Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Фёлькер, Карл

Карл Фёлькер (родился 17 октября 1889 года в Галле, † 28 декабря 1962 года в Веймаре ) — немецкий живописец, график, скульптор и архитектор. В молодости стал церковным художником-декоратором и затем всю жизнь периодически занимался росписью церквей. Под влиянием Ноябрьской революции 1918 г. в Германии вошёл в число художников немецкого авангарда. Яркий представитель живописи немецкого экспрессионизма, конструктивизма и новой вещественности. Автор цветовых решений ратуши Магдебурга (1922, по заказу Бруно Таута) и самого первого поселения Нового строительства (новой вещественности) Итальянский Сад (1924-1925) архитектора Отто Хеслера, с которым в дальнейшем постоянно сотрудничал и благодаря которому сам овладел ремеслом архитектора.

Начало жизни и первые годы творчества

1889 г. - родился 17 октября в Гибихенштайне неподалеку от Галле в семье церковного художника. 1904-1910 гг. - обучение живописи в мастерской у своего отца и в ремесленной школе Галле. 1910-1913 гг. - работа в Лейпциге и учёба в Школе прикладного искусства в Дрездене в мастерской живописи профессора Рихарда Гура. В это же время там проходили обучение Отто Дикс и Вильгельм Лахнит. В 1914 г. получил свой первый муниципальный заказ на роспись купола в часовне Гертрауденфридхоф в Галле.

Ноябрьская революция

Ноябрьскую революцию 1918 г. встретил с большим энтузиазмом: в январе 1919 г., сразу после создания в Берлине Ноябрьской группы им, вместе с художниками Галле, была организована Художественная группа Галле (Hallische Künstlergruppe), «пять художников, которые верили в новую эру и новую Германию». Вся Художественная группа Галле вступила в Ноябрьскую группу, куда также вошли Иоганнес Иттен, Василий Кандинский, Эль Лисицкий, Эрих Мендельсон, Ласло Мохой-Надь и Людвиг Мис ван дер Роэ. В этот период его творчество можно причислить к лучшим образцам экспрессионизма («Перелом» (Umbruch), 1918; «Пьета», 1918; «Цикл "Судьба"», 1919). В 1921 г. Фёлькер своими фресками расписывает редакционный зал коммунистической газеты «Классовая борьба» (Klassenkampf), а в 1922 г. заканчивает роспись деревенской церкви в Шмирме - этот заказ он получил благодаря Хранителю истории и искусств провинции (Provinzialkonservator) Максу Оле, который убедил пастора «не ограничивать художника слишком точными правилами, с которыми он не сможет справиться художественно». Живопись и графика Карла Фёлькера, вместе с картинами других революционных немецких художников, были показаны на 1-й Всеобщей Германской художественной выставке в России 1924 г. Благодаря инициативе Художественной группы Галле и других художественных объединений города, ещё в 1920 г. было начато цветовое оформление центральной городской площади Рынок (Markt), которое Фёлькер проводил вместе с городским советником Вильгельмом Йостом. Уровень его исполнения побудил Макса Оле в 1921 г. рекомендовать Карла Фёлькера Бруно Тауту, когда тот стал городским советником и задумал раскрасить город, как исполнителя этой работы в Магдебурге.

Ратуша в Магдебурге и Итальянский сад

Ратуша (черно-белое фото 1927 г.) Поселение Итальянский Сад (1923-1925)

В 1922 г. Фёлькер выполнил цветовую роспись ратуши Магдебурга. Использовалось три цвета: тёмно-красный (основной), белый (вокруг окон) и золотистый (статуи и фронтон). Когда летом 1922 г. в Магдебург на Центрально-германскую выставку по поселениям, социальному обеспечению и труду (MIAMA), приехал архитектор Отто Хеслер из Целле, он встретился с тогдашним городским советником (Stadtbaurat) Магдебурга Бруно Таутом, который рассказал о планах цветового преобразования города и о своём понимании роли цвета в архитектуре. Таут ещё до Первой мировой войны построил многоцветный город-сад Фалькенберг, но его здания имели примерно такое же отношение к новой архитектуре, как и все постройки Хеслера. Таут ещё в 1919 г. опубликовал «Призыв к цветному строительству» и всюду его пропагандировал. Хеслер сперва отнёсся к идеям Таута скептически, но, когда тот показал ему примеры цветового оформления, обнаружил в них то, что произвело на него исключительное впечатление.

Вот как сам Отто Хеслер вспоминал об этом впоследствии: «Я посетил Бруно Таута и принял над собой его попечительство. Меня мало заинтересовало разрушение цвета, но в цветовом решении магдебургской ратуши я увидел необычайное достижение. Мне стало ясно, что его создатель, будь он художником или архитектором, должен определенно обладать прекрасным чувством сущности архитектуры в целом, а также её деталей, чтобы достичь такого общего эффекта. От Таута я узнал, что художник Карл Фёлькер из Галле спроектировал ратушу в соответствии со своими собственными замыслами. Несколько недель спустя я пригласил Фёлькера в Целле и дал ему заказ на цветовое решение поселения «Итальянский сад».

Так они познакомились в 1922 году. Тогда ещё не существовало заказчика поселения, кооператива «Народная помощь» (он будет зарегистрирован в 1923 г.) и потому поселение «Итальянский сад» могло быть у Отто Хеслера только в его замыслах. Живопись Карла Фёлькнера, появившаяся после их знакомства, не утратив своей выразительности, постепенно приобрела строгий и геометрический характер, став несомненным явлением немецкого конструктивизма. Это картины «Хорст» (1922); «Бетон» (1924), «Рабочий обеденный перерыв» (Arbeitermittagspause) (1924); «Индустриальная картина» (Industriebild) (1924/25); «Вокзал» (Bahnhof) (1924/26); «Индустриальная картина» (Industriebild) (1925). Картины позволяют предположить, что Карл Фёлькер не только разрабатывал цветовое решение поселения, но и активно участвовал в обсуждениях при формировании его тогда предельно современного архитектурного образа. Каждый дом состоял из трёх кубических объёмов - одного, более высокого, центрального (2,5 этажа, с чердаком) и двух одинаковых боковых (2 этажа без чердака). При этом фасад центрального объёма имел отступ от фасадов боковых объёмов и это выглядело, как будто он был в них вставлен, а сверху выступал из них. Все 4-х квартирные дома были с квартирами двух размеров: 4-х комнатные квартиры, 85 кв. м. и 5-ти комнатные квартиры, 120 кв. м., соответственно, различался и размер самих домов. Карл Фёлькер опять выбрал три основных цвета: светло-серый (основной цвет всех центральных объёмов, а также проёмы вокруг окон и оконные рамы, а также балконы во всех боковых объёмах), красный (основной цвет боковых объёмов домов меньшего размера, оконные и дверные рамы во всех центральных объёмах) и синий (основной цвет боковых объёмов домов большего размера). Вспомогательный цвет - золотистый, им были окрашены поверхности вокруг входных дверей. После завершения строительства в 1925 г. успех поселения был безоговорочным. Отто Хеслер получил приглашение и вступил в самое авторитетное объединение архитекторов Немецкий Веркбунд, а в 1926 г., когда Хуго Херинг и Людвиг Мис ван дер Роэ организовали «Кольцо» (Der Ring), также получил приглашение и вступил в это объединение, и к нему, как член «Ноябрьской группы», присоединился Карл Фёлькер. Также в 1926 г., во время проходившего в Ганновере «Второго немецкого Дня цвета» (Zweite Deutsche Farbentag) была организована экскурсия в Целле для посещения поселения Итальянский Сад.

Работа с Хеслером и Новая вещественность