, большая часть батакоевцев остановилось близ Беслана и основали новое село Новый Батако.

В 1996 году постановлением Парламента РСО село Старый Батакоюрт было переименовано в Батако.

Население

Национальный состав

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года:

Инфраструктура

  • Администрация,
  • Средняя школа,
  • Детский сад,
  • Дом культуры,
  • Амбулатория
  • Церковь

Религия

Вследствие политики Николая I, о расселении осетин по сословно-религиозному признаку, Батакоюрт относился к мусульманским селам. В 1920-х годах с потоком беженцев из Южной Осетии, выросло число православных семей, но коренные жители продолжали исповедовать Ислам.

Известные уроженцы

  • Бзаров Георгий Николаевич (1911—1943) — Герой Советского Союза.
  • Кубалов Александр Бызиевич (1871 – после 1937) – осетинский поэт, переводчик, общественный и культурный деятель. Автор «Афхардты Хасана» – первого крупного литературного произведения, опубликованного на осетинском языке (1897).
  • Плиев Исса Александрович (1903—1979) — Генерал армии, дважды Герой Советского Союза, Герой Монгольской Народной Республики.
  • Ходов, Константин Елизарович (1907—1989) — Герой Советского Союза.